Анализ организационной структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и оценка организации управления на предприятии. Объектом исследования является ООО СП «БЕЛВЕСТ», предмет исследования – организация управления.
В настоящей работе на основе теоретических знаний проведён анализ структуры управления ООО СП «БЕЛВЕСТ», определена оценка ее эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-методологические основы анализ и оценки организационных струтур управления
1.1 Организационная структура управления предприятием: сущность, назначение
1.2 Виды структур управления предприятием
1.3 Пути и проблемы проведения комплексного анализа и оценки организационной структуры управления
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО СП «БЕЛВЕСТ»
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ целей, состава и содержания функций управления, их распределения между органами управления.
2.3 Анализ и оценка численности и структуры работников аппарата управления
2.4 Анализ и оценка номенклатуры управленческих решений, норм управляемости, механизмов взаимодействия
3 Совершенствование аналитической функции как важное направление повышения эффективности управления предприятием
3.1 Средства и методы анализа систем управления в технологиях управленческого консультирования
3.2 Совершенствование организационной структуры ООО СП «БЕЛВЕСТ»
3.3 Оценка эффективности организационной структуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

ислструктуры.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

    В нашей стране проектные и матричные  структуры успешно использовались в тех случаях, когда наряду с ними внедрялись новые экономические взаимоотношения между подразделениями предприятий и объединений с целью повышения их заинтересованности в реализации проектов и целевых программ. Гибкие оргструктуры "не срабатывают", если остаются без изменения действующие системы планирования, контроля и распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования разработчиков, коль скоро консервируется стиль руководства и не поддерживается естественное стремление работников к саморазвитию. Это с особой наглядностью обнаруживается при анализе сущности еще одной разновидности органического типа структур, получившей название бригадной, или командной.

    Основу  бригадной структуры управления составляет групповая форма организации труда и производства, давно известная и во всем мире, и в нашей стране. Однако, только в 80-е годы появились и возможность, и необходимость в более полном использовании ее преимуществ: ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и технологий; ориентация на относительно малоемкие рынки; повышение требований к качеству обслуживания потребителей. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов жесточайшую конкуренцию за потребителя и рынки сбыта. Выход был найден как раз в формировании небольших мобильных команд (бригад), специализированных на удовлетворении той или иной потребности и полностью ответственных за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности. Принципы, на которых строились эти бригады (и которые прямо противостояли основам командно-бюрократических управленческих структур), сводятся к следующему: а) автономная работа бригады, обычно состоящей из рабочих, специалистов и управленцев; б) предоставление ей прав самостоятельного принятия решений и координации действий с другими бригадами, в том числе права привлечения сотрудников других бригад, если это необходимо для решения конкретных проблем (в результате чего подрывается тенденция к традиционному обособлению производственных, инженерно-технических, экономических и управленческих служб, сопрягаемая с появлением у них собственных интересов и целевых установок); в) замена жестких связей бюрократического типа (основанных на жестких правилах, нормах и процедурах) на гибкие связи, обязательные для совместного разрешения конкретных вопросов. 
 

1.3. Пути и проблемы  проведения комплексного  анализа и оценки  организационной структуры управления

   Комплексный анализ действующей оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым  к организации. Т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:

   Принципы  управления – соотношение между  централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? Каковы их последствия? Какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);

   Аппарат управления – перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и т.п.;

   Функции управления – усиление стратегического  планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.

   В результате анализа можно выявить  «узкие» места в деятельности организации. Это может быть большая  звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней среды.

   Оценка  эффективности оргструктур. Оценка эффективности управления может быть приведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления. Отдельные параметры эффективности оргструктуры можно определить, используя ряд коэффициентов:

   Коэффициент звенности:

   Кзв= Пзв. ф./ Пзв. о,

      Где Пзв.ф – количество звеньев существующей оргструктуры;

     Пзв. о - оптимальное количество звеньев оргструктуры;

   Коэффициент территориальной  концентрации:

   Кт. кпр. ф./П.

   Где Ппр – количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации; П. – площадь региона, на которой функционирует все организации данного типа;

   Коэффициент эффективности организационной  структуры управления:

   Кэпу

   где Рп – конечный результат, полученный от функционирования оргструктуры управления; Зу – затраты на управление заработной платы.

   В преобладающем большинстве случаев  состояние и эффективность оргструктуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта.

   Эффективность управления Эу выражают, как правило, показателем, представляющим собой отношение экономичности управления Эс к эффективности производства Эп. Эс исчисляется делением затрат на управление Ау на совокупную стоимость основных и оборотных фондов Д и выражается в затратах на управление на единицу стоимости фондов. Эп определяется делением объема условно чистой продукции (Вч. П) на численность промышленно- производственного персонала Ст и выражается в количестве произведенной продукции на человека:

   Эу= Эс/ Эп=у/ Д)/(Ич.п./ Ст)

   Для определения эффективности лучшим является интегрированный показатель Кэ.ф. у:

   Кэ.ф. у=1-(Qу/Lч.п.)/(Fтоф)

   где Кэ.ф. у – эффективности управления; Qу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; Lч. п. – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих; Fт – фондовооруженность, стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего; Еоф – фондоотдача.

   В конечном итоге вся работа по проектированию оргструктур управления сводится к  выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших  средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.

   Оценка  эффективности процесса управления

   Оценка  эффективности является важным элементом  разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

   Комплексный набор критериев эффективности  системы управления формируется  с учётом двух направлений оценки её функционирования:

   по  степени соответствия достигаемых  результатов установленным целям  производственно-хозяйственной организации;

   по  степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

   Критерием эффективности при сравнении  различных вариантов организационной  структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

   Принципиальное  значение для оценки эффективности  системы управления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. Может применятся также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.

   Часто вместо методов используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой  системой, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно- качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.

   Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы:

  1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.
  2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

   При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надёжность:

  • Производительность аппарата управления может определяться, как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработанной в процессе управления информации.
  • Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как  удельный вес затрат на содержание аппарата управления, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объёма отдельных видов работ.
  • Адаптивность системы управления определяется её способностью эффективно выполнять задачные функции в определённом диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.
  • Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.
  • Оперативность принятия управленческих решений характеризует современность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.
  • Надёжность аппарата управления в целом характеризует его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, т. е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утверждённых нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.

Информация о работе Анализ организационной структуры управления