Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:25, курсовая работа
Решение относится к числу творческих операций в технологии управленческих работ. С одной стороны, по содержанию – это логико-мыслительная деятельность, выполняемая преимущественно руководящим персоналом. С другой стороны, решение – это эмоционально-психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы, решение обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя. Наконец решение выступает как управленческая процедура, следовательно, должна быть тщательно организована, регламентирована с помощью правовых норм.
Введение
Глава 1. Технология разработки, принятия и реализации управленческих решений
1.1 Процесс принятия решения и его структура, виды управленческих решений
1.2 Модель принятия управленческого решения менеджера
1.3 Методы принятия управленческих решений
1.4. Эффективность управленческих решений и ее оценка
Глава 2. Анализ процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений на ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» (ОАО «БМК»)
2.1 Характеристика предприятия ОАО «БМК»
2.2 Анализ рынка сбыта оцинкованной проволоки
Заключение
Глоссарий
Список используемой литературы
Согласно работе [5] "Цели - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе".
Согласно работе [6] "... цель любого исследования операций заключается в том, чтобы выяснить, что ожидает получить в результате его проведения руководитель. Другими словами, требуется определить, каковы предполагаемые результаты завершения проекта".
Различные определения понятия цель можно было бы продолжить. Однако и приведенного выше уже достаточно, чтобы выделить то общее, что содержится в них и наиболее адекватно характеризует цель.
Цель - это состояние объекта управления, к достижению которого стремится предприятие.
Действительно, деятельность предприятия направлена на достижение определенных результатов, которые бы изменили состояние объекта управления.
Это может быть и создание нового производства, и завоевание рынка сбыта, и увеличение прибыльности предприятия, и повышение рейтинга банка и т.д.
Безусловно, цели, стоящие перед предприятием, как субъектом управления, во многом определяют область деятельности.
Перед федеральным учреждением одни цели, перед заводом по производству автомобилей - другие, перед коммерческим банком - третьи, перед супермаркетом - четвертые, перед больницей - пятые и т.д.
Да и каждый управленец, как самостоятельная личность, имеет свои личные цели, которые определяются:
-личной системой ценностей,
-материальным положением,
-возрастом,
-средой, в которой он функционирует,
-средой, в которой он воспитывался,
-семейным положением,
-состоянием здоровья.
На формирование системы целей управленца влияние оказывают, согласно достаточно распространенной терминологии современной психологии, и те игры, в которые они играют.
Естественно, что цели управленца, как члена предприятия, которому делегированы определенные права и обязанности, поставлены определенные задачи, предоставлены определенные возможности, и цели управленца как личности не всегда полностью идентичны.
Однако определение
В то же время предприятие оценивает эффективность выполнения управленцем поставленных перед ним задач и оказывает соответствующие управленческие воздействия.
Отметим, что выбор цели, в особенности, стратегической, - одно из наиболее важных управленческих решений, принимаемых как предприятием в целом, так и отдельным управленцем.
Определение цели вбирает в себя:
-концентрированный опыт
-динамику изменения той
-понимание основных факторов и механизмов, действующих в ней;
-систему ценностей тех, кто эти цели ставит.
Действительно, цели и стратегические, и тактические ставят конкретные люди - управленцы. Могут быть случаи, когда цели выбраны неверно, и это предопределяет неудачу в деятельности, от которой могут, подчас, зависеть судьбы и благополучие многих.
Лишь верное понимание ситуации, складывающейся в области деятельности, верно поставленная цель, верно выбранные способы и средства ее достижения, верно принятые и эффективно реализованные решения приводят к успеху.
Этапу определения целей предприятия предшествуют этапы определения миссии предприятия и системы ценностей, которых она придерживается.
Непосредственное влияние на выбор
целей оказывает стратегия
Определению приоритетов предшествует
обычно работа то определению перечня
наиболее важных направлений деятельности
предприятия. Сначала, как правило,
формируется предварительный
Решающую роль в их формировании играет высшее руководство предприятия. В зависимости от ситуации и внутренней организационной культуры принимать участие в формировании целей предприятия и, следовательно, приоритетов, могут также ее работники, деловые партнеры, Специально приглашаемые специалисты-эксперты, потенциальные потребители и другие субъекты, которые могут влиять на выработку ее стратегии или которые заинтересованы в эффективной деятельности и процветании предприятия.
После определения предварительного
перечня наиболее важных направлений
деятельности предприятия рекомендуется
проводить коллективную экспертизу,
для участия в которой
Приоритетные направления
1.2. Необходимость и техника
Часто спорят, как эффективно принимать
решения - в одиночку или коллективно.
Все зависит от критериев оценки,
к которым относятся, например: качество
решения; приемлемость решения для
его адресатов; возможность реализации
принятого решения при
Самым сложным в принятии решения бывает выбор из двух или нескольких альтернативных вариантов. Здесь помимо точного расчета может помочь опыт.
Почему одно решение привело к ожидаемому результату, а другое нет? Возможно, в последнем случае в процессе его принятия была допущена одна из нескольких ошибок, к наиболее распространенным из которых относятся следующие:
было принято так называемое одностороннее решение;
принятое решение было обусловлено эмоциями;
отсутствовал системный подход к принятию решения;
при выборе вариантов предпочтение было отдано «привычной»
альтернативе;
рассматривались только положительные варианты, возможный риск не был учтен;
при принятии решения руководствовались
предположениями подспудными
при принятии решения была допущена поспешность;
неправильно были истолкованы факты;
решение было принято импульсивно.
Подобные ошибки могут быть легко исправлены, если только к принятию решений подходить системно. При этом предпочтение лучше отдавать простым, а не сложным схемам (рис.1). Если речь идет о решении какой-либо проблемы, то рекомендуется организовать процесс принятия решения следующим образом [8, с. 197].
Суть проблемы |
Причины ее возникнове-ния |
Принятие необходимых мер и анализ их последствий |
Принятие решения | |||
Рис. 1. Схема принятия решения
Но самое главное заключается в следующем: важна не сама техника принятия решения, намного важнее системный, целенаправленный подход, правильный учет факторов, а не выбор самого легкого и удобного. Никогда не следует забывать, что принятие решения - это еще и ответственность.
Важными качествами решений являются: их научная обоснованность, четкая направленность и экономическая результативность. Решения будут обоснованными только тогда, когда при их разработке проведен достаточно широкий анализ конкретной производственной и социальной обстановки. Для этого при переработке достоверной информации применяются различные методы анализа с использованием экономико-математических методов.
Решения должны быть своевременными, т.е. соответствовать сложившейся обстановке к моменту их принятия.
Четкая направленность решений обеспечивается принятием их в пределах прав соответствующих руководителей, при этом каждое решение должно иметь точный адрес, быть понятным исполнителям и не допускать разночтений.
Характер решаемых задач видоизменяется с повышением иерархического уровня организации управленческой системы. На низших уровнях управления задачи носят, скорее, тактический характер. Это объясняется тем, что низовые звенья управления находятся в сфере объекта управления, могут своевременно получить детальную информацию о любых отклонениях от намеченного плана и быстро принять соответствующие решения. Решать долгосрочные задачи низовые звенья управления не могут, т. к. они располагают только кратковременными запасами ресурсов.
Органы управления высшего уровня
по большей части решают стратегические
задачи, связанные с перспективным
планированием. Отсюда вытекает необходимость
систематизации информации для высших
уровней управления, как по структуре
информационных потоков, так и по
времени. При передаче решений низшим
звеньям управления каждая ступень
иерархической системы
Применительно к функциям управления
решения могут быть исходными (плановыми),
организационными и итоговыми. По своей
направленности они разделяются
на общие и частные. В общих
решениях, как правило, предусматривается
дальнейшее развитие, обеспечивающее
улучшение организации труда, повышение
его производительности, снижение себестоимости
и повышение прибыли. Потребность
в частных решениях возникает
в текущей и оперативной
Решения различают также по вызвавшим их побудительным причинам. По времени действия решения делятся на программные (принимаемые высшими органами власти на обозреваемый период времени); перспективные - на 5-7 лет (показывающие общее направление работы, пути совершенствования производства); текущие (годовые); оперативные (на квартал и месяц) и краткосрочные (на неделю, сутки, смену).
К оперативным относятся решения, направленные на устранение отдельных срывов в выполнении планов. В этом случае разница между целью и достигнутым состоянием выполнения планового решения, т.е. разница между заданием по плану и его исполнением, вызывает необходимость принятия решений, обеспечивающих движение к заданной цели. С помощью краткосрочных решений поддерживается заданный оперативным планом ритм в ходе выполнения работ и обеспечения их ресурсами.
Операции, выполняемые при разработке решений, подразделяются на творческие, логически и технические.
К творческим относятся: анализ информации, синтез сведений, сравнение данных, умение абстрагировать и, наконец, принятие решений.
Логические операции, отражающие ход разработки решения, выполняются в раннее отработанной последовательности, т.е. по разработанному алгоритму.
К техническим операциям
Логические и технические
Управленческое решение
Управленческими решениями устанавливаются
расстановка работников по рабочим
местам, должностям; формируются цели
их деятельности, сроки выполнения
и виды работ; регламентируются функции,
права, ответственность работников,
меры поощрения и взыскания; распределяются
материальные и энергетические ресурсы,
денежные средства. От качества управленческих
решений во многом зависит эффективность
управления, его результативность.
Управленческое решение относится
к сложным продуктам
Правовая особенность
К социальным особенностям управленческих
решений относится то, что они
затрагивают интересы людей, принимаются
людьми, даже и в том случае, когда
при выработке решений
Психологическая особенность управленческого решения представляет собой результат мыслительной деятельности человека, поэтому его качество во многом зависит от опыта человека, его знаний, глубины мышления.
Виды решений классифицируются по субъекту и объекту управления, по формализуемости, степени самостоятельности, обязательности и форме.