Анализ кредитного портфеля коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявить возможные механизмы защиты и управления рисками.
Задачи курсовой работы - обосновать определение риска, раскрыть суть рисков, описать маркетинговые инструменты управления рисками, показать пример их применение на практике.
Объектом исследования является маркетинговая информационная среда фирмы.
Предметом исследования - риски маркетинговой информационной среды, управление и защита от них.
Методы исследования - анализ учебной и периодической литературы, статистический, нормативный.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование рисков 6
1.1.Сущность рисков 6
1.2.Анализ внешних и внутренних рисков фирмы 13
1.3. Набор маркетинговых инструментов управления рисками 16
Глава II. Анализ кредитного портфеля коммерческого банка 24
2.1. Характеристика кредитной деятельности банка 24
2.2. Анализ кредитного портфеля банка 32
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение

Работа содержит 1 файл

механизмы управлния (Восстановлен).docx

— 113.33 Кб (Скачать)

     Решение поставленных задач предполагает проведение модернизации управленческих и технологических  процессов.

     В рамках данной концепции Банком намечены следующие целевые ориентиры:

     1) Рентабельность капитала (ROAE) - не  ниже 20%;

     2) Доля комиссионных доходов в  чистом операционном доходе - не  ниже 30%;

     3) Удельный вес в совокупных  активах банковской системы - 25-30%;

     4) Активы на одного работника  - рост в 3 раза;

     5) Чистый операционный доход на  одного работника - рост в 2,5 раза;

     6) Количество жителей на точку  продаж - снижение на 15%;

     7) Отношение бизнес - персонала к  сотрудникам обеспечивающих подразделений  - не менее 1:1;

     8) Отношение операционных затрат  к чистому операционному доходу (Cost/Income Ratio) - не выше 50%;

     Решение задач обозначенных концепцией развития Банка до 2012 год обеспечит формирование необходимого уровня рентабельности капитала, позволит оптимизировать банковские издержки и выполнить ограничение по отношению  операционных расходов к чистому  операционному доходу (Cost/Income), увеличить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе и повысить стабильность и предсказуемость финансового результата.8

     Развитие  экономики и увеличение доходов  населения положительно сказались  на росте кредитного рынка России. Это позволило расширить круг потенциальных заёмщиков, как за счёт увеличения числа потенциальных  клиентов, которые могут обратится  за кредитом и в отношении которых будет вынесено положительное решение, так и в росте предложения платных услуг, которыми они могут воспользоваться. "По нашим данным число таких потребителей за 2007 год возросло более чем вдвое: с 13% до 28% от общей численности населения", - отмечает начальник управления маркетинга банка "УралСиб" Михаил Воронько.

     Лидером рейтинга по кредитованию физических лиц, без учёта ипотеки, стал "Сбербанк", объём выданных кредитов которого достиг 485,7 млрд. руб., а прирост за год составил 9,76%. Второе место, с отрицательной динамикой в 13,38%, занимает банк "Русский Стандарт", выдавший кредитов на 193,3 млрд. руб. Тройку лидеров замыкает банк ВТБ 24, с показателем 91,7 млрд. руб. и лучшим среди top5 ростом - 192,68%.

     В таблице 3 на основе данных сайта www.raiting.rbc.ru показаны суммарные показатели кредитов выданных банками физическим лицам без учета ипотеки. 

     Таблица 3

     Банки по объемам выданных кредитов физлицам в 2007г. (без учёта ипотеки)

Банк Выдано кредитов физлицам (без учёта ипотеки) в 2007г., млн. руб. Изменение за год, % Количество  выданных кредитов физлицам (без учёта ипотеки) в 2007г., шт. Портфель кредитов физлицам (без учёта ипотеки) на 01.01.08, млн. руб.
1. Сбербанк 485 718.1 9,76 3 644 402 654 595.0
2. Русский  Стандарт 193 253.2 -13.38 9 508 847 182 222.9
3. ВТБ  24 91 681.0 192.68 895 469 81 417.4
4. Росбанк 61 324.8 -10.90 832 610 84 174.8
5. Русфинанс Банк 55 708.2 57.17 1 214 159 56 422.0
6. ХКФ-Банк 53 823.5 32.55 4 934 105 30 588.5
7. Альфа-Банк 48 527.5 75.65 985 678 41 398.1
 

     Как видно из таблицы 3 Сбербанк России значительно опережает своих  конкурентов по кредитному портфелю физических лиц, но также нельзя не заметить, что темп прироста этого  портфеля достаточно низкий всего 9,76%, в то время как один из главных  конкурентов Сбербанка России –  банк ВТБ 24 за тот же период показал  темп прироста равный 192,68%.

     А по количеству выданных кредитов можно  сделать вывод о том, что Банк в первую очередь предпочитает выдавать сравнительно большие суммы кредитов (в среднем 133000руб.).

     Такие показатели являются следствием того, что Банк не практикует "магазинные" кредиты. С одной стороны это потеря сегмента рынка, но с другой такие кредиты имеют очень высокую степень риска и могут привести к снижению ликвидности банка и уменьшению качества его кредитного портфеля.

     Примерно  такую же кредитную политику ведет  и банк ВТБ 24 (средний размер выданного  физическому лицу кредита 102000 руб), но менее развитая филиальная сеть и меньшие ресурсные возможности не позволяют ему на равных конкурировать со Сбербанком России, который является крупнейшим банком восточной Европы.

         2.2 Анализ кредитного портфеля банка

 

     Банк  может выдавать кредиты, проводить  другие активные операции, приносящие доходы, лишь в пределах имеющихся  у него свободных ресурсов. Следовательно, операции, в результате которых формируются  такие ресурсы банка (пассивные  операции), играют первичную и определяющую роль по отношению к операциям  активным, логически и фактически предшествуют им и определяют объем  и масштабы доходных операций.

     Как и всякий хозяйствующий субъект, банк для обеспечения своей деятельности должен располагать определенной суммой денег и материальными активами, которые и составляют его ресурсы. С точки зрения происхождения  эти ресурсы состоят из собственного капитала банка и заемных средств, привлеченных им на время со стороны (занятых у других лиц). Таким образом, ресурсы банка (банковские ресурсы) — это совокупность собственных  и привлеченных средств, имеющихся  в распоряжении банка и используемых им для ведения активных операций.

     Банки работают в основном на привлеченных средствах. При этом на первом-втором местах по значимости источников привлечения  средств находятся деньги населения  и остатки средств на счетах юридических  лиц, а далее — средства, привлекаемые с помощью ценных бумаг банков, межбанковские кредиты и депозиты юридических лиц.

     Итак, подавляющую часть денег, за счет которых работает и живет банк, составляют привлеченные им средства, причем привлеченные за плату. Поэтому  проблема формирования ресурсов имеет  для него более важное значение, чем для любого иного хозяйствующего субъекта. Это обстоятельство порождает  конкурентную борьбу за ресурсы между  банками, банками и иными кредитными и прочими организациями и  предприятиями, а также другие специфические  особенности банковской деятельности.

     Структура ресурсов разных банков отличается большим  разнообразием, что объясняется  специфическими особенностями деятельности каждого конкретного банка (разница  в величине капиталов, количество и  характер обслуживаемых клиентов, региональные и иные особенные условия и  т.д.). Рассмотрим ресурсную базу Банка  в таблице 4. 

     Таблица 4

     Анализ  кредитных ресурсов Сбербанка России

Показатель Сумма, тыс. руб.

на 1.01.2008г

Сумма, тыс. руб.

на 1.02.2008г

Ресурсы
1. Собственные  (капитал) 674717292 652028548
2. Привлеченные 5221799138 5253122850
2.1 Средства  на счетах кредитных организаций 19443966 24937657
2.2 Кредиты  Банка России 665987 0
2.3 Кредиты  и депозиты других банков 45438000 23107756
2.4 Просроченные  проценты 0 0
2.5 Межбанковские  расчеты 1098075335 1092025728
2.6 Средства  на счетах 949594970 992516021
2.7 Средства  в расчетах 88760789 93249502
2.8 Выпущено  ценных бумаг 164898208 157687247
2.9 Депозиты  и другие привлеченные средства 2854921883 2869598939
3. Прочие  ресурсы 841695 809664
А. Всего  ресурсов 5897358125 5905961062
Размещение  ресурсов
1. Обязательные  резервы 56790258 58872284
2. Денежные  средства 80930922 44919133
3. Межбанковские  операции 8234761492 8799000180
3.1 Межбанковские  кредиты 7136436988 7682212744
3.1.1 Просроченная  задолженность 0 0
3.2 Межбанковские  депозиты 2056162 21223048
3.2.1 Депозиты  в Банке России 0 19000000
3.3 Межбанковские  расчеты 1096268342 1095564388
4. Кредитные  вложения и прочие размещенные  средства 3961582397 4117846798
4.1 Просроченные  ссуды 39552515 40445552
5. Участие  в капитале 12618799 12805990
6. Лизинг 0 0
7. Вложения  в ценные бумаги    
7.1 В  долговые обязательства 497968741 500438776
7.2 В  учетные векселя 0 0
8. Драгметаллы 6779540 6798237
8.1 Операции  с драгметаллами 616977 643415
8.1.1 Просроченная  задолженность по драгметаллам 0 0
9. Прочие  активы 190986902 194008221
9.1 Проценты  за кредит неуплаченные в срок 39308 326782
9.2 Просроченная  проценты по предоставленным  м/б кредитам 0 0
9.3 Просроченные  проценты по операциям с д/м 0 5
Б. Всего  размещено 12544450310 13234250843
Свободные кредитные ресурсы 1587669307 1470710399
 

     Как видно из таблицы 4 у Банка на конец  рассматриваемого периода имеются свободные кредитные ресурсы в размере 1 470 710 399 тыс. руб. За рассматриваемый период этот показатель уменьшился на 116 958 908 тыс. руб. (темп прироста -7%). Это произошло за счет более высокого темпа роста размещенных средств (5%) по сравнению с темпом роста ресурсов банка (0,01%).9

     Анализ  структуры кредитного портфеля является одним из способов оценки его качества. В мировой и российской банковской практике известно много критериев  сегментации кредитного портфеля. Среди  них:

     - субъекты кредитования;

     - объекты и назначение кредита;

     - сроки кредитования;

     - размер ссуды;

     - наличие и характер обеспечения,  источники и методы погашения  кредитов, кредитоспособность заемщика;

     - цена кредита;

     - отраслевая принадлежность заемщика  и т.д.

     Структурный анализ проводится для выявления  излишней концентрации кредитных операций в одном сегменте, доли крупных  ссуд и ссуд, предоставленных заемщикам  с низкой степенью кредитоспособности, что повышает степень совокупного  кредитного риска.

     Субъектом кредитования с позиции классического  банковского дела являются юридические  или физические лица, дееспособные и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки. Субъект получения кредита может  быть самого разного уровня, начиная  от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до государства.

     По  субъектам ссуды банка можно  разделить на три большие группы:

     1) ссуды, выданные юридическим лицам  для кредитования текущей производственной деятельности (корпоративные ссуды);

     2) ссуды, предоставленные физическим лицам для удовлетворения личных потребностей (потребительские ссуды);

     3) ссуды, выдаваемые банкам для поддержания ликвидности их баланса (межбанковские ссуды).

     Для начала необходимо исследовать состав ссудной задолженности и динамику изменений ее составляющих. Эти изменения  можно увидеть в таблице 5.

Информация о работе Анализ кредитного портфеля коммерческого банка