Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа
Цель работы – на основании анализа системы мотивации на данном предприятии дать рекомендации по совершенствованию мотивационной деятельности и морально-психологического климата.
В процессе работы выполнены следующие исследования: изучена система мотивации работников предприятия, методы и принципы стимулирования персонала; анализ подходов и приёмов мотивирования отдельных работников; анализ отношений между подчинённым и руководителем, а также морально-психологический климат коллектива.
Введение 4
1 Теоретико-методологические основы мотивации труда 6
1.1 Сущность мотивации и мотивационного процесса 6
1.2. Основные теории мотивации 10
1.3 Принципы мотивационного воздействия на деятельность персонала 14
2 Анализ мотивационной деятельности на ОАО «Амкодор» 17
2.1 Краткая характеристика предприятия 17
2.2 Система мотивационной деятельности на ОАО «Амкодор» 21
3 Пути совершенствования мотивационной деятельности на предприятии 27
3.1 Проблемы социально – трудовой мотивации и пути их решения 27
3.2 Совершенствование морально – психологического климата и мотивации на предприятии 33
Заключение 40
Список использованных источников 43
- влиять на воспитание у каждого члена коллектива культуры внутрипроизводственных корпоративных отношений;
- конкретизировать виды трудовой деятельности, которые необходимы сегодня предприятию и которые требуют дополнительной мотивации;
- подготовить
предложения по четкому определ
В процессе планирования и организации работы персонала руководитель определяет, что конкретно должно выполнить данное предприятие, когда, как и кто, по его мнению должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности работников.
На сегодняшний день существуют различные теории мотивации. Наиболее известные из них - это теории Абрахама Маслоу, Дэвида МакКлеланда и Фредерика Герцберга, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений, которые называются потребностями. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы [26, с.57].
Долгое время существовало отчуждение работника от целей, задач, интересов предприятия, отчуждение которое являлось основной преградой на пути к добросовестному, инициативному, творческому труду. Каковы же основные причины этого отчуждения?
- отсутствие собственности на средства производства, и, следовательно, мотивации собственника, хозяина;
- несовершенная система
распределительных отношений,
- отстраненность от
управленческого процесса, в результате
которой работник выполняет
- обеднение содержания труда, его монотонность, однообразие, оторванность от конечного результата;
- неблагоприятный “климат”
предприятия, система льгот и
привилегий, порождающая
Исходя из этого, очевидна разработка новых теорий управления персоналом, которые учитывали бы и социально-экономические факторы, и психологию работника.
Существуют факторы, влияющие на мотивацию человека, которые можно разделить на две группы:
- поддерживающие (их действие направлено на частичное снижение дискомфорта и не обеспечивает высокий и постоянный уровень удовлетворения);
- полноценные мотиваторы.
Заработная плата, условия труда — все это относится лишь к поддерживающим мотивам. Однако даже очень хорошие условия труда, высокая заработная плата и т.п. способны лишь на некоторое время «успокоить сотрудника» [29, с.31]. Поэтому руководители должны основное внимание уделять полноценным мотиваторам, которыми являются: достижения; признание; карьерный рост; наличие работы; возможность развития; самостоятельность (автономность) и ответственность; доступ к информации.
К каждому сотруднику нужен индивидуальный подход, основанный на мотивационном цикле. Для этого надо изучить потребности; определить рычаги мотивации; совместить систему мотивации работника с общей мотивационной системой организации (очень часто этот этап упускается, и это может служить причиной сбоев); отследить и проанализировать результат; сделать выводы и корректировки.
Можно сделать акцент и на том, что мотивационная система – это не только нормативные акты, принятые в организации. Мотивацией к плодотворному труду может служить личность руководителя, отношение руководства к сотрудникам, благоприятный психологический климат, возможность самосовершенствоваться и развиваться внутри организации. Мотивация должна широко распространяться по организации, пронизывая собой каждого сотрудника: от уборщицы до директора. При этом всегда следует помнить о том, что нет ничего постоянного. Это следует учитывать во время формирования стратегии мотивации сотрудников фирмы. В вопросах мотивации руководство должно быть максимально гибким [1, с.94].
Бытует такое мнение, что мотивационную деятельность и систему должен проводить и разрабатывать менеджер по персоналу. Это не совсем правильно. Важнейшую роль – непосредственное внедрение элементов мотивации – обязаны на себя взять руководители различного уровня: от менеджера отдела до директора фирмы.
На практике надо постоянно использовать следующее:
- давать сотрудникам задания, которые они в состоянии выполнить. Сотрудник должен понимать, чего от него хотят, как это повлияет на деятельность организации и лично на него; он должен быть уверен в том, что в состоянии выполнить это задание;
- давать сотрудникам ту работу, которую они хотят выполнять! Тогда результаты труда будут гарантированно высокими;
- «ловить» сотрудников на амбициозности. Они должны быть уверены, что относятся к немногим, кто в состоянии выполнить эту работу, и будут пытаться этого достигнуть;
- давать
сотрудникам свободу. И
- помнить,
что любой труд должен быть оце
- мотивационная система должна включать в себя систему должностных перемещений, в том числе и должностного роста;
- избегать угроз увольнения сотрудника;
- разрабатывать совместно с сотрудниками направления их развития в соответствии с их интересами и предпочтениями, а также целесо- образностью для фирмы, поощрять обучающихся;
- использовать делегированное управление. Сотрудник должен понимать, что задание возложено на него — и только он ответственен за его выполнение. Предлагайте сотрудникам выполнять трудные задачи, но помните о рекомендации №1!
Что же касается материального вознаграждения, то здесь следует отметить следующее:
- награждайте при всех;
- размер награды должен быть равноценным достижению;
- награда должна быть своевременной;
- каждый сотрудник
должен проникнуться идеей
- награждать лучше небольшими порциями, но чаще [29, с.34].
Кроме использования вышеперечисленных рычагов, менеджер должен знать о том, что мотиваторы можно разделить на две группы: положительные мотиваторы и отрицательные мотиваторы. Другими словами, существует мотивация методом кнута и методом пряника. Первая группа мотиваторов побуждает к деятельности, основанной на ожиданиях успеха, победы. Положительная мотивация связана с приятными эмоциями. Негативные мотиваторы побуждают к деятельности посредством возможной ожидаемой кары, наказания, репрессий. Каждая организация использует, как правило, обе группы мотиваторов. Отрицательные мотивы время от времени также должны использоваться. При этом необходимо помнить, что «перебор» с положительными мотиваторами (бывает и такое) для организации имеет менее неприятные последствия, нежели перебор с отрицательными.
Следует отметить, что сбор данных о потребностях сотрудников для их дальнейшей обработки и выработки мотивационных действий должен быть таким же основательным, как и сбор данных в иных областях [16, с.47]. Получить их можно традиционным и современным методами. В качестве современных методов сегодня всё чаще применяется Интернет или локальные сети. Организация опроса проста: каждый сотрудник получает электронную почту с предложением заполнить анкету и ссылкой на соответствующую страницу. Такие опросы можно организовывать как постоянно-текущие, так и интервальные, с определенной частотой проведения в зависимости от потребностей предприятия. В частности исследование мотивационной деятельности в процессе труда можно проследить на рисунке 3.1:
Рисунок 3.1 – Схема
мотивации трудовой деятельности
Анализ схемы показывает сложность механизма динамики мотивации труда [11,с.69]:
- поскольку мотивация
труда основывается на потребно
- еще один реальный механизм изменения мотивации труда индивидов и групп — это удовлетворение потребностей. Обычно потребности рассматриваются как желания и цели человека, которые необходимо реализовывать и достигать постоянно. Потребности человека действительно постоянны, но их удовлетворение может носить периодический и разовый характе;
- важен и такой механизм
динамики мотивации труда, как
- мотивация труда являлась бы более стабильной структурой, если бы на нее оказывали влияние только факторы, непосредственно связанные с трудом. В действительности же активность трудовой деятельности зависит от многих явлений за рамками работы. Имеют также значение индивидуальные условия жизни работника. Значительные потери в работе происходят от осознания и переживания человеком проблем личной и общественной жизни, благополучие же в этом отношении очень позитивно влияет на работу. Эти явления и их периодическая смена также объясняют изменения мотивации труда во времени.
Морально-психологический климат (МПК) на предприятии представляет собой эмоциональный настрой коллектива и отражает сложившиеся взаимоотношения между его членами. МПК связан с особенностями взаимоотношений по горизонтали (между коллегами) и по вертикали (между руководителями и подчиненными): взаимной ответственностью, требовательностью, сотрудничеством, взаимопомощью, соревнованием, доверием, интересом друг к другу, взаимной доброжелательностью, чуткостью и вниманием друг к другу. Его структуру можно представить в виде следующей схемы:
Рисунок 3.2 – Морально-психологический климат предприятия
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе [17, с.18].
Изучив МПК предприятия, можно сделать вывод о том, что здесь имеет место высокий уровень развернутости морально-психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива.
Признаками благоприятного МПК являются высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении различных сторон работы коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных; удовлетворенность каждого принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной и поведенческой включенности и взаимопомощи в случае возникновения различных трудностей производственного и бытового характера у коллег; принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов [10, с.108].
Для коллективов с благоприятным МПК характерны взаимное доверие между работниками, теплота межличностных отношений, предрасположенность к восприятию товарищеских советов и замечаний. Благоприятный, оптимальный психологический климат предрасполагает к восприятию и осознанию работниками общеколлективных целей и интересов; к возникновению и осуществлению новых идей, методов работы, к инициативному преодолению возникающих трудностей. В коллективах с неблагоприятным психологическим климатом наблюдаются полярные проявления названных качеств группового настроения и отношения к работе. В трудовых коллективах следует активно использовать социально-психологические механизмы формирования психологического климата, к которым относятся убеждение, психическое заражение, внушение. Убеждение основывается на логических доказательствах и предполагает осознанное отношение работников к воспринимаемой информации. Психическое заражение — это одновременное сопереживание работниками общего психологического состояния и невольная подверженность ему каждого члена коллектива. Внушение характеризуется односторонним психическим заражением при обращении, прежде всего к чувствам людей.
Информация о работе Анализ мотивационной деятельности на ОАО «Амкодор»