Анализ организационной структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и оценка организации управления на предприятии. Объектом исследования является ООО СП «БЕЛВЕСТ», предмет исследования – организация управления.
В настоящей работе на основе теоретических знаний проведён анализ структуры управления ООО СП «БЕЛВЕСТ», определена оценка ее эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-методологические основы анализ и оценки организационных струтур управления
1.1 Организационная структура управления предприятием: сущность, назначение
1.2 Виды структур управления предприятием
1.3 Пути и проблемы проведения комплексного анализа и оценки организационной структуры управления
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО СП «БЕЛВЕСТ»
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ целей, состава и содержания функций управления, их распределения между органами управления.
2.3 Анализ и оценка численности и структуры работников аппарата управления
2.4 Анализ и оценка номенклатуры управленческих решений, норм управляемости, механизмов взаимодействия
3 Совершенствование аналитической функции как важное направление повышения эффективности управления предприятием
3.1 Средства и методы анализа систем управления в технологиях управленческого консультирования
3.2 Совершенствование организационной структуры ООО СП «БЕЛВЕСТ»
3.3 Оценка эффективности организационной структуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

ислструктуры.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

   2.3 Анализ и оценка  численности и  структуры работников аппарата управления

   На  ООО СП «ЬЕЛВЕСТ» налицо многоуровневая вертикаль управления – от руководителя СП до начальника цеха и производственных участков, а также горизонтальная соподчиненность и взаимоувязка деятельности различных подразделений и служб.

   Работающие  же по найму руководители составляют свыше 80 процентов управленческих кадров.

    Профессионально-квалификационный состав персонала аппарата управления состоит из специалистов, которые имеют высшее, а также среднее специальное образование и опыт работы.

  Таблица 2 – Профессионально-квалификационное разделение на ООО СП «БЕЛВЕСТ»

      За отч-й год За пред-й  год

    Темп роста, %

    Численность ППП, всего 2102 2048 102,64
    В том  числе, в %
    • рабочие
    • служащие
     
    83,64

    16,36

     
    82,97

    17,03

     
    0,67

    -0,67

    Из  них:
    • руководители
    • специалисты
     
    209

    138

     
    209

    140

     
    Распределение по уроню образования:

    Руководители:

    • высшее образование
    • среднее специальное
    • среднее
    • базовое

    Специалисты:

    • высшее образование
    • среднее специальное
    • среднее
    • базовое
     
     
     
    189

    20

    -

    - 

    135

    3

    -

    -

     
     
     
    187

    22

    -

    - 

    136

    4

    -

    -

     
     
     
    101,07

    90,91 
     
     

    99,27

    75

    Проводя анализ таблицы можно увидеть, что  общая численность ППП на ООО  СП “БЕЛВЕСТ” увеличилась в отчетном периоде на 2,64 %. Увеличение произошло  за счет увеличения удельного веса рабочих.

    Численность руководителей на СП осталась без изменений, однако их удельный вес в общей структуре численности вырос на 0,67 % пунктов и составил 83,64 %.

    Численность специалистов сократилась на 2 работника, их удельный вес уменьшился на 0,67 % пунктов.

    Также из таблицы видно явное уменьшение как руководителей, так и специалистов со средним специальным образованием.

    Далее проведем анализ численности и структуры  работников аппарата управления, результаты сведем в таблицу 3.

    Таблица 3 – Структура работников аппарата управления

  За отч-й год За пред-й  год

Изменения, %

Руководители  всего, чел.,
из них, в %
  • рукводители юр.лиц, обособленных подразделений и их заместители
  • руководители структурных ед., их заместители
  • главные специалисты
209 

17,03 

50,2 

32,77

209 

17,03 

50,2 

32,77

0 

0 

0 

0

Специалисты, всего чел.,

их них, в %

  • инженеры
  • техники
  • бухгалтера
  • экономисты
  • прочие
138 

30,57

29,83

9,6

13,6

16,4

140 

30,58

29,9

9,6

13,64

16,28

-1,43 

-0,01

-0,07

0

-0,04

+0,12

 

       Анализ  таблицы 3 показывает, что на СП численность  и структура руководителей за отчетный период остались без изменений.

       Численность специалистов уменьшилась в абсолютном выражении на 2 человека, уменьшение в относительном выражении составило 1,43 %. По всем составляющим структуры специалистов видно уменьшение удельного веса в общем объеме специалистов СП, по статье «Прочие специалисты» видно увеличение их удельного веса на 0,12 % пунктов.

       Уменьшение  численность и изменение структуры специалистов говорит, скорее всего, о том, что ООО СП «БЕЛВЕСТ» либо сокращает хозяйственный оборот, либо переходит на новый уровень организации и управления производством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4 Анализ и оценка  номенклатуры управленческих решений, норм управляемости, механизмов взаимодействия

   Иерархия  принятия решений на ООО СП «БЕЛВЕСТ» отчасти совпадает с иерархией целей в системе управления, поскольку в принципе каждый уровень принятия решений характеризуется собственной целью.

   Рассмотрим номенклатуру решений, принимаемых высшим уровнем управления ООО СП «БЕЛВЕСТ» (таблица 4).

   Таблица 4 – Номенклатура решений высшего  уровня управления СП

Общее собрание акционеров 1. принятие решения  о реорганизации Общества;

2. принятие  решения о ликвидации Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

3. определение  количественного состава Совета  директоров, избрание его членов  и досрочное прекращение их полномочий;

4. определение  предельного размера объявленных акций;

5. принятие  решения об увеличении уставного  капитала путем увеличения номинальной  стоимости размещенных акций  или путем размещения Обществом  дополнительных акций,  внесение  соответствующих изменений в  устав Общества;

6. принятие  решения об уменьшении уставного  капитала Общества;

7. избрание (назначение) директора и досрочное  прекращение его полномочий;

8. избрание  членов ревизионной комиссии (ревизора) Общества и досрочное прекращение  их полномочий;

9. утверждение  аудитора;

10. утверждение  годовых отчетов, бухгалтерских  балансов, счетов прибылей и убытков  Общества и распределение его  прибылей и убытков;

11. принятие  решения о неприменении преимущественного  права акционера на приобретение акций Общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции;

12. утверждение  и внесение изменений и дополнений  в Положение об общем собрании  акционеров;

13. принятие  решения о дроблении и консолидации  акций Общества;

14. принятие  решения о заключении сделок, в совершении которых имеется  заинтересованность;

  1. принятие решения о совершении сделки, связанной с приобретением и отчуждением имущества, в случаях предусмотренных статьей «Об акционерных обществах»;
  2. принятие решения об участии в финансово-промышленных  группах.
Совет

директоров

1. определение приоритетных направлений деятельности Общества;

2. принятие  решения об утверждении итогов  размещения дополнительных акций  и внесение соответствующих изменений в устав Общества;

3. принятие  решений о размещении Обществом  облигаций и иных ценных бумаг;

4. определение  рыночной стоимости имущества  в соответствии с законом "Об  акционерных обществах";

5. принятие  решения о приобретении размещенных  Обществом акций а также облигаций  и иных ценных бумаг;

6. определение  размера оплаты услуг аудитора, рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии Общества вознаграждений и компенсаций;

7. рекомендации  по размеру дивиденда по акциям  и порядку его выплаты;

8. принятие  решения об образовании и использовании  резервного и иных фондов Общества;

9. утверждение внутренних документов Общества, определяющих порядок деятельности его органов управления;

10. принятие  решений о создании дочерних  обществ, решений о создании  филиалов и открытии представительств Общества и утверждение положений о них.

Генеральный директор 1. распоряжается  имуществом Общества для обеспечения  его текущей деятельности в  пределах, установленных уставом и внутренними документами Общества;

2. утверждает  штаты, заключает трудовые договоры  с работниками Общества,

3. применяет  к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;

4. представляет  Общество в отношениях с третьими  лицами без доверенности;

5. выдает  доверенности, предъявляет иски;

6. совершает  сделки от имени Общества, самостоятельно  в пределах своей компетенции  или после утверждения их органами управления.

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам 1. Решения о  закупе и реализации товаров,  пользующихся спросом у потребителя,

2. Принимает  меры к заключению и исполнению  договоров поставки, осуществлять контроль за соблюдением договорной дисциплины.

3. Производит  расчеты с поставщиками в соответствии  с заключенными договорами.

4. Организовывает  торговый процесс с учетом  конъюнктуры рынка, постоянно  совершенствует структуру товарооборота.

5. Организовывает работу по изучению спроса потребителя, конъюнктуры рынка, рекламе товаров.

7. Совершенствует  организацию складского хозяйства  в целях рационального размещения  товаров, обеспечения их качественной  и количественной сохранности.

8. Осуществляет  коммерческую деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом.

9. Решает в  соответствии с Уставом все  вопросы, связанные с деятельностью  ООО СП «Белвест», в случае  отсутствия генерального директора.

Зам. генераль-ного директора по общим вопросам 1. Решения по  материально-техническое обеспечению,

2. Решения по  организации эффективного использование  автотранспорта.

3. Решения по  исполнению хозяйственных договоров,  относящихся к сфере его деятельности.

Главный бухгалтер Оформление  и осуществление финансовых операций, в том числе своевременные и в полном объеме расчеты с бюджетом.

2. Правильно  и рационально организовывать  бухгалтерский учет, отвечающий  законодательно-установленным требованиям.

3. Постоянно  осуществлять учет результатов  финансово-хозяйственной деятельности СП.

4. Обеспечить  сохранность денежных средств  и товарно-материальных ценностей,  для чего организовать своевременное  проведение качественных инвентаризаций, контрольных проверок, мероприятий направленных на сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей.

5. Организовать  достоверный учет расходов, принимать  меры, направленные на их уменьшение.

6. Контролировать  правильное расходование фонда  оплаты труда, соблюдение штатного  расписания, платежной и финансовой  дисциплины.

7. Представлять  в правление или Совет директоров  СП соображения об имеющихся  внутрихозяйственных резервах и  ресурсах, уменьшении расходов, ликвидации  потерь и т.д.

8. Осуществлять  совместно с другими службами  экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности СП.

9. Систематически  контролировать состояние товарных  и денежных запасов.

10. Обеспечивать  надлежащий порядок инкассирования  выручки, ежедневно контролировать поступления выручки на расчетный счет СП.

11. Обеспечивать  правильность и своевременность проведения и оформления переоценки, уценки и перемаркировки товаров.

Главный инженер 1. Решения об  организации и проведения капитального  и текущих ремонтов.

2. Решения о  безопасности условий труда для  всех работников.

3. Решения о  договорах, регулирующих хозяйственную деятельность СП.

7. Решения по  уменьшении эксплуатационных расходов  и товарно-материальных ценностей, используемых при проведении ремонта.

 

   Проводя анализ таблица можно сказать, что  высшее руководство СП принимает  решения, которые определены их должностными инструкциями.

   Рыночная  информация, поступающая к сотруднику подразделения, проходит через «активный фильтр», состоящий из:

   1. Его знаний и опыта: здесь информация ограничивается, часть не воспринимается вовсе, остальная интерпретируется для усвоения.

   2. Целей предприятия: информация соотносится с представлениями о целях фирмы, пропускается соответствующая.

   3.  Личных целей: отсеиваются противоречащие личным целям данные (например, об успешных технологиях конкурентов, включающих повышенную нагрузку аналогичных сотрудников).

   4.  Формальных ограничений: полномочий сотрудника, процедурных возможностей передачи информации по назначению.

   5.  Сценария группового поведения: если в коллективе не принято «высовываться» с инициативой, - блокируется информация, прямо не затрагивающая коллектив.

   6.  Ожиданий результата решений: сотрудник формирует прогноз возможного решения руководства; информация проходит, если прогноз благоприятен.

   Кроме фильтрации, данный процесс включает искажение информации, «автоматическое» (опыт, качество коммуникации) и сознательное (цели, сценарий, ожидания). Измельчавший поток поступает на вход следующего звена – руководителя подразделения, где претерпевает сходные трансформации со следующими отличиями:

   - знания и опыт руководителя служат еще и для оценки достоверности вторичной информации; - сценарий группового поведения задается традициями менеджерского состава фирмы.

   Информация, поступающая руководителю предприятия, проходит короткую цепочку, в которой  почти отсутствуют формальные ограничения (на этом уровне полномочия максимальны), и прогнозируется не решение, а результат его выполнения (этот фактор довольно весом, многие теоретически выгодные проекты бракуются из-за отсутствия реальных возможностей воплотить их в жизнь). Здесь же вырабатывается собственно решение, которое в системе руководителя спускается в среднее звено без изменений (входной фильтр уже произвел необходимую коррекцию).

   На  входе среднего звена вновь инициируется процедура фильтрации. Решение тестируется на совпадение с целями предприятия и личными целями, проходит (или не проходит) сквозь формальные ограничения, соотносится с эталоном поведения группы, интерпретируется в соответствии знаниям и опыту. Здесь же прогнозируется результат его реализации. Итогом данного процесса является частное тактическое решение о выполнении комплекса действий и – коррекция информации, предназначенной руководителю предприятия. Эта коррекция служит целям изменения решений, спущенных сверху, в сторону полнейшего соответствия боковым (на схеме) ограничениям среднего звена.

   На  уровне сотрудников подразделений  выполняется аналогичная процедура, сопровождающаяся собственным корректирующим воздействием. Здесь оно сильнее, - может быть вскрыт совершенно новый пласт информации, ранее не прошедшей фильтр (ввиду «очевидной» ее избыточности, или как несущественной). Если ожидаемый результат выполнения значительно расходится с первоначальным прогнозом решения, собственно действия (итог всего процесса) могут не выполняться вообще.

   Пути повышения эффективности механизма принятия и прохождения решений следующие:

   - Делегирование полномочий. При максимальном делегировании, руководитель среднего звена будет работать по схеме руководителя предприятия, - т.е. выпадают один входной и один выходной фильтр и один этап коррекции.

   - Формулирование и согласование целей предприятия. При одинаково понимаемых целях реально работает только фильтр нижнего звена. Одновременно наблюдается встраивание личных целей в систему, снижающее активность данного фильтрующего воздействия.

   - Согласование формальных ограничений. Решения, принятые руководителем предприятия, часто не учитывают финансовых и процедурных алгоритмов их реализации: например, указание руководителю сбыта «действуй так» не всегда подкрепляется распоряжением финансовому директору о выделении средств, возникает процедурный конфликт. Здесь можно, с одной стороны, расширить полномочия руководителя сбыта до утверждения бюджета в данной части, и с другой, руководителю предприятия вырабатывать комплекс решений для всех задействованных в выполнении служб.

   - Поощрение инициативы снизу. Решение,  в готовом виде представленное, например, средним звеном, будет реализовано по схеме делегирования полномочий (т.е. без двух фильтров и одной коррекции), если руководитель предприятия не внесет в него кардинальных изменений. С этой точки зрения, целесообразнее разрешить действие, отвечающее представлениям руководителя на 80%, чем скорректировать его на величину отклонения (в первом случае решение будет выполнено в неизменном виде, во втором – может исказиться до серьезной потери качества). Поощрение инициативы прямо влияет и на сценарии группового поведения (если носит систематический характер), приводя их к более полезному предприятию виду.

   - Поощрение сотрудничества. Развитые горизонтальные связи между подразделениями позволяют вырабатывать готовые решения уже на нижних уровнях иерархии (эта часть не вошла в модель). Сотрудничество руководителей и подчиненных в линейных подразделениях сближает их сценарии поведения, что уменьшает фильтрацию.

Информация о работе Анализ организационной структуры управления