Анализ организационного потенциала предприятия и задачи управления (на примере РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозовад)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ реализации продукции промышленной организации, а также поиск резервов для ее увеличения.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Изучена сущность организационного потенциала предприятий.
Приведено исследование составляющих организационного потенциала промышленного предприятия.
Проведен анализ ресурсов управленческого персонала.
Проанализированы ресурсы технического оснащения управленческого труда.
Проведена оценка ресурсов информационного обеспечения управления.
Выявлены основные направления наращивания организационного потенциала предприятия.

Содержание

Введение 4
1 Организационный потенциал предприятий: сущность, составляющие, необходимость развития 6
1.1 Сущность и составляющие организационного потенциала предприятия 6
1.2 Развитие организационного потенциала как фактор роста предприятия 10
2 Исследование составляющих организационного потенциала РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод 12
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 12
2.2 Анализ ресурсов управленческого персонала 20
2.3 Анализ ресурсов технического оснащения управленческого труда 26
2.4 Анализ ресурсов информационного обеспечения управления 29
3 Основные направления наращивания организационного потенциала предприятия 36
Заключение 43
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

организационный потенциал предприятия кур мен 32111.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

 

Рисунок 2.1 – Организационная структура РУПП «Гроднохлебпром» 
филиала Новогрудский хлебозавод

Составлено автором по данным предприятия

Одним из минусов организационной структуры в организации является отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями.

Для обеспечения выполнения задач, поставленных перед организацией, в  подчинении директора функционируют следующие службы: планово-производственное бюро, бухгалтерия, служба качества, торговый отдел, инженерно-техническая служба, производственный отдел.

Планово-производственное бюро разрабатывает  перспективные прогнозы и основные направления социально-экономического развития организации, составляют сводные анализы выполнения планов, заданий, организуют и осуществляют организационное методическое руководство работой по оперативно-статистическому учету и отчетности, составляют сводные статистические отчеты.

Торговый отдел получает указания и распоряжения не только от своего начальника, но и от руководителей  функциональных служб (главного экономиста, главного бухгалтера).

Далее рассмотрим составляющие системы  управления Новогрудского хлебозавода.

Культура организации. На Новогрудском хлебозаводе сложилась следующая культура: каждый отдел – это отдельные группы людей, в каждом из которых есть формальный и неформальный лидер. Практически во всех отделах формальный и неформальный лидер совпадают, т.е. начальники отделов и есть лидеры в группах коллективов.  Многие работники коллектива работают в организации около 10 лет, однако много и молодых работников, до 30 лет, отношения в коллективе сложившиеся, устойчивые, наблюдается незначительное количество конфликтов.

Ресурсы. Из внешней среды поступает информация, сырье, материалы, человеческие  и другие ресурсы. Пройдя сложный процесс преобразования во внутренней среде Новогрудского хлебозавода на выходе получаем конкурентоспособную продукцию.

Укрупнено бизнес-процесс Новогрудского хлебозавода выглядит следующим образом (рисунок 2.2):

Как видно из схемы, каждый из блоков можно рассматривать более подробно, а для того, чтобы усовершенствовать  технологический процесс изготовления производства, требуется привлекать начальников производства. Для подетальной разработки стратегии распределения требуется также совместная работа нескольких специалистов: коммерческий директор, маркетологи и др. руководители и специалисты.

Исполнение каждого управленческого  решения осуществляется аппаратом управления. Это заключительная стадия процесса управления, на которой линейными руководителями и функциональными службами в организационно-практической работе используются указанные выше и специфические для каждого цеха методы управления.

 

Рисунок 2.2 – Укрупненная схема бизнес-процессов на Новогрудском хлебозаводе

Составлено автором по данным предприятия

Далее проведем анализ ресурсов предприятия.

2.2 Анализ ресурсов управленческого  персонала

 

Ориентирами для деятельности Новогрудского хлебозавода являются его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является одним из таких планов, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими организациями, профиль и степень специализации производства. При формировании производственной программы хлебозавода в основу берутся перспективные потребности рынка, финансовые возможности организации и доведенные прогнозные показатели.

Программа производства и реализации продукции Новогрудского хлебозавода  на 2011 год приведена в таблице  2.2.

 

Таблица 2.2 – Основные показатели программы производства и реализации продукции РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод на 2011 год

Наименование показателей

Ед. изм.

Года

Темп роста, %

2010 факт

2011 план

Объем производства хлебобулочных  изделий в натуральном выражении:

тыс.м.

4500

4707

104,60

в том числе:

       

  хлеб формовой

тонн

2588

2710

104,71

  хлеб подовой, хлебобулочные  изделия

тонн

1635

1707

104,40

  сухари панировочные

тонн

9

10

111,11

  мелкоштучные булочные  изделия

тонн

268

280

104,48

Кондитерские изделия

тонн

55

74

134,55

Объем производства в  стоимостном выражении

млн р.

6660

7986

119,91

Выручка от реализации продукции  за вычетом налогов

млн р.

8233

12056

146,44

Прибыль от реализации продукции

млн р.

540

612

113,33


Составлено автором на основании данных предприятия

Как видно из таблицы 2.2, в 2011 году планировалось получить 4707 тон хлебобулочной продукции, что составит к уровню 2010 года 104,6 % и кондитерских изделий 74 т., т.е. 134,6 % к уровню 2009 года.

На 2011 год планировалось увеличить  объем производства продукции в  стоимостном выражении до 7986 млн  р. или 119,91 %.

При этом прибыль от реализации продукции  должна была возрасти по плану на 13,3%.

Проведем анализ выполнения плана  производства продукции Новогрудского  хлебозавода (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 - Анализ выполнения плана производства РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод на 2011 год*

Наименование показателей

Ед. изм.

Года

% выполнения плана

2010 факт

2011 план

2011 факт

Объем производства хлебобулочных  изделий в натуральном выражении:

тыс.м.

4500

4707

4868

103

в том числе:

 

0

0

   

  хлеб формовой

тонн

2588

2710

3053

113

  хлеб подовой, хлебобулочные  изделия

тонн

1635

1707

1497

88

  сухари панировочные

тонн

9

10

13

130

  мелкоштучные булочные  изделия

тонн

268

280

305

109

Кондитерские изделия

тонн

55

74

71

96

Объем производства в  стоимостном выражении

млн р.

6660

7986

8246

103

Выручка от реализации продукции  за вычетом налогов

млн р.

8233

12056

11083

92

Прибыль от реализации продукции

млн р.

540

612

725

118


Составлено автором на основании данных предприятия

Как видно из таблицы 2.3 в 2011 году хлебозавод перевыполнил план по производству продукции на 3%. Фактическая выручка от реализации продукции оказалась меньше плановой на 8 %. Однако план по прибыли от реализации был перевыполнен заводом на 18%. Проанализируем динамику производства продукции организации и результаты расчетов сведем в аналитическую таблицу 2.4.

 

Таблица 2.4 – Динамика производства продукции РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод за 2009 – 2011 гг.

Показатели

Года

Темп роста (снижения), %

2009

2010

2011

2010/2009

2011/2010

2011/2008

1

2

3

4

5

6

7

Объем производства продукции, млн.р.

5519

6660

8246

120,67

123,81

149,41

Из общего объема продукции:

           

Сертифицированная продукция:

           

в сумме, млн.р.

2065

2297

2859

111,23

124,47

138,45

удельный вес к общему объему, %

37,42

34,49

34,67

-2,93

0,18

-2,74


 

Продолжение таблицы 2.4

1

2

3

4

5

6

7

Новая продукция:

           

в сумме, млн.р.

80

94

150

117,50

159,57

187,50

удельный вес к общему объему, %

1,45

1,41

1,82

-0,04

0,41

0,37

Рекламация:

           

Количество принятых рекламаций, шт.

6

3

1

50,00

33,33

16,67

Стоимость зарекламированной  продукции, млн.р.

0,578

0,978

0,812

169,20

83,03

140,48

Удельный вес зарекламированной  продукции,%

0,0001

0,0001

0,0001

0,0000

0,0000

0,0000


Составлено автором на основании данных предприятия

Как видно из таблицы 2.4 на протяжении анализируемого периода наблюдается положительная динамика производства продукции. Объем произведенной продукции растет, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом объем производства продукции возрос на 20,7 %, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом объем продукции вырос на 23,8 %, по сравнению с уровнем 2009 года показатель в 2011 году возрос на 49,4 % в фактических ценах. О положительной динамике производства говорит и рост объемов произведенной продукции в сопоставимых ценах.

На протяжении анализируемого периода растет доля новой продукции в общем объеме выпуска. Это говорит о том, что  хлебозавод постоянно расширяет  ассортимент. Так в 2011 году доля новой  продукции по сравнению с уровнем 2009 года возросла на 0,37%, а по сравнению с  уровнем 2010 года на 0,41%.

Положительным моментом в деятельности организации  является и рост сертифицированной  продукции. В 2010 году объем сертифицированной  продукции возрос на 11,2%, а в 2011 году этот показатель возрос на 24,5 % по сравнению с 2010 годом.

Однако, доля сертифицированной продукции в общем объеме произведенной продукции снижается, это скорее всего связано с тем, то завод стремиться увеличить объем произведенной продукции в гонке за конкурентами, чтобы не терять потенциальных покупателей.

Однако, качество продукции завода не ухудшается, об этом свидетельствует количество зарекламированной продукции, удельный вес такой продукции невысок и составляет 0,0001% в 2011 году.

У анализируемой организации обеспеченность трудовыми ресурсами характеризуется  данными, приведенными в аналитической таблице 2.5.

Как видно из таблицы 2.5 на протяжении 2010-2011 гг. наблюдается рост численности персонала на 12 человек. Такие изменения произошли за счет роста численности рабочих на 10 человек (8,62 %), роста численности руководителей на 1 человека (14,3 %) и специалистов на 1 человека (5,3%).

 

Таблица 2.5 – Состав и структура персонала РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод в 2010 – 2011 гг., чел.

Категории персонала

Года

Отклонение 2011 года от 2010 года

Темп роста (снижения), %

2010

2011

кол-во, чел.

уд.вес, %

кол-во, чел.

уд.вес, %

Промыш.-производ. персонал, всего

142

88,20

154

89,02

12

108,45

В том числе:

           

Рабочие

116

72,05

126

72,83

10

108,62

Руководители

7

4,35

8

4,62

1

114,29

Специалисты

19

11,80

20

11,56

1

105,26

Другие служащие

0

0,00

0

0,00

0

-

Персонал неосновной деятельности

19

11,80

19

10,98

0

100,00

Всего персонала

161

100,00

173

100,00

12

107,45

Информация о работе Анализ организационного потенциала предприятия и задачи управления (на примере РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозовад)