Анализ макросреды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ анализа макросреды предприятия.
Для достижения названной цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
-определить понятие макросреды организации и определить основные факторы, влияющие на неё;
-изучить стратегию и тактику анализа макросреды;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа макросреды предприятия
1.1 Содержание внешней среды предприятия
1.2 Основные факторы макросреды
1.3 Роль оценки макросреды предприятия
2 Методические основы анализа макросреды предприятия
2.1 Обзор методик оценки макросреды
2.2 Методики STEP- и PEST-анализа.
2.3 Методики ETOM – и QUEST-анализа.
3 Анализ макросреды предприятия ООО ресторан «Курорт»
3.1 PEST – анализ для ООО Ресторан «Курорт»
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Бондарук е.в курсовая.docx

— 371.89 Кб (Скачать)

8 контроль над ценами  и заработной платой;

9 цены на энергоресурсы;

10 инвестиционная политика.

Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и  источников получения в сферах и  отраслях экономики.[16. C. 120]

Третий фактор-природная  среда.В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу того, не разрушает ли промышленная деятельность в развитых государствах окружающую природную среду. В своей книге «Безмолвная весна» Рейчел Карсон5 рассказала об ущербе, наносимом воде, почве и воздуху определенными отраслями про­мышленной деятельности. Возникли группы бдительности, такие, как « Сьерра-клаб» и «Друзья Земли», а озабоченные законодатели стали выдвигать различные меры по охране окружающей среды. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку.

ДЕФИЦИТ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ  СЫРЬЯ. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, но некоторые группы защитников окружающей среды видят в перспективе  угрозу для них. Эти группы выступают  за запрещение продажи некоторых  препаратов в аэрозольной упаковке, поскольку они могут нанести  потенциальный вред слою озона в  атмосфере. А с водой в ряде районов мира проблемы возникли уже  сегодня.

Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания. Чтобы сберечь  почву и обеспечить достаточное  количество лесоматериалов для удовлетворения спроса в будущем,  фирмы,  занимающиеся лесоразработками,  должны восстанавливать  насаждения на вырубленных площадях. Снабжение продовольствием может  стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных   угодий   ограничены   и   все   больше отводится  под жилищное строительство и для  коммерческого использования.

Серьезная проблема возникает  в связи с истощением таких  невозобновляемых  ресурсов, как нефть, каменный уголь и другие полезные ископаемые.

Сегодня, кажется, уже ощущается  нехватка платины, золота, цинка и  свинца… К концу столетия даже при росте цен дефицитными могут стать серебро, олово и уран. При сохранении нынешних уровней потребления к 2050 г. могут истощиться запасы и ряда других полезных ископаемых6.

Даже при наличии исходного  сырья деятельность фирм, использующих дефицитные полезные ископаемые, может  осложниться и потребовать гораздо больших расходов. А переложить эти издержки па плечи потребителя будет, вероятно, нелегко. Фирмы, занимающиеся научно-исследовательскими и изыскательскими работами, могут частично снять остроту проблемы, открыв новые ценные источники сырья и создав новые материалы.[17. C.496]

ВЗДОРОЖАНИЕ ЭНЕРГИИ. Самая  серьезная проблема обеспечения  экономического развития в будущем  возникла в связи с одним  из невозобновляемых видов природных ресурсов ― нефтью. Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут найдены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет продолжать играть доминирующую роль в мировой политике  и экономике. Высокая стоимость нефти (подскочившая с 2,23 долл. за баррель в 1970 г. до 34,00 долл. за баррель в 1982 г.) породила лихорадочные поиски альтернативных энергоносителей. Снова стал популярным каменный уголь, ведутся исследования по изысканию практических путей использования солнечной, ядерной, ветровой и прочих видов энергии. Только в области использования солнечной энергии сотни фирм предлагают оборудование для обогрева жилых помещений и прочих целей7.

РОСТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной  среды. Подумайте об удалении отходов  химических и ядерных производств, об опасном уровне содержания ртути  в водах морей и океанов, о  содержании ДДТ и других химических загрязнителей в почве и продуктах  питания, а также о засорении  среды бутылками, изделиями из пластмасс  и прочими упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению.

Озабоченность общественности открывает перед чутко реагирующими на обстановку фирмами хорошую маркетинговую  возможность. Создается емкий рынок  средств по борьбе с загрязнением, таких, как скрубберы и агрегаты, работающие по технологии рециркуляции исходных материалов. Начинаются поиски альтернативных способов производства и упаковки товаров без нанесения вреда окружающей среде8.

РЕШИТЕЛЬНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО  ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕСС РАЦИОНАЛЬНОГО  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА  ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Руководство  службой маркетинга должно держать  в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы  природные ресурсы, не нанося при  этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность наверняка окажется под сильным  контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Вместо того чтобы противиться всем формам регулирования, бизнес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией.

Четвертый фактор- научно-технический.. Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста. Новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала. К основным тенденциям развития научно-технической среды относятся: ускорение научно-технического прогресса, рост ассигнований на исследования и разработки, распространение стратегии мелких улучшений, ужесточение государственного контроля.

Ускорение научно-технического прогресса. Современная техника  – это комплексы автоматических машин под управлением компьютеров. Ей на смену приходят роботы и робототехнические комплексы с искусственным интеллектом.[18. C.176]

Рост ассигнований на исследования и разработки. В настоящее время  в наиболее развитых странах их величина составляет не менее 2-2,5% ВВП. Предприятия, действующие в наукоемких отраслях хозяйства, тратят на исследования и  разработки в среднем до 15-25% выручки  от реализации товаров и услуг.

Распространение стратегии  мелких улучшений. Это внедрение  небольших усовершенствований в  уже выпускаемые товары. Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные  новшества, многие предприятия занимаются мелкими усовершенствованиями производимых товаров. Они также покупают лицензии и практически копируют товары конкурентов.

Ужесточение государственного контроля качества и безопасности товаров. Государственные органы надзора  изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться потенциально опасными. Ведется контроль качества пищевых продуктов, медикаментов, ужесточаются требования к безопасности товаров в автомобильной промышленности, в производстве одежды, электробытовых приборов, в строительстве.

Пятый фактор –политический.

Маркетинговые решения во многом диктуются особенностями  политической среды, включающей в себя законодательные и правительственные  учреждения, а также различные  политические группировки, оказывающие  влияние на индивидуальную и коллективную деятельность человека.

Рост числа законодательных актови постановлений, регулирующих бизнес.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 4–Политическая система

По мере того как товары усложняются, возрастает озабоченность  по поводу их качества. Государственные  учреждения все чаще вовлекаются  в контроль за продажей, начиная с мер противопожарной безопасности и кончая правилами санитарии и гигиены. Прежде всего предприятия подлежат контролю со стороны государственных чиновников в вопросах торговли спиртным, правила которой различны не только в разных штатах, но часто и в разных районах одного штата. Путешествующие тоже часто рассматриваются правительственными чиновниками как источник пополнения местного бюджета. Обычно считается, что деньги, взимаемые в качестве гостиничного налога, идут на развитие туризма. Во многих случаях, однако, допускается весьма вольная интерпретация этого пункта, и деньги тратятся, например, на приобретение статуи для пригородного парка. Руководство отелей должно следить за тем, чтобы данные средства расходовались более эффективно. Оно должно также совместно с другими заинтересованными организациями следить за тем, чтобы указанные нал

оги не становились слишком обременительными. В Нью-Йорке, например, в 1990 г. гостиничный налог был поднят до 21,25% для всех гостиничных номеров стоимостью больше $100 в сутки. В результате этого устроители конференций стали избегать Нью-Йорк за его недружелюбную политику в этом вопросе. Они просто выбирали другие города в качестве места проведения своих мероприятий и в итоге наполняемость отелей снизилась на 37%. В результате, несмотря на повышение этого налога, муниципалитет получил в виде суммарного налога еще меньше, чем получал до этого. Убедившись в этом, Нью-Йорк снизил гостиничный налог с проживающих, сделав его таким же, как и в других городах.

Государственное регулирование  бизнеса предпринимается с тремя  целями. Во-первых, оно призвано защищать фирмы друг от друга. Хотя обычно фирмы  относятся положительно к конкуренции, они пытаются нейтрализовать ее, когда  она начинает ущемлять их интересы. В США вопросами недобросовестной конкурентной борьбы занимается Федеральная  комиссия по торговле и Антимонопольный  отдел при Департаменте юстиции. В них часто поступают жалобы фирм на нечестные приемы их конкурентов, такие, как недобросовестная реклама и недобросовестные цены, наносящие ущерб их бизнесу.[19. C. 127-128]

Во-вторых, государственный  контроль преследует цели защитить потребителей от нечестного бизнеса. Не чувствуя за собой контроля, фирмы могут выпускать  недоброкачественные и низкосортные товары, дезориентировать покупателей  лживой рекламой, обманывать их, манипулируя  ценами. Различные государственные  агентства выявляют случаи недобросовестной торговли и предлагают меры борьбы с ней. Бизнес, однако, может минимизировать государственное вмешательство  в свои дела, активно занимаясь  саморегулированием. Такие организации, как AmericanMotelandHotelAssociation и NationalRestaurantAssociation, много делают для поощрения добросовестной торговли. Эти организации разработали рекомендации по продаже алкоголя, требованиям санитарии и критериям правдивости ресторанного меню.

В-третьих, государственный  контроль преследует цели защитить интересы общества от издержек коммерческой деятельности предприятий. Не всегда прибыльный бизнес улучшает качество жизни людей, которым  он служит. В интересах всего общества государственные учреждения разрабатывают  рекомендации по борьбе с курением, с загрязнением окружающей среды, использованием устаревшего оборудования и т.д.

Государственное регулирование  и контроль по всей вероятности еще  более усилятся в будущем. Руководители предприятий индустрии гостеприимства, занимаясь развитием своих предприятий и маркетингом выпускаемого "товара", должны знать основы законодательства в вопросах защиты конкуренции, потребителей и общества.

Шестой фактор – культурный.

Культура 

Знания, вера, искусство, мораль, законы, обычаи, привычки и другие приобретенные  человеком как членом общества способности, составляют понятие культуры.

Она состоит из явных и  неявных форм поведения, приобретаемых  и передаваемых при помощи символов, и представляющих собой характерные  достижения человеческих групп, включая  их воплощение в результатах творческого  труда. Культуры находятся в постоянном, хотя и очень медленном развитии, часто происходящим под влиянием изменений в окружающей среде.

Особое значение для международного бизнеса имеет знание культурных особенностей различных стран. Выделяют культуры высокого и низкого контекста.

 

 

 

Рисунок 5- Место культурной среды в международном бизнесе

Рисунок 6 –Культурные контексты

Типичные культуры "высокого контекста" можно найти в некоторых  арабских и азиатских странах, в  то время как культуры "низкого  контекста" характерны для индустриально  развитых стран Запада. Между этими  двумя крайностями находится  остальное большинство стран, проявляя различную степень характеристик "высокого" или "низкого" контекста.

Социальная организация  общества может многое рассказать о  роли родственных связей, деловых  партнеров на принятие решений. Что  будет доминировать - "кумовство" и преемственность, или же глубокий профессионализм. Какое влияние на предпринимательскую деятельность оказывают социальная стратификация населения, расовые группировки, уровень образования. [20. C. 384]

Язык является основой  формирования человеческих групп, средством  выражения мыслей и чувств, средством  коммуникации. На земном шаре имеется  около 100 официальных языков и около 3000 самостоятельных диалектов. Очень  немногие страны однородны в лингвистическом  отношении. В международном бизнесе  английский язык является доминирующим и, по меньшей мере, 2/3 деловой переписки  в мире осуществляется на этом языке. Вместе с тем, существуют страны выражающие стремление пользоваться только своим  языком (Франция, например). В международном  бизнесе следует учитывать это  обстоятельство, а предпринимателям совершенствовать и развивать свои языковые навыки.

Религиозные ценности оказывают  большое влияние на экономическую  деятельность и могут играть как  положительную, так и отрицательную  роль в международном бизнесе. По данным Всемирного банка существует определенная взаимосвязь между  религиозностью и величиной ВНП  на душу населения. На первом месте  стоят христианские, протестантские общества, на втором - общества, где  распространен буддизм.

Информация о работе Анализ макросреды предприятия