Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:13, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить возможные механизмы защиты и управления рисками.
Задачи курсовой работы - обосновать определение риска, раскрыть суть рисков, описать маркетинговые инструменты управления рисками, показать пример их применение на практике.
Объектом исследования является маркетинговая информационная среда фирмы.
Предметом исследования - риски маркетинговой информационной среды, управление и защита от них.
Методы исследования - анализ учебной и периодической литературы, статистический, нормативный.
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование рисков 6
1.1.Сущность рисков 6
1.2.Анализ внешних и внутренних рисков фирмы 13
1.3. Набор маркетинговых инструментов управления рисками 16
Глава II. Анализ кредитного портфеля коммерческого банка 24
2.1. Характеристика кредитной деятельности банка 24
2.2. Анализ кредитного портфеля банка 32
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение
Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и т.п.)
Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам.
Портфельные инвестиции связаны с формированием инвестиционного портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Термин "портфельный" происходит от итальянского "portofogio" и означает совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.
Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.
К процентным рискам относится опасность потерь комическими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селенговыми компаниями в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлечённым средствам, над ставками по представленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.
Рост
рыночной ставки процента ведет к
понижению курсовой стоимости ценных
бумаг, особенно облигаций с фиксированным
процентом. При повышении процента
может начаться также массовый сброс
ценных бумаг, эмитированных под
более низкие фиксированные проценты
и по условиям выпуска досрочно принимаемых
обратно эмитентом. Процентный риск
несет инвестор, вложивший средства
в среднесрочные ценные бумаги с
фиксированным процентом при
текущем повышении
Процентный
риск несет эмитент, выпускающий
в обращение среднесрочные и
долгосрочные ценные бумаги с фиксированным
процентом при текущем
Этот вид риска при быстром росте процентных ставок в условиях инфляции имеет значение и для краткосрочных ценных бумаг.
Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.
Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь.
Риски прямых финансовых потерь включают следующие разновидности: биржевой риск, селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т.п.
Селективные риски (лат. selection - выбор, отбор) это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск
банкротства представляет собой
опасность в результате неправильного
выбора вложения капитала, полной потери
предпринимателем собственного капитала
и неспособности его
Темпы и направления технологического процесса создают для людей и организаций и новые возможности, и новые угрозы – риск. Скорость технологических перемен в разные отраслях разная. В электронике, например, она довольно стабильна и высока, но относительно редкие колебания довольно сильны. В мебельной промышленности всё спокойнее и медленнее. Но какими бы они ни были, новые технологии могут осчастливить одних и обездолить других. Здесь же важно лишь отметить, что просмотреть назревший технологический переход в своей отрасли это не риск, это катастрофа и для малого бизнеса, и для огромного.2
Социальная динамика (совокупность социальных сил), формируемая традициями, морально-этическими ценностями, модой, общественными ожиданиями, предрассудками, устоявшимися связями, верованиями, стереотипами поведения и мышления и т. п., способна оказать самое существенное влияние на риски фирмы. В постсоциалистической России до сих пор общий экономический менталитет значительной части населения остается неадекватным рыночной экономике: отношение к богатым и богатству амбивалентное (двусмысленное), готовность к предпринимательству недостаточная. Сама идея экономической свободы и свободного, но и социально ответственного предпринимательства пока так и не захватила массы. Многие опросы общественного мнения показывают раздельность общественного мнения на две практически равных части почти по всем вопросам. Более того, до сих пор в значительной части населения не преодолена психология осажденной крепости: у России якобы нет друзей, кроме армии, а кругом все народы только и ждут, чтобы обидеть Россию и урвать от нее кусок. Ясно, что в таком обществе риски бизнеса выше, чем в более консолидированных обществах. Крайним проявлением социальных рисков является вновь резко обострившийся и интернационализировавшийся в последние десятилетия терроризм.
Ко
всему упомянутому осталось добавить
масс медиа — средства массовой информации.
Сила влияния этой четвертой власти на
общественное мнение, а стало быть, на
престиж фирмы, склонность населения к
потреблению, общественное восприятие
деловых проектов и т. п. чрезвычайно велика.
Велики и риски диффамации, дезинформации,
промывки мозгов, недобросовестной рекламы
конкурентов. Даже если у фирмы нет денег
на дорогостоящую рекламу, наблюдение
за тенденциями, инициирующимися через
масс медиа, может спасти от многих бед.
Также предприятию необходимо обратить
внимание на своих конкурентов, потребителей,
которые могут быть источниками рисков.
1.2
Анализ внешних и внутренних
рисков фирмы
Чтобы понять существенность событий во внешней среде, прежде всего руководителям, следует развить в себе чувствительность к переменам. Развивать такую чувствительность помогают табличные и графические форматы (табл. 1.1 и табл. 1.2). В таблице показаны параметры макросреды, способные оказать влияние на фирму и за которыми следует постоянно следить. Таблица 1.2. — это формат наблюдения за отраслевой средой. На основе подобных материалов развивается привычное сканирование среды. Ответы на опрос 500 руководителей фирм, проведенный журналом "Fortune", показали, что практически все респонденты признают важность регулярного сканирования макро ситуации, хотя и считают, что результаты этого дают только самую общую основу для процесса принятия решений.
Прикладные
исследования рисков окружения проводятся
в отраслевом разрезе. Анализ внешних
рисков (макросреда) фирмы в связке с ее
внутренними рисками (микросреда) можно
провести на основе идей и результатов
фундаментального исследования М. Портера.
Потенциал прибыльности отрасли (долгосрочный
возврат на инвестированный капитал) зависит
от, по крайней мере, пяти конкурентных
сил внутри этой отрасли. В разных отраслях
этот потенциал разный, но базовый формат
рисковый везде одинаковый. Он определяется
в основном взаимодействием пяти сил:
Таблица 1.1.
Примерный формат сканирования макросреды организации
Политико-юридические силы | Социальные силы | Экономические силы | Технологические силы |
Налоговые законы | Отношение к обновлению продукции, разным стилям жизни, карьеризму, потребительской активности | Количество денег в экономике | Расходы на исследования и разработки (правительственные и част ные) |
Международные торговые правила | Заинтересованность
качеством жизни |
Монетарная политика | Направленность
и
сконцентрированность |
Правила потребительского кредитования | Ожидаемая продолжительность жизни | Показатели занятости и безработицы | Темпы обновления продукции |
Законы о защите природы | Ожидания на рабочем месте | Стоимость энергии | Автоматизация |
Антитрестовское законодательство | Права различных социальных групп | Величина потребимого личного дохода | Роботизация |
Правила надзора за зарплатой и ценами | Миграции и структура населения | Стадии экономического цикла | |
Законы о трудовых отношениях | Рождаемость | ||
… | … | … | … |
1. Угрозой вторжения на рынок новых конкурентов.
2.
Интенсивностью конкуренции
3.
Угрозой появления товаров-
4.
Силой торговой позиции
5.
Силой торговой позиции
Появление
новых конкурентов на вашем секторе
рынка -это всегда опасность. Влияние
этих новичков сложно предсказать, но
за их появлением, а желательно —
за возможностью их появления важно
следить. Неожиданно появившийся и
уже укрепившийся в вашем секторе
новый конкурент — это
Таблица 1.2.
Макро- и микросреда: источники рисков-угроз и рисков-возможностей для фирмы в условиях конкуренции.
|
Информация о работе Анализ кредитного портфеля коммерческого банка