Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 20:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение роли высшего руководства в выполнении стратегии фирмы. Для достижения исследовательской цели необходимо решить следующие задачи:
- Обобщить теоретические основы в определении роли высшего руководства в выполнении стратегии фирмы.
- Провести анализ современного состояния мебельного салона «Светлана».
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы стратегического управления и роль высшего руководства в его реализации………………………………………………………4
1.1 Классификация роли руководителя в организации…………………….4
1.2 Сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы (SWOT-анализ)………………………………………………………………………………..7
1.3 Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением………………………………………………………………………..14
2 Анализ стратегической модели развития ООО «Светлана»…………………..20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……...20
2.2 Стратегический анализ современного состояния ООО «Светлана»....26
2.3 SWOT – анализ предприятия……………………………………………28
2.4 Выводы по результатам анализа………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемых источников...……………………………………………...
В качестве дополнений к данной таблице, могут составляться так называемые вспомогательные матрицы. Информация, представленная во вспомогательных матрицах переносится в основную и используется для обобщения результатов анализа. Таких матриц две: матрица возможностей и матрица угроз.
Также,
в процессе выполнения SWOT-анализа
рекомендуется составлять профиль
среды, т.е. таблицу, в которой должны быть
отмечены факторы среды, оказывающие или
могущие оказать существенное влияние
на организацию. Затем для каждого фактора
определяется его важность для отрасли,
влияние на организацию, направление данного
влияния и подсчитывается совокупная
степень воздействия по каждому фактору
и в целом. Все вспомогательные матрицы
SWOT-анализа представлены в таблицах 1.2
и 1.3.
Таблица 1.2
Матрица возможностей
вероятность использования возможностей | влияние | ||
сильное | умеренное | малое | |
высокая | ВС | ВУ | ВМ |
средняя | СС | СУ | СМ |
низкая | НС | НУ | НМ |
Таблица 1.3
Матрица угроз
вероятность использования возможностей | влияние | |||
разрушение | критическое состояние | тяжелое состояние | легкие ушибы | |
высокая | ВР | ВК | ВТ | ВЛ |
средняя | СР | СК | СТ | СЛ |
низкая | НР | НК | НТ | НЛ |
Для избежания указанных ошибок и извлечения максимум пользы из SWOT-анализа, необходимо выполнять следующие несложные правила.
Правило 1. Необходимо тщательно определить сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Правило 2. Следует понять различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И наконец, таких сильных и слабых сторон может набраться очень много, так что и не поймешь, какие из них главные. Во избежание этого преимущества и слабости должны быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.
Правило 4. Необходимо быть объективным и использовать разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ — это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Правило 5. Следует избегать пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ. К примеру, часть покупателей воспримет как плохо определенное, лишенное смысла заявление. Этот элемент нужно разбить на несколько более значимых с точки зрения покупателя составляющих.
В
таблице 1.4 приводятся категории, наиболее
часто включаемые в SWOT-анализ. Каждый SWOT
уникален и может включать одну или две
из них, а то и все сразу. Каждый элемент
в зависимости от восприятия покупателей
может оказаться как силой, так и слабостью
(при анализе внутренней составляющей),
а также, соответственно, как возможностью,
так и угрозой (при анализе внешней составляющей).
Таблица 1.4
Показатели, необходимые для проведения SWOT-анализа
Продолжение таблицы 1.4
Для
каждого из рассматриваемых рынков
или сегментов нужно
На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.
В настоящее время можно выделить следующие основные направления развития SWOT-анализа:
а) отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды;
б) учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования;
в) разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.
SWOT-анализ применяется для:
а) анализа факторов конкурентного окружения. В настоящее время в рамках технологий стратегического планирования SWOT анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, собранной в соответствии с классическими моделями PEST, моделями Портера, и т.д.;
б) планирования реализации стратегий. Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT моделей профессора Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий;
в) конкурентной разведки. По данным обзора (Survey of SCIP membership conducted by The Pine Ridge Group, Inc. and the T.W. Powell Company, 1998.) SWOT-анализ широко используется в конкурентной разведке. В 55,2% случаев выполнения конкурентной разведки был использован SWOT анализ для изучения разведывательной информации о конкурентах.
Таким
образом, благодаря своей концептуальной
простоте SWOT стал легко применимым для
менеджеров и столь же подверженным неправильному
применению. Для его проведения не требуются
ни обширные базы данных, ни формальная
подготовка. Любой, кто хоть немного знаком
с компанией и имеет представление о рынке,
может составить простой SWOT. С другой стороны,
присущая анализу простота может привести
к поспешным и бессмысленным выводам,
полным таких неопределенных и двусмысленных
понятий, как «эксплуатационная характеристика
продукта», «современное оборудование»,
«цены». Вдобавок, пользователи иногда
забывают об объективности и полагаются
на устаревшую или ненадежную информацию.
1.3
Управление реализацией
стратегического
плана и контроль
за его выполнением
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. По этому вопросу Питер Друкер считает, что пробным камнем для плана будет желание руководства предоставить ресурсы для его выполнения. На рисунке 1.1 представлена расширенная версия процесса стратегического планирования. Светлые участки представляют добавления к исходной модели.
Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат.
Такой
подход дает огромную свободу действий.
Работники, ответственные за достижение
целей, движимые даже наилучшими намерениями,
могут легко выбрать такой образ действий
или вести себя таким образом, что фактически
не обеспечит достижение целей. Чтобы
избежать подобной дезориентации и неправильного
толкования, руководство должно разрабатывать
дополнительные планы и конкретные указания
по обеспечению целей и наладить процесс
реализации стратегического плана.
Рисунок
1.1 - Процесс стратегического планирования
(расширенная версия)
Основной задачей этих директив является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые, по мнению руководства, являются благоприятными для достижения общей цели. Основная идея заключается в более тесной увязке действий, а не в применении какой-то интеллектуальной смирительной рубашки. Основными компонентами формального планирования будут тактика, политика, процедуры и правила.
Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Например, конкретный игровой ход представляет собой тактику, согласованную общей стратегией. Вот некоторые из характеристик тактических планов:
а) Тактику разрабатывают в развитие стратегии.
б) В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена.
в) Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.
г) В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.
После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы
избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшими управляющими на длительный период времени. По словам Штейнера и Майнера: «Политику можно рассматривать в качестве «Кодекса законов», который определяет, в каком направлении могут осуществляться действия... Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи, которым нужно следовать. Она предназначена для сохранения постоянства целей, а также для того, чтобы избежать принятия близоруких решений, основанных на требованиях данного момента».
Политика предоставления равных возможностей трудоустройства для национальных меньшинств и женщин способствует, например, решению задач социального обеспечения и лучшего использования трудовых ресурсов. Проведение и поддержка такой политики помогает не допустить намеренного или случайного исключения нижестоящими руководителями женщин или представителей национальных меньшинств из числа кандидатов на должность. Эта политика отвлекает их мысли от выбора альтернативы на основе личных ценностей и предпочтений и склоняет к решению, которое соответствует целям организации.
Информация о работе Анализ стратегической модели развития ООО «Светлана»