Анализ процессов достижения стратегических и тактических целей предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

цель курсовой работы – провести сравнительный анализ процессов достижения стратегических и тактических целей предприятия.
В рамках поставленной цели необходимо достигнуть следующие задачи:
- дать общую характеристику стратегических и тактических целей предприятия в стратегическом менеджменте;
- провести сравнительный анализ способов и процессов достижения стратегических и тактических целей предприятия;
- охарактеризовать деятельность ООО «Амбирс» и определить его основные стратегические и тактические цели;
- оценить уровень стратегического и тактического планирования в ООО «Амбирс» и процессов достижении я целей предприятия;
- разработать рекомендации по совершенствованию процессов достижения стратегических и тактических целей предприятия ООО «Амбирс».
Объект работы – ООО «Амбирс» - предприятие, занимающееся торгово-посреднической деятельности.
Предмет исследования – процесс достижения стратегических и тактических целей на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к анализу процессов достижения стратегических и тактических целей предприятия 5
1.1. Общая характеристика стратегических и тактических целей предприятия в стратегическом менеджменте 5
1.2. Способы достижения стратегических и тактических целей предприятия и их сравнительный анализ 12
Глава 2. Анализ стратегического и тактического планирования и процесса достижения целей на предприятии ООО «Амбирс» 16
2.1. Общая характеристика ООО «Амбирс» и основные стратегические и тактические цели предприятия 16
2.2. Оценка эффективности стратегического и тактического планирования на предприятии ООО «Амбирс» 24
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процессов достижения стратегических и тактических целей ООО «Амбирс» 28
3.1. Общие рекомендации по совершенствованию деятельности по стратегическому и тактическому планированию и контролю процессов достижения стратегических и тактических целей 28
3.2. Сбалансированная система показателей как способ оценки эффективности достижения стратегических и тактических целей предприятия 30
3.3. Основные этапы внедрения сбалансированной системы показателей с помощью QPR Scorecard для ООО «Амбирс» 35
Заключение 40
Список использованных источников 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая Стратегический менеджмент.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

 

Введение 

      Для  предприятия  любой  формы   собственности   и   любых   масштабов хозяйственной    деятельности    существенно    управление     хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так  же  планирование. 

      Стpaтeгичecкий  мeнeджмeнт - этo тaкoe yпpaвлeниe opгaнизaциeй, кoтopoe oпиpaeтcя нa чeлoвeчecкий пoтeнциaл, кaк ee ocнoвy, opиeнтиpyeт пpoизвoдcтвeннyю  дeятeльнocть нa зaпpocы пoтpeбитeлeй, ocyщecтвляeт  гибкoe peгyлиpoвaниe и cвoeвpeмeнныe измeнeния в opгaнизaции, aдeквaтныe вoздeйcтвию oкpyжaющeй cpeды и пoзвoляющиe дoбивaтьcя кoнкypeнтныx пpeимyщecтв, чтo, в кoнeчнoм cчeтe, cпocoбcтвyeт выживaнию opгaнизaции и дocтижeнию cвoиx цeлeй в дoлгocpoчнoй пepcпeктивe1.

      Если  миссия и видение выражают общие намерения и, как правило, не измеримы, то цели должны быть конкретными и представленными в количественном выражении. Стратегические и тактические цели предприятия должны быть реальными, измеряемыми задачами, стоящими перед компанией в рамках выбранного направления развития. Цели являются своего рода обязательствами добиться определенных результатов в определенные сроки.

      Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения и анализа процессов достижения стратегических и тактических целей предприятия.

      Все цели предприятия можно поделить на внешние (направлены на реализацию миссии) и внутренние (нацелены на достижение видения).

      Внешняя цель в общем виде может быть определена, как стремление создать долгосрочные конкурентные преимущества, которые позволят предприятию усилить рыночные позиции, а также повысят устойчивость бизнеса.

      Внутренней  целью любого предприятия является получение прибыли.  Расходуя прибыль  на развитие, предприятие стремится  укрепить свои рыночные позиции, старается  создать долгосрочные конкурентные преимущества. В этой связи необходимо понимать, что больше волнует предприятие - прибыль сегодня, или устойчивость и прибыль завтра.

      Исходя  из обозначенной актуальности, обозначим  цель курсовой работы – провести сравнительный анализ процессов достижения стратегических и тактических целей предприятия.

      В рамках поставленной цели необходимо достигнуть следующие задачи:

      - дать общую характеристику стратегических  и тактических целей предприятия  в стратегическом менеджменте;

      - провести сравнительный анализ способов и процессов достижения стратегических и тактических целей предприятия;

      - охарактеризовать деятельность  ООО «Амбирс» и определить  его основные стратегические  и тактические цели;

      - оценить уровень стратегического  и тактического планирования в ООО «Амбирс» и процессов достижении я целей предприятия;

      - разработать рекомендации по  совершенствованию процессов достижения  стратегических и тактических  целей предприятия ООО «Амбирс».

      Объект  работы – ООО «Амбирс» - предприятие, занимающееся торгово-посреднической деятельности.

      Предмет исследования – процесс достижения стратегических и тактических целей на предприятии.

      Теоретико-информационную базу исследования составили труды современных отечественных и зарубежных ученых в области стратегического менеджмента. Среди них Петров А.Н., Ансофф И., Кинг У, Карлофф Б., Горемыкин В.А., Ефремов В.С., Кобец Е.А., Пивоваров К.В., Старовойтов М.К., Каверина О.Д. В работе также были использованы ресурсы Интернет.

      Структура работы представлена введением, тремя главами, включающими семь параграфов, заключением и списком использованных источников. 

 

Глава 1. Теоретические  подходы к анализу  процессов достижения стратегических и  тактических целей  предприятия 

1.1. Общая характеристика  стратегических и  тактических целей предприятия в стратегическом менеджменте 

      Высокая взаимообусловленность различных  факторов деятельности предприятия  накладывает серьезные ограничения  на возможность их однозначного определения  и установления четкой причинно-следственной связи между ними. Следствием этого часто является разобщенность в понимании одних и тех же категорий и существование различных подходов к их объяснению. Так в частности содержание дефиниций стратегии и тактики часто раскрывается через призму таких понятий как внешняя и внутренняя среда предприятия, период планирования, иерархическая структура управления и т.д. В соответствии с этим меняются критерии их разграничения и классификации. С одних позиций стратегический контур включает все управленческие решения относительно функционирования предприятия во внешней среде. Другой подход связывает стратегию с долгосрочным периодом планирования деятельности предприятия. Третья точка зрения лежит в плоскости разграничения стратегии и тактики предприятия относительно его внутренней структуры, при котором стратегические решения являются прерогативой только высшего руководства. Очевидно, что рассматриваемые аспекты в большинстве своем отражают следственный характер приведенных критериев, вытекающий из глубинного понимания стратегии и тактики2.

      Стратегическое  и тактическое планирование на предприятии - это одна из функций управления,  которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их  достижения.

      Общие  утверждения,  описывающие  состояние  организации  в   будущем, называются  стратегическими  целями.   Они   относятся   не   к   конкретным подразделениям или отделам, а к компании в целом. Стратегические цели  часто называют официальными, или формальными целями, так как в  них  формулируются намерения организации. Некоторые исследователи    указывают, что стратегические цели  не  должны  ограничиваться  показателями  прибыльности.

      Более того, если организация отдает приоритет  прибыли и доходам  акционеров, это  может  негативно  отразиться   на   ее   деятельности.   Питер   Друкер предполагает,  что компании  следует определить  стратегические   цели   в следующих областях:  рыночные   позиции,   инновации,   производительность, материальные   и   финансовые    ресурсы,    прибыльность,    управленческая деятельность и ее развитие, трудовая деятельность и  установки  сотрудников, обязательства перед обществом3.

      В стратегических  планах  определяются  действия,  или  шаги,  которые  компания  намеревается  предпринять  для  достижения  стратегических  целей, направления   распределения   ее   ресурсов   (денег,    людей,    площадей, оборудования). Как правило, стратегическое планирование  носит  долгосрочный характер: действия расписываются на срок от 2 до 5 лет вперед.

      Достижение  стратегической  цели  предполагает  реализацию  следующего  плана действий:

      1) выделение ресурсов на разработку  новых, конкурентоспособных  продуктов   с высоким потенциалом роста;

      2) модернизацию  методов  производства,  что  позволит  добиться  увеличения  объемов выпуска и снижение  издержек;

      3) проведение исследований, направленных  на  поиск  альтернативных  способов использования продуктов  и услуг4.

      Результаты, которых должны достичь  подразделения  и  основные  отделы фирмы, называются тактическими целями. Ответственность  за  их  достижение  и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена.  Тактические цели  являются  одним   из   элементов   достижения   стратегических   целей организации.

      Таким образом, стратегические цели — определения  в общем виде того, какой организация хочет стать в будущем; относятся более к организации в целом, чем к ее конкретным филиалам и подразделениям.

      Тактические планы разрабатываются, чтобы способствовать выполнению крупных стратегических планов и реализации конкретной части корпоративной стратегии. Тактические планы обычно имеют более короткий горизонт, чем стратегические — на следующий год или около того. Понятие тактики восходит к военному искусству. В коммерческих организациях тактические планы определяют, что должны делать крупные отделения и структурные единицы, чтобы был реализован организационный стратегический план. Обычно в задачу менеджеров среднего звена входит анализ стратегических планов и разработка конкретных тактических планов5.

      Стратегические  цели, с одной стороны, должны соответствовать миссии и видению компании, а с другой - быть развернутыми по функциональным уровням организации и согласованными с индивидуальными и групповыми целями всех сотрудников. К сожалению, на многих отечественных предприятиях это далеко не так.

      Процесс развертывания целей во многих компаниях обычно выглядит следующим образом. Основываясь на показателях финансовой отчетности за прошлый период, руководство пытается определить целевые ориентиры компании на будущее. Как правило, эти ориентиры задаются в рублях и становится непонятно, как их можно развернуть по функциональным уровням. Таким образом, среднее звено ориентировано не на достижение целей, а на выполнение функциональных обязанностей (причем не совсем ясно, насколько это приносит пользу).

      Стратегические цели в различных вариантах формулируются в следующем виде:

    • Проникновение на рынок продукции
    • Захват рынка
    • Увеличение рентабельности продаж
    • Рост объемов продаж
    • Увеличение рыночной стоимости предприятия.

      Тактические цели определяют более конкретные задачи повышения эффективности бизнеса:

    • Снижение себестоимости продукции (контроль использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов);
    • Увеличение загрузки оборудования (контроль ВЕР);
    • Уменьшение количества работающих (контроль расходов на зарплату);
    • Снижение налоговых платежей (контроль налогооблагаемой базы);
    • Управление переменными и постоянными издержками (контроль изменения прибыли за счет объема продаж);
    • Оптимизация состава оборудования (контроль затрат на содержание и ремонт оборудования);
    • Обоснование рациональной организационной структуры предприятия (контроль затрат на содержание вспомогательных подразделений);
    • Обоснование цен на продукцию (контроль объемов продаж и уровня рентабельности)6.

     Итак, на базе стратегических планов разрабатываются краткосрочные планы организации — ее тактика.

     Если  стратегия организации отражает ее долгосрочные цели, то тактика отражает краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями.

     Тактика, как правило, разрабатывается средним  звеном руководства организации в развитие стратегии и на более короткие сроки.

     Процесс формирования тактических планов организации  предполагает, как правило, процедуру их согласования между руководством организации и менеджерами среднего управленческого звена.

     Нередко на стадии согласования тактических планов, которая может потребовать нескольких итераций, предметом обсуждения становятся объемы производимой продукции, ресурсы, необходимые для ее производства, распределение полномочий при их реализации, альтернативные варианты достижения запланированных результатов деятельности.

     Проверка  результатов стратегического планирования нередко бывает затруднена, поскольку  для их реализации требуются более  значительные интервалы времени.

     В то же время результаты реализации тактических планов могут проявляться достаточно быстро. А это означает, что они могут быть оперативно оценены и по результатам оценки могут быть внесены соответствующие коррективы в действия и дальнейшие планы организации7.

     При стратегическом планировании широкое применение находят методы программно-целевого планирования.

     В программно-целевом планировании активно  используется метод деревьев цели.

     Стратегическое  планирование является одной из основных составляющих стратегического управления. В зависимости от управленческих традиций организации используются различные технологии стратегического планирования.

     Наиболее  распространенными на сегодняшний  день являются технологии, которые  можно назвать изыскательским и  нормативным планированием.

     В основе изыскательского планирования — планирование от сегодняшнего дня, от имеющихся сегодня возможностей и тенденций изменения внешней и внутренней среды организации с выходом на те показатели, которые сегодня считаются достижимыми.

     В основе нормативного планирования —  планирование от целей и задач организации, определение показателей, которых организация стремится достичь, используя возможности, которыми организация располагает сегодня и, согласно прогнозу, будет располагать завтра8.

Информация о работе Анализ процессов достижения стратегических и тактических целей предприятия