Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:23, курсовая работа
Изучение и анализ стратегических позиций предприятия в деловой среде
Введение _______________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие внешней среды организации, ёё структуры
1.1 Основные характеристики внешней среды ________________________ 5
Глава 2. Факторы внешней среды торговой организации, их влияние на
результаты деятельности на примере филиала Погарского РПС
«Хлебокомбинат»
2.1 Общие сведения о предприятии __________________________________8
2.2 Организационная структура предприятия _________________________11
2.3 Исследование факторов макросреды предприятия __________________14
2.4 Изучение факторов микросреды предприятия ______________________21
Глава 3. Пути обеспечения эффективного взаимодействия организации со
всеми субъектами внешней среды
3.1 Пути повышения эффективности анализа внешней среды на филиале
Погарского РПС «Хлебокомбинат» ______________________________28
Заключение _____________________________________________________37
Список использованных источников ________________________________39
На данной таблице приведены основные поставщики сырья и материалов, которые заняли свое стабильное место на данном предприятии.
Выбор поставщиков хлебозавод осуществляет с учетом рационального соотношения цены и качества. Именно эти поставщики гарантируют стабильное качество своей продукции при умеренной цене.
Что
же касается поставки остальных видов
сырья на филиал Погарского РПС «Хлебокомбинат»
, таких как сахар – песок, масло растительное,
меланж, патока, предприятие еще не определилось.
При данной ситуации хлебозавод осуществляет
закупку сырья в небольшом объеме, ориентируясь
на цену, а уже далее лаборатория оценивает,
как сырье будет сказываться на качестве
продукции. Такая неопределенность приводит
к тому, что качество вырабатываемых изделий
может быть нестабильным, лаборатория
постоянно должна корректировать технологические
процессы с учетом качественных показателей
поставляемого сырья.
Конкуренты
Основными крупными конкурентами по выработке хлебобулочных изделий филиала Погарского РПС «Хлебокомбинат» являются : «Бежицкий хлебокомбинат» г.Брянска; ОАО «Почепский хлебокомбинат»; ОАО «Стародубский хлебокомбинат»; ОАО «Унечахлебокомбинат».
В последние два года объёмы реализации продукции данных конкурентов резко возросли, в особенности после ввода в эксплуатацию новых торговых комплексов «МАГНИТ», где реализуется огромный ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий не только основных конкурентов, но и продукция из соседних областей и регионов.
Каждый потребитель выбирает для себя ту или иную продукцию с учетом качества, вкусовых свойств, цены изделия, привлекательности упаковочного материала, месторасположения магазина, удобного для потребителя. Конкурентами филиала Погарского РПС «Хлебокомбинат» по выработке фасованных пряничных изделий является «Бежицкий» пищекомбинат. По отношению к этому предприятию Филиал Погарского РПС «Хлебокомбинат» занимает доминирующее положение за счет широкого ассортимента пряников (более 15 наименований) и длительного срока хранения из-за герметичности упаковки. В розничной торговле также продаются пряники привозные из других городов, весовые, значительно ниже по цене, несмотря на транспортные расходы. Филиал Погарского РПС «Хлебокомбинат» производит пряничные изделия по ГОСТ 15810 – 96 строго по рецептуре, закон «О защите прав потребителей» запрещает какие – либо отступления по рецептуре в количестве сырья. Привозные пряники изготавливаются по ТУ. В данных ТУ приведены пределы соотношения сырья в рецептуре, что позволяет взаимно заменять один вид сырья на другой или использовать его более низкого качества, соответственно это влияет на себестоимость изделия.
Конкурентами по производству тортов филиала Погарского РПС «Хлебокомбинат» являются торты произведённые в г.Брянске под марками «Причуда», «Журавли», «от Капитана». По вкусовым характеристикам и качеству торты филиала Погарского РПС ни чем не уступают привозным, но у конкурентов больше ассортимент, чаще его изменяют, а также имеют большую скорость доставки потребителю за счёт своего специализированного автотранспорта.
Руководство
каждого предприятия четко
Рынок рабочей силы
Анализ
рынка рабочей силы направлен
на то, чтобы выявить его
Возраст специалистов и руководства на предприятии различный (от 18 до 58 лет). Высшее образование на производстве имеет всего около 6% от общего числа работающих, наибольшая часть работающих имеют средне-специальное образование, остальные среднее. На предприятии существует
система подбора и отбора кадров, повышение квалификации специалистов методом обучения за пределами организации за счет средств филиала.
Отрицательную роль играет в филиале «Хлебокомбинат» большая текучесть кадров, она обусловлена в первую очередь небольшой заработной платой, большой физической нагрузкой в некоторых производственных процессах, связанных с выпечкой хлеба. Вакансий на предприятии не имеется, на смену уволившемуся работнику сразу приходит новый, это обусловлено ростом безработицы в районе и практически отсутствием свободных рабочих мест на предприятиях.
Для того, чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности проведения анализа внешней среды на филиале Погарского РПС «Хлебокомбинат» необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты опроса руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие. В то же время факторы микросреды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия. В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды.
В
целом можно отметить, что на филиале
Погарского РПС «Хлебокомбинат» руководители
предприятия и структурных подразделений
находятся в курсе событий и изменений,
происходящих во внешней среде, так как
постоянно в своей повседневной деятельности
ощущают ее влияние и получают информацию
о ней из разных источников. Так, например,
основным связующим звеном между организацией
и внешней средой
(преимущественно компонентами микроокружения) является коммерческий отдел и отчасти отдел снабжения, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране (рис. 2)
Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на филиале Погарского РПС «Хлебокомбинат» существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно (за исключением разве что коммерческого отдела, но и он функционирует не столь эффективно как нужно). Поэтому на данный момент информация о внешней среде на филиале Погарского РПС «Хлебокомбинат» в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.
Одной из главных причин подобного положения дел на филиале Погарского РПС «Хлебокомбинат» является отсутствие четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, недостатком квалифицированных кадров и, прежде всего, отсутствие специалистов по маркетингу, а также отсутствием или нехваткой необходимых финансовых ресурсов.
Важным шагом в решении проблем по повышению эффективности работы предприятия является создание на «Хлебокомбинате» отдела маркетинга и привлечения в него молодой команды менеджеров.
По
вышеизложенным причинам для повышения
эффективности анализа внешней
среды на филиале Погарского РПС «Хлебокомбинат»
необходимо использовать следующую методику
комплексного исследования данной проблемы,
использующую логическую последовательность
этапов и процедур, представленных на
рис. 3
Рис.3. Процесс анализа внешней среды филиала
Погарского РПС «Хлебокомбинат».
На
первом этапе необходимо установить
стратегическую цель анализа, в качестве
которой должно быть регулярное и
своевременное предоставление руководителям
предприятия и структурных
Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При реально сложившейся ситуации на филиале Погарского РПС «Хлебокомбинат» данного рода анализ должен быть возложен на сотрудников созданного отдела маркетинга, который, по моему мнению, будет иметь значительные внутренние резервы для осуществления этой задачи, в силу востребованного их потенциала. При этом создание новой специализированной структурной единицы для такого предприятия является не излишним, а становится жизненной необходимостью, не смотря на то, что предприятие небольшое по сравнению со своими конкурентами.
Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде (рис. 4). Сбор информации о компонентах макро- и микроокружения из внутренних источников следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.
Для
получения исчерпывающей
Рис.4
Схема сбора и дальнейшей передачи информации
о внешней среде на филиале Погарского
РПС «Хлебокомбинат».
После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать: вначале проверить на достоверность и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным факторам внешней среды так, чтобы ее было удобно анализировать и хранить.
На
этапе анализа собранной
Вся
собранная, обработанная и проанализированная
информация должна храниться в базах
данных по потребителям, поставщикам,
конкурентам и макросреде в целом.
Их следует построить таким