Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа
Цель работы – изучение и оценка организации управления на предприятии. Объектом исследования является ООО СП «БЕЛВЕСТ», предмет исследования – организация управления.
В настоящей работе на основе теоретических знаний проведён анализ структуры управления ООО СП «БЕЛВЕСТ», определена оценка ее эффективности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-методологические основы анализ и оценки организационных струтур управления
1.1 Организационная структура управления предприятием: сущность, назначение
1.2 Виды структур управления предприятием
1.3 Пути и проблемы проведения комплексного анализа и оценки организационной структуры управления
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО СП «БЕЛВЕСТ»
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ целей, состава и содержания функций управления, их распределения между органами управления.
2.3 Анализ и оценка численности и структуры работников аппарата управления
2.4 Анализ и оценка номенклатуры управленческих решений, норм управляемости, механизмов взаимодействия
3 Совершенствование аналитической функции как важное направление повышения эффективности управления предприятием
3.1 Средства и методы анализа систем управления в технологиях управленческого консультирования
3.2 Совершенствование организационной структуры ООО СП «БЕЛВЕСТ»
3.3 Оценка эффективности организационной структуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1. |
Теоретико-методологические основы анализ и оценки организационных струтур управления | 4 |
1.1 |
Организационная
структура управления |
4 |
1.2 |
Виды структур управления предприятием |
6 |
1.3 |
Пути и проблемы проведения комплексного анализа и оценки организационной структуры управления |
12 |
2 |
Анализ и оценка организационной структуры управления ООО СП «БЕЛВЕСТ» | 17 |
2.1 |
Общая характеристика деятельности предприятия |
17 |
2.2 |
Анализ целей, состава и содержания функций управления, их распределения между органами управления. | 17 |
2.3 |
Анализ и оценка численности и структуры работников аппарата управления | 20 |
2.4 |
Анализ и оценка номенклатуры управленческих решений, норм управляемости, механизмов взаимодействия | 22 |
3 |
Совершенствование аналитической функции как важное направление повышения эффективности управления предприятием |
26 |
3.1 |
Средства и методы анализа систем управления в технологиях управленческого консультирования |
26 |
3.2 |
Совершенствование организационной структуры ООО СП «БЕЛВЕСТ» | 27 |
3.3 |
Оценка эффективности организационной структуры |
31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
32 | |
ЛИТЕРАТУРА |
33 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
34 |
Важной
функцией управления является функция
организации, которая заключается в
установлении постоянных и временных
взаимоотношений между всеми подразделениями
фирмы, определении порядка и условий
функционирования фирмы. Функция организации
реализуется двумя путями: через административно-
Исследование и оценка эффективности организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. В процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределение задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.
«Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Развитие
и совершенствование
Система управления организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определённых ограничениях.
Цель работы – изучение и оценка организации управления на предприятии. Объектом исследования является ООО СП «БЕЛВЕСТ», предмет исследования – организация управления.
В настоящей работе на основе теоретических знаний проведён анализ структуры управления ООО СП «БЕЛВЕСТ», определена оценка ее эффективности.
1. Теоретико-методологические основы анализ и оценки организационных струтур управления
Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделением и работниками организации. Структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную степень в системах управления организацией. Ступени управления находится в вертикальной зависимости и подчиняется друг другу по иерархии.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.
Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?
Увеличение
количества элементов и уровней
в ОСУ неизбежно приводит к
многократному росту числа и сложности
связей, возникающих в процессе принятия
управленческих решений; следствием этого
нередко является замедление процесса
управления, что в современных условиях
тождественно ухудшению качества функционирования
менеджмента организации.
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве. В основе этой модели - представление о предприятиях как об "организованных организациях", предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы: 1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; 2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; 3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; 4) дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей; 5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.
Информация о работе Анализ организационной структуры управления