Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:21, курсовая работа
Проводится анализ системы управления ЗАО «Делсот», даются рекомендации по совершенствованию структуры управления исследуемой организации, последовательно решены поставленные задачи. Изучаются теоретические основы системы управления. Рассматриваются внешняя и внутренняя среда организации ЗАО «Делсот». Проанализированы собранные данные, для выявления недостатков существующей системы управления.
Внутренняя среда организации имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности организации.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и остальных работников, найм, обучение и продвижение кадров , оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание нормальных отношений между работниками и т. п.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка, проведение исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и системы распределения. Таким образом, маркетинговый срез определяет цели и стратегии организации, т.е. стратегический потенциал организации.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности. Это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей. Все это определяет финансовый потенциал организации [24, с.26]. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая, также как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа.
Внутренняя среда является ведомой, т.е. манипулируя внутренними ситуационными переменными, изменяя их, руководитель может повысить эффективность деятельности организации.
Любое
предприятие функционирует, имея связи
с рынком: поставляя на него изделия, услуги
и обеспечивая покупателей соответствующей
информацией. С рынка предприятие получает
деньги и снова информацию – об объемах
и темпах продажи, мнения покупателей,
данные о товарах конкурентов и т.д. Таким
образом, возникает замкнутая система,
функционирующая как единое целое.
Кроме того, имеется еще одна замкнутая
система, в которой компания является
как бы принимающим звеном по отношению
к поставщикам товаров. В ответ на этот
материальный поток, фирма направляет
информацию и деньги.
В итоге предприятие оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят: покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров, конкурентов, посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п. Таким образом, понятие внешней среды складывается из двух составляющих - факторы макросреды и факторы непосредственного окружения фирмы.
К
факторам макросреды обычно относят: экономическое
состояние страны, политико-правовой аспект,
социальное и культурное окружение, научно-техническое
и технологическое развитие общества.
Изучение экономического состояния позволяет
понять действующие законы – темпы инфляции,
соотношения валют, нормы налогообложения
и их тенденции, уровень безработицы, и
увидеть возможности использования природных
и человеческий ресурсов.
На деятельность предприятия оказывают влияние пять сил: конкурентная борьба внутри отрасли, угроза появления товаров и услуг-субститутов, способность поставщиков диктовать свои условия, угроза появления новых конкурентов, способность покупателей диктовать свои условия.
В отличие от внутренней среды, которая является ведомой для управляющих, внешняя среда – ведущая, т.е. менеджеры должны отслеживать изменения внешней среды и приспосабливаться к ним.
Предприятие как открытая система, зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, от конкуренции, от потребностей, существующих в обществе. Кроме того, внешняя среда постоянно меняется, и руководителю необходимо не только отслеживать эти изменения, но и предлагать подходящие способы реагирования на внешние воздействия. В этом смысле организации подобны биологическим организмам. Согласно теории Чарльза Дарвина, среди животных выживают только те виды, которые смогли приспособиться к условиям внешней среды. Также организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Руководитель должен исповедовать организационный дарвинизм, чтобы в мире быстрых изменений не оказаться в числе исчезнувших.
Для
облегчения учета влияния на организацию
все внешние факторы делятся
на две следующие основные группы:
факторы среды прямого и
Среду прямого воздействия составляют факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямые влияния этих операций. К ним относятся: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы [24, с.47].
Поставщики оказывают воздействие на организацию через угрозу прекратить поставку, поднять цены на ресурсы, снизить качество продукции. Если поставщик является монополистом или единственным для организации, а предприятие не является единственным заказчиком для поставщика, его влияние на организацию наиболее существенно. Так, коммунальные службы, повышая цены на электроэнергию, газ, воду существенным образом влияют на деятельность организации, делая готовую продукцию очень дорогой и не конкурентоспособной. Недаром предлагаемые государством меры по оздоровлению и выводу из кризиса промышленных предприятий одним из главным пунктов считают снижение цен на энергетические ресурсы.
Потребители. Известный специалист по управлению Питер Ф. Дукер считает, что «единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителей». Действительно, оправдание сосуществования организации зависит от ее способности находить потребителей результатов ее деятельности и удовлетворять их запросы. Потребители, решая какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности.
Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Менеджеры организации четко понимают, что если не удовлетворить нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятие будет испытывать большие затруднения и возможно, прекратит свое существование. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, что и с использованием какой технологии выпускать организации.
Так,
в 75 году швейцарская часовая
Государство и его законы призваны защитить граждан согласовать общественные, коллективные и частные интересы. Оно должно обеспечивать фундаментальные научные исследования, формировать производственную и социальную инфраструктуру. Государственное регулирование осуществляется через кредитно – денежную, налоговую, таможенную и амортизационную политику.
Факторы среды косвенного воздействия.
Среду косвенного воздействия составляют факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции предприятия, но тем не менее влияют на деятельность организации.
Этот фактор среды косвенного воздействия влияет на все составляющие среды прямого воздействия. Технологические нововведения влияют на эффективность производства, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Особое влияние начал оказывать этот фактор, Начиная с 60 – 70-х годов, когда наука и техника стала развиваться быстрыми темпами. Это существенным образом повлияло и на менеджмент. Руководители столкнулись с такой проблемой, что продукция, которая пользовалась спросом и сулила большие выгоды, вдруг устаревает, приносит убытки, отрицательно сказывается на имидже предприятия. Стало казаться, что экономика аномальна, т.е. не имеет никаких закономерностей, но затем эти закономерности были найдены, и одной их них явилась кривая жизненного цикла спроса – технологии [24, с.50].
Состояние
экономики может влиять на стоимость
всех ресурсов, на способность потребителей
покупать товары, на цену и конкурентоспособность
производимых товаров. Менеджеру необходимо
иметь прогноз состояния экономики в краткосрочном
(на 1 год), среднесрочном (на 3 года) и долгосрочном
(на 5 лет) периодах и иметь альтернативные
варианты развития для разных прогнозов.
Если прогнозируется инфляция, то необходимо
иметь запас ресурсов и провести с рабочими
переговоры о финансовой оплате труда,
чтобы сдержать рост издержек в будущем.
Можно получить кредит, т. к. в дальнейшем
деньги будут дешевле и тем самым будут
скомпенсированы потери от выплаты процентов.
Если прогнозируется экономический спад,
необходимо уменьшить запасы готовой
продукции, поскольку могут появиться
трудности со сбытом, частично свернуть
производство. Если планируется снижение
налогов, то увеличится масса свободных
денег. В этом случае можно выпустить больше
акций, расширить производство. Конкретные
изменения в состоянии экономики могут
положительно влиять на одни организации
и отрицательно на другие. Так при спаде
промышленного производства в нашей стране,
процветают торговля и банковское дело.
В этой ситуации многие промышленные предприятия
диверсифицируют свою деятельность. Под
диверсификацией здесь понимают выход
на новые рынки с новыми товарами и услугами,
т.е. наряду с основной деятельностью организации
сдают часть свободных помещений, развивают
посредническую деятельность, организуют
банки. Считается, что новые виды деятельности
могут приносить большие прибыли, если
они все будут взаимоувязаны.
Общие характеристики факторов внешней среды
Например, резкий рост цен на доллар в « черный вторник» повлек за собой общее повышение цен на все ресурсы. Эти изменения стали катализатором серии правительственных акций и изменений в производстве.
Если информации мало и она не точна, то среда становится неопределенной, и наоборот. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективное решение. По наличию информации условия внешней среды классифицируются на условия определенности , риска и неопределенности. Условия определенности существуют тогда, когда руководитель точно знает результат, который будет иметь каждый выбор. В условиях риска вероятность результата каждого решения можно определить с известной достоверностью. Понятие риск здесь используется не в смысле опасности, а относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. Риск - это возможная опасность получения негативного результата в ходе реализации принятого варианта решения при наличии множества случайных факторов. Условия считаются неопределёнными, если информации недостаточно для прогнозирования уровня вероятности результатов в зависимости от выбора. Для принятия решения в этом случае используется экспертный анализ, теория вероятности, математическая статистика, теория игр, регрессионный и дисперсионный анализ[24, с.56].
Информация о работе Анализ системы управления на предприятии ЗАО « Делсот»