Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить возможные механизмы защиты и управления рисками.
Задачи курсовой работы - обосновать определение риска, раскрыть суть рисков, описать маркетинговые инструменты управления рисками, показать пример их применение на практике.
Объектом исследования является маркетинговая информационная среда фирмы.
Предметом исследования - риски маркетинговой информационной среды, управление и защита от них.
Методы исследования - анализ учебной и периодической литературы, статистический, нормативный.
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование рисков 6
1.1.Сущность рисков 6
1.2.Анализ внешних и внутренних рисков фирмы 13
1.3. Набор маркетинговых инструментов управления рисками 16
Глава II. Анализ кредитного портфеля коммерческого банка 24
2.1. Характеристика кредитной деятельности банка 24
2.2. Анализ кредитного портфеля банка 32
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение
Решение поставленных задач предполагает проведение модернизации управленческих и технологических процессов.
В рамках данной концепции Банком намечены следующие целевые ориентиры:
1) Рентабельность капитала (ROAE) - не ниже 20%;
2) Доля комиссионных доходов в чистом операционном доходе - не ниже 30%;
3) Удельный вес в совокупных активах банковской системы - 25-30%;
4) Активы на одного работника - рост в 3 раза;
5) Чистый операционный доход на одного работника - рост в 2,5 раза;
6) Количество жителей на точку продаж - снижение на 15%;
7)
Отношение бизнес - персонала к
сотрудникам обеспечивающих
8) Отношение операционных затрат к чистому операционному доходу (Cost/Income Ratio) - не выше 50%;
Решение задач обозначенных концепцией развития Банка до 2012 год обеспечит формирование необходимого уровня рентабельности капитала, позволит оптимизировать банковские издержки и выполнить ограничение по отношению операционных расходов к чистому операционному доходу (Cost/Income), увеличить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе и повысить стабильность и предсказуемость финансового результата.8
Развитие экономики и увеличение доходов населения положительно сказались на росте кредитного рынка России. Это позволило расширить круг потенциальных заёмщиков, как за счёт увеличения числа потенциальных клиентов, которые могут обратится за кредитом и в отношении которых будет вынесено положительное решение, так и в росте предложения платных услуг, которыми они могут воспользоваться. "По нашим данным число таких потребителей за 2007 год возросло более чем вдвое: с 13% до 28% от общей численности населения", - отмечает начальник управления маркетинга банка "УралСиб" Михаил Воронько.
Лидером рейтинга по кредитованию физических лиц, без учёта ипотеки, стал "Сбербанк", объём выданных кредитов которого достиг 485,7 млрд. руб., а прирост за год составил 9,76%. Второе место, с отрицательной динамикой в 13,38%, занимает банк "Русский Стандарт", выдавший кредитов на 193,3 млрд. руб. Тройку лидеров замыкает банк ВТБ 24, с показателем 91,7 млрд. руб. и лучшим среди top5 ростом - 192,68%.
В
таблице 3 на основе данных сайта www.raiting.rbc.ru
показаны суммарные показатели кредитов
выданных банками физическим лицам без
учета ипотеки.
Таблица 3
Банки по объемам выданных кредитов физлицам в 2007г. (без учёта ипотеки)
Банк | Выдано кредитов физлицам (без учёта ипотеки) в 2007г., млн. руб. | Изменение за год, % | Количество выданных кредитов физлицам (без учёта ипотеки) в 2007г., шт. | Портфель кредитов физлицам (без учёта ипотеки) на 01.01.08, млн. руб. |
1. Сбербанк | 485 718.1 | 9,76 | 3 644 402 | 654 595.0 |
2. Русский Стандарт | 193 253.2 | -13.38 | 9 508 847 | 182 222.9 |
3. ВТБ 24 | 91 681.0 | 192.68 | 895 469 | 81 417.4 |
4. Росбанк | 61 324.8 | -10.90 | 832 610 | 84 174.8 |
5. Русфинанс Банк | 55 708.2 | 57.17 | 1 214 159 | 56 422.0 |
6. ХКФ-Банк | 53 823.5 | 32.55 | 4 934 105 | 30 588.5 |
7. Альфа-Банк | 48 527.5 | 75.65 | 985 678 | 41 398.1 |
Как видно из таблицы 3 Сбербанк России значительно опережает своих конкурентов по кредитному портфелю физических лиц, но также нельзя не заметить, что темп прироста этого портфеля достаточно низкий всего 9,76%, в то время как один из главных конкурентов Сбербанка России – банк ВТБ 24 за тот же период показал темп прироста равный 192,68%.
А по количеству выданных кредитов можно сделать вывод о том, что Банк в первую очередь предпочитает выдавать сравнительно большие суммы кредитов (в среднем 133000руб.).
Такие показатели являются следствием того, что Банк не практикует "магазинные" кредиты. С одной стороны это потеря сегмента рынка, но с другой такие кредиты имеют очень высокую степень риска и могут привести к снижению ликвидности банка и уменьшению качества его кредитного портфеля.
Примерно такую же кредитную политику ведет и банк ВТБ 24 (средний размер выданного физическому лицу кредита 102000 руб), но менее развитая филиальная сеть и меньшие ресурсные возможности не позволяют ему на равных конкурировать со Сбербанком России, который является крупнейшим банком восточной Европы.
Банк может выдавать кредиты, проводить другие активные операции, приносящие доходы, лишь в пределах имеющихся у него свободных ресурсов. Следовательно, операции, в результате которых формируются такие ресурсы банка (пассивные операции), играют первичную и определяющую роль по отношению к операциям активным, логически и фактически предшествуют им и определяют объем и масштабы доходных операций.
Как
и всякий хозяйствующий субъект,
банк для обеспечения своей
Банки
работают в основном на привлеченных
средствах. При этом на первом-втором
местах по значимости источников привлечения
средств находятся деньги населения
и остатки средств на счетах юридических
лиц, а далее — средства, привлекаемые
с помощью ценных бумаг банков,
межбанковские кредиты и
Итак, подавляющую часть денег, за счет которых работает и живет банк, составляют привлеченные им средства, причем привлеченные за плату. Поэтому проблема формирования ресурсов имеет для него более важное значение, чем для любого иного хозяйствующего субъекта. Это обстоятельство порождает конкурентную борьбу за ресурсы между банками, банками и иными кредитными и прочими организациями и предприятиями, а также другие специфические особенности банковской деятельности.
Структура
ресурсов разных банков отличается большим
разнообразием, что объясняется
специфическими особенностями деятельности
каждого конкретного банка (разница
в величине капиталов, количество и
характер обслуживаемых клиентов, региональные
и иные особенные условия и
т.д.). Рассмотрим ресурсную базу Банка
в таблице 4.
Таблица 4
Анализ кредитных ресурсов Сбербанка России
Показатель | Сумма, тыс. руб.
на 1.01.2008г |
Сумма, тыс. руб.
на 1.02.2008г |
Ресурсы | ||
1. Собственные (капитал) | 674717292 | 652028548 |
2. Привлеченные | 5221799138 | 5253122850 |
2.1 Средства
на счетах кредитных |
19443966 | 24937657 |
2.2 Кредиты Банка России | 665987 | 0 |
2.3 Кредиты и депозиты других банков | 45438000 | 23107756 |
2.4 Просроченные проценты | 0 | 0 |
2.5 Межбанковские расчеты | 1098075335 | 1092025728 |
2.6 Средства на счетах | 949594970 | 992516021 |
2.7 Средства в расчетах | 88760789 | 93249502 |
2.8 Выпущено ценных бумаг | 164898208 | 157687247 |
2.9 Депозиты и другие привлеченные средства | 2854921883 | 2869598939 |
3. Прочие ресурсы | 841695 | 809664 |
А. Всего ресурсов | 5897358125 | 5905961062 |
Размещение ресурсов | ||
1. Обязательные резервы | 56790258 | 58872284 |
2. Денежные средства | 80930922 | 44919133 |
3. Межбанковские операции | 8234761492 | 8799000180 |
3.1 Межбанковские кредиты | 7136436988 | 7682212744 |
3.1.1 Просроченная задолженность | 0 | 0 |
3.2 Межбанковские депозиты | 2056162 | 21223048 |
3.2.1 Депозиты в Банке России | 0 | 19000000 |
3.3 Межбанковские расчеты | 1096268342 | 1095564388 |
4. Кредитные вложения и прочие размещенные средства | 3961582397 | 4117846798 |
4.1 Просроченные ссуды | 39552515 | 40445552 |
5. Участие в капитале | 12618799 | 12805990 |
6. Лизинг | 0 | 0 |
7. Вложения в ценные бумаги | ||
7.1 В долговые обязательства | 497968741 | 500438776 |
7.2 В учетные векселя | 0 | 0 |
8. Драгметаллы | 6779540 | 6798237 |
8.1 Операции с драгметаллами | 616977 | 643415 |
8.1.1 Просроченная задолженность по драгметаллам | 0 | 0 |
9. Прочие активы | 190986902 | 194008221 |
9.1 Проценты за кредит неуплаченные в срок | 39308 | 326782 |
9.2 Просроченная проценты по предоставленным м/б кредитам | 0 | 0 |
9.3 Просроченные проценты по операциям с д/м | 0 | 5 |
Б. Всего размещено | 12544450310 | 13234250843 |
Свободные кредитные ресурсы | 1587669307 | 1470710399 |
Как видно из таблицы 4 у Банка на конец рассматриваемого периода имеются свободные кредитные ресурсы в размере 1 470 710 399 тыс. руб. За рассматриваемый период этот показатель уменьшился на 116 958 908 тыс. руб. (темп прироста -7%). Это произошло за счет более высокого темпа роста размещенных средств (5%) по сравнению с темпом роста ресурсов банка (0,01%).9
Анализ структуры кредитного портфеля является одним из способов оценки его качества. В мировой и российской банковской практике известно много критериев сегментации кредитного портфеля. Среди них:
- субъекты кредитования;
- объекты и назначение кредита;
- сроки кредитования;
- размер ссуды;
-
наличие и характер
- цена кредита;
-
отраслевая принадлежность
Структурный анализ проводится для выявления излишней концентрации кредитных операций в одном сегменте, доли крупных ссуд и ссуд, предоставленных заемщикам с низкой степенью кредитоспособности, что повышает степень совокупного кредитного риска.
Субъектом
кредитования с позиции классического
банковского дела являются юридические
или физические лица, дееспособные
и имеющие материальные или иные
гарантии совершать экономические,
в том числе кредитные сделки.
Субъект получения кредита
По субъектам ссуды банка можно разделить на три большие группы:
1)
ссуды, выданные юридическим
2) ссуды, предоставленные физическим лицам для удовлетворения личных потребностей (потребительские ссуды);
3) ссуды, выдаваемые банкам для поддержания ликвидности их баланса (межбанковские ссуды).
Для
начала необходимо исследовать состав
ссудной задолженности и
Информация о работе Анализ кредитного портфеля коммерческого банка