Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ реализации продукции промышленной организации, а также поиск резервов для ее увеличения.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Изучена сущность организационного потенциала предприятий.
Приведено исследование составляющих организационного потенциала промышленного предприятия.
Проведен анализ ресурсов управленческого персонала.
Проанализированы ресурсы технического оснащения управленческого труда.
Проведена оценка ресурсов информационного обеспечения управления.
Выявлены основные направления наращивания организационного потенциала предприятия.
Введение 4
1 Организационный потенциал предприятий: сущность, составляющие, необходимость развития 6
1.1 Сущность и составляющие организационного потенциала предприятия 6
1.2 Развитие организационного потенциала как фактор роста предприятия 10
2 Исследование составляющих организационного потенциала РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод 12
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 12
2.2 Анализ ресурсов управленческого персонала 20
2.3 Анализ ресурсов технического оснащения управленческого труда 26
2.4 Анализ ресурсов информационного обеспечения управления 29
3 Основные направления наращивания организационного потенциала предприятия 36
Заключение 43
Список использованных источников 45
Новогрудский хлебозавод является филиалом, обособленным подразделением Республиканского унитарного производственного предприятия «Гроднохлебпром», без права юридического лица, действует на хозрасчетных началах и самофинансировании, имеет отдельный баланс и расчетный счет в банке. Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале, Устава РУПП «Гроднохлебпром», решений уполномоченного органа, законодательства РБ. Новогрудский хлебозавод представляет механизированное предприятие по производству хлеба, булочных, сухарных и кондитерских изделий, мощностью 12,4 тонн/сутки хлебобулочных изделий и 0,16 тонны в сутки кондитерских изделий.
Основан филиал Новогрудский хлебозавод в 1939 г. на базе нескольких кустарных пекарен находящихся по ул. Минской, Замковой, Гродненской, Свердлова, А. Мицкевича, в состав которого помимо пекарен вошел консервный завод.
В связи с ростом промышленных организаций,
увеличением численности
В дальнейшем происходило наращивание производственных мощностей за счет проводимых реконструкций. В 1994 году завод был реконструирован. Площадь территории – 2,7843 га.
На хлебозаводе 4 линии по производству хлебобулочных изделий, линия для производства мелкоштучных изделий, 2 шкафа ЭШ-ЗМ и печь подовая «Эдисон» для выпечки кондитерских изделий. Три упаковочные машины: FM 76 (2 ед.) и полуавтоматическая упаковочная машина F-450 (производство Италия), хлеборезка МКР-11,7 «Лозамед».
Цель деятельности завода – производство безопасной, высококачественной, конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям потребителя, законодательства Республики Беларусь и позволяющей занимать лидирующее положение на рынках сбыта.
Для реализации производственной программы организация обеспечено необходимым сырьем, рабочей силой, производственными мощностями, но большой проблемой для организации остается сокращение рынков сбыта.
В целом стратегия организации направлена на то, что улучшение качества готовой продукции должно сопровождаться снижением затрат на ее производство.
Вся продукция, вырабатываемая анализируемой
организацией, является товарами народного
потребления – это
В 2010 году вырабатывалось 74 наименований хлебобулочных и 75 кондитерских изделий, внедрено 34 наименований новых видов хлебобулочных и кондитерских изделий.
Особое значение в деятельности хлебозавода занимает организация сбыта продукции.
Организация обеспечивает хлебобулочными и кондитерскими изделиями 51,7 тыс. районного населения и часть населения других прилегающих районов.
Производимая на хлебозаводе продукция развозится по 175 торговым точкам города и области собственным транспортом (76%) и транспортом покупателей (24%). Радиус развоза готовой продукции достигает более 100 км.
В состав Новогрудского района входит 215 населенных пунктов. Небольшие населенные пункты обслуживаются автолавками РайПО. Организация насчитывает 9 хлебных автофургонов.
Емкость потребительского рынка района по хлебобулочным и кондитерским изделиям за 2010 год составила: хлебобулочных изделий – 4500 тонн в год; кондитерских изделий – 55 тонн в год; за пределы района реализовано 1078 тонна хлебобулочных изделий, т.е. 23,9 % от общего выпуска.
Потребление хлебобулочных изделий на душу населения за 2010 год составило 180 грамм в сутки.
Реализация продукции конкурентов в 2010 году в районе составила 450 тонн хлебобулочных изделий, что составляет 10 % от объема выпуска Новогрудского хлебозавода.
Удельный вес ввозимой продукции по сравнению с 2009 годом значительно увеличился.
Сбытовая политика организации направлена на завоевание новых потребителей продукции. Заводом проводятся мероприятия по продвижению продукции с дегустацией внутри района и за его пределами, в результате которых заключаются новые договора с потребителями.
На основании данных бухгалтерской отчетности рассмотрим основные экономические показатели деятельности организации.
Для анализа производственно-
Анализ производственно-
Из представленных данных таблицы 2.1 видно, что на протяжении анализируемого периода наблюдается положительная динамика производства продукции. Объем произведенной продукции растет, так в 2010 году по сравнению с 2009 годом объем производства продукции в фактических ценах возрос на 20,67%, в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 23,8 %, а по сравнению с 2009 годом – на 42,97%.
Таблица 2.2 – Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности РУПП «Гроднохлебпром» филиала Новогрудский хлебозавод за 2009 – 2011 гг.*
Показатели |
Годы |
Отклонение (+, -) |
Темп изменения, % | ||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 от 2009 |
2011 от 2010 |
2011 от 2009 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2011 к 2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Объем производства продукции, млн р. |
|||||||||
в фактических ценах |
5519 |
6660 |
8246 |
1141 |
1586 |
2727 |
120,67 |
123,81 |
149,41 |
в сопоставимых ценах |
5720 |
7211 |
8102 |
1491 |
891 |
2382 |
126,07 |
112,36 |
141,64 |
Затраты на производство продукции, млн р. |
5196 |
6097 |
7588 |
901 |
1491 |
2392 |
117,34 |
124,45 |
146,04 |
в том числе |
|||||||||
материальные затраты, млн. р. |
3146 |
3706 |
4611 |
560 |
905 |
1465 |
117,80 |
124,42 |
146,57 |
Выручка от реализации продукции за минусом налогов, млн. р. |
7436 |
8233 |
11083 |
797 |
2850 |
3647 |
110,72 |
134,62 |
149,05 |
Себестоимость реализованной продукции, млн р. |
6599 |
6903 |
9244 |
304 |
2341 |
2645 |
104,61 |
133,91 |
140,08 |
Прибыль (убыток) отчетного года, млн. р. в том числе: |
278 |
457 |
632 |
179 |
175 |
354 |
164,39 |
138,29 |
227,34 |
- прибыль (убыток) от реализации продукции |
352 |
540 |
725 |
188 |
185 |
373 |
153,41 |
134,26 |
205,97 |
- прибыль (убыток) от
операционных доходов и |
-3 |
3 |
4 |
6 |
1 |
7 |
-100,00 |
133,33 |
-133,33 |
- прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-71 |
-86 |
-97 |
-15 |
-11 |
-26 |
121,13 |
112,79 |
136,62 |
Чистая прибыль, млн. р. |
150 |
271 |
407 |
121 |
136 |
257 |
180,67 |
150,18 |
271,33 |
Материалоотдача, р. |
1,75 |
1,80 |
1,79 |
0,04 |
-0,01 |
0,03 |
102,44 |
99,51 |
101,94 |
Материалоемкость продукции, р. |
0,57 |
0,56 |
0,56 |
-0,01 |
0,00 |
-0,01 |
97,62 |
100,49 |
98,10 |
Прибыль на рубль мат. затрат, р. |
0,09 |
0,12 |
0,14 |
0,03 |
0,01 |
0,05 |
139,55 |
111,15 |
155,11 |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции |
60,55 |
60,78 |
60,77 |
0,24 |
-0,02 |
0,22 |
100,39 |
99,97 |
100,36 |
Среднесписочная численность ППП, чел. |
139 |
142 |
154 |
3 |
12 |
15 |
102,16 |
108,45 |
110,79 |
Производительность труда ППП, млн р. |
39,71 |
46,90 |
53,55 |
7,20 |
6,64 |
13,84 |
118,12 |
114,17 |
134,86 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. р. |
5924 |
6777 |
7462 |
853 |
685 |
1538 |
114,40 |
110,11 |
125,96 |
Фондоотдача, руб. |
0,93 |
0,98 |
1,11 |
0,05 |
0,12 |
0,17 |
105,49 |
112,45 |
118,62 |
Фондорентабельность, % |
5,94 |
7,97 |
9,72 |
2,03 |
1,75 |
3,77 |
- |
- |
- |
Рентабельность продаж, % |
4,73 |
6,56 |
6,54 |
1,83 |
-0,02 |
1,81 |
- |
- |
- |
Составлено автором по данным предприятия
О положительной динамике производства говорит и рост объемов произведенной продукции в сопоставимых ценах.
Выручка от реализации продукции имеет стабильную положительную динамику: в 2010 году по сравнению с 2009 годом показатель возрос на 797 млн р. или 10,72%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом, показатель возрос на 2850 млн. р. или на 34,62%. В динамике за три года показатель возрос на 3647 млн. р. или на 49,05%.
Себестоимость реализованной продукции имеет такую же динамику, что и выручка от реализации. Это связано не только с ростом объемов производства в натуральном выражении, но и с девальвацией белорусского рубля в январе 2009 года, повышением тарифов на газ и цен на сырье и материалы, а также ростом процентных ставок по банковским кредитным средствам.
Прибыль отчетного года и чистая
прибыль организации имеют
Положительным фактором в деятельности организации является относительно стабильный удельный вес материальных затрат в себестоимости реализованной продукции.
Увеличение материальных затрат происходило большими темпами, чем увеличение объемов выручки, а также показателя себестоимости продукции. Это отрицательный момент в деятельности организации.
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на 3 человека, в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 12 человек, а по сравнению с 2009 годом на 15 человек.
Производительность труда
Эффективность использования основных средств хлебозавода на протяжении анализируемого периода растет: в 2010 году фондоотдача возросла по сравнению с 2009 годом на 5,5 %. В 2011 году данный показатель возрос по отношению к 2010 году на 12,5 % и превысил показатель 2009 года на 18,6 %. Это говорит о росте эффективности использования основных средств.
Такая же положительная динамика наблюдается и по активной части основных средств.
О повышении эффективности
Фондорентабельность на протяжении анализируемых 3-х лет растет: в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 2,03%, что составляет 7,97%, в 2011 году по сравнению с 2010 годом также на 1,75%, что составляет 9,72%. Фондорентадбность в 2011 году по сравнению с 2009 годом возросла на 3,77%.
Для эффективной коммерческой деятельности Новогрудского хлебозавода необходима оптимальная организация аппарата управления (рисунок 2.1).
Организационная структура Новогрудского
хлебозавода – это линейно-