Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ реализации продукции промышленной организации, а также поиск резервов для ее увеличения.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Изучена сущность организационного потенциала предприятий.
Приведено исследование составляющих организационного потенциала промышленного предприятия.
Проведен анализ ресурсов управленческого персонала.
Проанализированы ресурсы технического оснащения управленческого труда.
Проведена оценка ресурсов информационного обеспечения управления.
Выявлены основные направления наращивания организационного потенциала предприятия.
Введение 4
1 Организационный потенциал предприятий: сущность, составляющие, необходимость развития 6
1.1 Сущность и составляющие организационного потенциала предприятия 6
1.2 Развитие организационного потенциала как фактор роста предприятия 10
2 Исследование составляющих организационного потенциала РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод 12
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 12
2.2 Анализ ресурсов управленческого персонала 20
2.3 Анализ ресурсов технического оснащения управленческого труда 26
2.4 Анализ ресурсов информационного обеспечения управления 29
3 Основные направления наращивания организационного потенциала предприятия 36
Заключение 43
Список использованных источников 45
Рисунок 2.1 – Организационная структура РУПП
«Гроднохлебпром»
филиала Новогрудский хлебозавод
Составлено автором по данным предприятия
Одним из минусов организационной структуры в организации является отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями.
Для обеспечения выполнения задач, поставленных перед организацией, в подчинении директора функционируют следующие службы: планово-производственное бюро, бухгалтерия, служба качества, торговый отдел, инженерно-техническая служба, производственный отдел.
Планово-производственное бюро разрабатывает
перспективные прогнозы и основные
направления социально-
Торговый отдел получает указания и распоряжения не только от своего начальника, но и от руководителей функциональных служб (главного экономиста, главного бухгалтера).
Далее рассмотрим составляющие системы управления Новогрудского хлебозавода.
Культура организации. На Новогрудском хлебозаводе сложилась следующая культура: каждый отдел – это отдельные группы людей, в каждом из которых есть формальный и неформальный лидер. Практически во всех отделах формальный и неформальный лидер совпадают, т.е. начальники отделов и есть лидеры в группах коллективов. Многие работники коллектива работают в организации около 10 лет, однако много и молодых работников, до 30 лет, отношения в коллективе сложившиеся, устойчивые, наблюдается незначительное количество конфликтов.
Ресурсы. Из внешней среды поступает информация, сырье, материалы, человеческие и другие ресурсы. Пройдя сложный процесс преобразования во внутренней среде Новогрудского хлебозавода на выходе получаем конкурентоспособную продукцию.
Укрупнено бизнес-процесс Новогрудского хлебозавода выглядит следующим образом (рисунок 2.2):
Как видно из схемы, каждый из блоков
можно рассматривать более
Исполнение каждого
Рисунок 2.2 – Укрупненная схема бизнес-процессов на Новогрудском хлебозаводе
Составлено автором по данным предприятия
Далее проведем анализ ресурсов предприятия.
Ориентирами для деятельности Новогрудского хлебозавода являются его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими организациями, профиль и степень специализации производства. При формировании производственной программы хлебозавода в основу берутся перспективные потребности рынка, финансовые возможности организации и доведенные прогнозные показатели.
Программа производства и реализации
продукции Новогрудского
Таблица 2.2 – Основные показатели программы производства и реализации продукции РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод на 2011 год
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Года |
Темп роста, % | |
2010 факт |
2011 план | |||
Объем производства хлебобулочных
изделий в натуральном |
тыс.м. |
4500 |
4707 |
104,60 |
в том числе: |
||||
хлеб формовой |
тонн |
2588 |
2710 |
104,71 |
хлеб подовой, хлебобулочные изделия |
тонн |
1635 |
1707 |
104,40 |
сухари панировочные |
тонн |
9 |
10 |
111,11 |
мелкоштучные булочные изделия |
тонн |
268 |
280 |
104,48 |
Кондитерские изделия |
тонн |
55 |
74 |
134,55 |
Объем производства в стоимостном выражении |
млн р. |
6660 |
7986 |
119,91 |
Выручка от реализации продукции за вычетом налогов |
млн р. |
8233 |
12056 |
146,44 |
Прибыль от реализации продукции |
млн р. |
540 |
612 |
113,33 |
Составлено автором на основании данных предприятия
Как видно из таблицы 2.2, в 2011 году планировалось получить 4707 тон хлебобулочной продукции, что составит к уровню 2010 года 104,6 % и кондитерских изделий 74 т., т.е. 134,6 % к уровню 2009 года.
На 2011 год планировалось увеличить объем производства продукции в стоимостном выражении до 7986 млн р. или 119,91 %.
При этом прибыль от реализации продукции должна была возрасти по плану на 13,3%.
Проведем анализ выполнения плана производства продукции Новогрудского хлебозавода (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Анализ выполнения плана производства РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод на 2011 год*
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Года |
% выполнения плана | ||
2010 факт |
2011 план |
2011 факт | |||
Объем производства хлебобулочных
изделий в натуральном |
тыс.м. |
4500 |
4707 |
4868 |
103 |
в том числе: |
0 |
0 |
|||
хлеб формовой |
тонн |
2588 |
2710 |
3053 |
113 |
хлеб подовой, хлебобулочные изделия |
тонн |
1635 |
1707 |
1497 |
88 |
сухари панировочные |
тонн |
9 |
10 |
13 |
130 |
мелкоштучные булочные изделия |
тонн |
268 |
280 |
305 |
109 |
Кондитерские изделия |
тонн |
55 |
74 |
71 |
96 |
Объем производства в стоимостном выражении |
млн р. |
6660 |
7986 |
8246 |
103 |
Выручка от реализации продукции за вычетом налогов |
млн р. |
8233 |
12056 |
11083 |
92 |
Прибыль от реализации продукции |
млн р. |
540 |
612 |
725 |
118 |
Составлено автором на основании данных предприятия
Как видно из таблицы 2.3 в 2011 году хлебозавод перевыполнил план по производству продукции на 3%. Фактическая выручка от реализации продукции оказалась меньше плановой на 8 %. Однако план по прибыли от реализации был перевыполнен заводом на 18%. Проанализируем динамику производства продукции организации и результаты расчетов сведем в аналитическую таблицу 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика производства продукции РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод за 2009 – 2011 гг.
Показатели |
Года |
Темп роста (снижения), % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010/2009 |
2011/2010 |
2011/2008 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем производства продукции, млн.р. |
5519 |
6660 |
8246 |
120,67 |
123,81 |
149,41 |
Из общего объема продукции: |
||||||
Сертифицированная продукция: |
||||||
в сумме, млн.р. |
2065 |
2297 |
2859 |
111,23 |
124,47 |
138,45 |
удельный вес к общему объему, % |
37,42 |
34,49 |
34,67 |
-2,93 |
0,18 |
-2,74 |
Продолжение таблицы 2.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Новая продукция: |
||||||
в сумме, млн.р. |
80 |
94 |
150 |
117,50 |
159,57 |
187,50 |
удельный вес к общему объему, % |
1,45 |
1,41 |
1,82 |
-0,04 |
0,41 |
0,37 |
Рекламация: |
||||||
Количество принятых рекламаций, шт. |
6 |
3 |
1 |
50,00 |
33,33 |
16,67 |
Стоимость зарекламированной продукции, млн.р. |
0,578 |
0,978 |
0,812 |
169,20 |
83,03 |
140,48 |
Удельный вес |
0,0001 |
0,0001 |
0,0001 |
0,0000 |
0,0000 |
0,0000 |
Составлено автором на основании данных предприятия
Как видно из таблицы 2.4 на протяжении анализируемого периода наблюдается положительная динамика производства продукции. Объем произведенной продукции растет, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом объем производства продукции возрос на 20,7 %, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом объем продукции вырос на 23,8 %, по сравнению с уровнем 2009 года показатель в 2011 году возрос на 49,4 % в фактических ценах. О положительной динамике производства говорит и рост объемов произведенной продукции в сопоставимых ценах.
На протяжении анализируемого периода растет доля новой продукции в общем объеме выпуска. Это говорит о том, что хлебозавод постоянно расширяет ассортимент. Так в 2011 году доля новой продукции по сравнению с уровнем 2009 года возросла на 0,37%, а по сравнению с уровнем 2010 года на 0,41%.
Положительным моментом в деятельности организации является и рост сертифицированной продукции. В 2010 году объем сертифицированной продукции возрос на 11,2%, а в 2011 году этот показатель возрос на 24,5 % по сравнению с 2010 годом.
Однако, доля сертифицированной продукции в общем объеме произведенной продукции снижается, это скорее всего связано с тем, то завод стремиться увеличить объем произведенной продукции в гонке за конкурентами, чтобы не терять потенциальных покупателей.
Однако, качество продукции завода не ухудшается, об этом свидетельствует количество зарекламированной продукции, удельный вес такой продукции невысок и составляет 0,0001% в 2011 году.
У анализируемой организации
Как видно из таблицы 2.5 на протяжении 2010-2011 гг. наблюдается рост численности персонала на 12 человек. Такие изменения произошли за счет роста численности рабочих на 10 человек (8,62 %), роста численности руководителей на 1 человека (14,3 %) и специалистов на 1 человека (5,3%).
Таблица 2.5 – Состав и структура персонала РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод в 2010 – 2011 гг., чел.
Категории персонала |
Года |
Отклонение 2011 года от 2010 года |
Темп роста (снижения), % | |||
2010 |
2011 | |||||
кол-во, чел. |
уд.вес, % |
кол-во, чел. |
уд.вес, % | |||
Промыш.-производ. персонал, всего |
142 |
88,20 |
154 |
89,02 |
12 |
108,45 |
В том числе: |
||||||
Рабочие |
116 |
72,05 |
126 |
72,83 |
10 |
108,62 |
Руководители |
7 |
4,35 |
8 |
4,62 |
1 |
114,29 |
Специалисты |
19 |
11,80 |
20 |
11,56 |
1 |
105,26 |
Другие служащие |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0 |
- |
Персонал неосновной деятельности |
19 |
11,80 |
19 |
10,98 |
0 |
100,00 |
Всего персонала |
161 |
100,00 |
173 |
100,00 |
12 |
107,45 |