Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:25, курсовая работа
Решение относится к числу творческих операций в технологии управленческих работ. С одной стороны, по содержанию – это логико-мыслительная деятельность, выполняемая преимущественно руководящим персоналом. С другой стороны, решение – это эмоционально-психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы, решение обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя. Наконец решение выступает как управленческая процедура, следовательно, должна быть тщательно организована, регламентирована с помощью правовых норм.
Введение
Глава 1. Технология разработки, принятия и реализации управленческих решений
1.1 Процесс принятия решения и его структура, виды управленческих решений
1.2 Модель принятия управленческого решения менеджера
1.3 Методы принятия управленческих решений
1.4. Эффективность управленческих решений и ее оценка
Глава 2. Анализ процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений на ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» (ОАО «БМК»)
2.1 Характеристика предприятия ОАО «БМК»
2.2 Анализ рынка сбыта оцинкованной проволоки
Заключение
Глоссарий
Список используемой литературы
По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:
а) текущие (оперативные);
б) тактические;
в) стратегические.
По причинам возникновения управленческие решения делятся на:
а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
в) программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
г) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;
д) эпизодические и периодические,
вытекающие из периодичности
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:
а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
в) эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.
По организационному оформлению управленческие решения делятся на:
а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;
в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.[3]
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризу
1.3 Основные требования,
предъявляемые к качеству
Сбалансированность
Решение в системе управления должно приниматься, как правило, на том уровне, где возникла ситуация, проблема, и по возможности тем лицом (звеном управления), которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу. Это требование вытекает из технологии процесса управления, где взаимно переплетаются три цикла: информационный – выработка решения – организаторская работа. Информация, решение, организаторская работа – взаимосвязанные элементы процесса управления. Поэтому, получив информацию, руководитель должен принять соответствующее решение и организовать его исполнение.
Нецелесообразно процедуру решения искусственно изымать из единого технологического процесса управления и передавать ее в вышестоящий уровень управляющей системы. Чем дальше от участка, которого касается данное решение, тем выше затраты на его принятие. Каждое звено управления должно заниматься своим делом, с тем, чтобы более высокие инстанции не загромождались массой текущих дел, отвлекающих их от решения крупных проблем, а низовые звенья могли оперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию.
Каждый руководитель, которому
передается ответственность, должен четко
знать, перед кем и за что он
ответствен. Подобное требование всегда
должно увязываться с четким определением
линий подчинения. Единство распорядительства
– одно из важнейших принципов
научного управления. Необходимо, чтобы
решение, распоряжение исполнителю
исходило от непосредственного
Непротиворечивость, строгая
согласованность – еще одно важное
требование к качеству управленческих
решений. Оно должно исходить от непосредственного
руководителя, должно быть точным, ясным,
не допускающим разночтений и
несогласованности с ранее
Решение будет обоснованным
и позволит более успешно выполнить
задачу, если оно принято на основе
достоверной информации о внутреннем
состоянии объекта, а также внешней
среды, в которой он функционирует,
с учетом тенденций его развития
и если для его реализации имеются
реальные возможности. Если решение
не обосновано и для его осуществления
еще не созрели необходимые
Конкретность – еще одно важное требование к качеству решения независимо от того, относится ли оно к учреждению в целом или к отдельным объектам и процессам в его рамках.
И, наконец, управленческое решение должно быть полномочным, т.е. приниматься органом или лицом, имеющим право принять решение. Полномочия, подкрепленные соответствующими правовыми нормами, делают это решение обязательным.[5]
1.4 Факторы, определяющие
качество и эффективность
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести:
1) законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения;
2) четкую формулировку цели – для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
3) объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого решения главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
4) время разработки управленческого решения – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
5) организационные структуры управления;
6) формы и методы осуществления управленческой деятельности;
7) методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
8) субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка.
9) состояние управляющей и управляемой
систем (психологический климат, авторитет
руководителя, профессионально-
10) систему экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческих решений.
Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческое решение существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы. [6]
ГЛАВА 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Уфимский краностроительный завод»
2.1 Общая характеристика предприятия
Уфимский краностроительный завод (организационно-правовая форма - Общество с ограниченной ответственностью) является одним из крупнейших специализированных предприятий Урало-Сибирского региона России в области конструирования, строительства и монтажа широкой палитры грузоподъемного оборудования, начиная от мостовых подвесных и опорных козловых кранов, средств малой механизации до изготовления сложных специальных мостовых и козловых кранов на плотинах ГЭС, ГРЭС и промышленных объектах нефтехимической индустрии.
Только за последние 10 лет
на заводе совместно с ВНИИПТМАШ
разработано и запущено в серийное
производство более 10 новых конструкций
козловых и мостовых кранов.[7] На протяжении
15 лет завод возглавляет
2.2 Миссия и цели предприятия
Миссия организации – это основная общая цель организации, ясно выраженная причина ее существования. Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, очень велико. Выработанные на ее основе цели являются критериями оценки всех управленческих решений. Миссия детализирует статус организации и направления для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Миссия ООО «Уфимский краностроительный завод» заключается в предоставлении предприятиям на уровне страны высококачественного и модернезированного оборудования. Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной технологии.
По уставу организации ключевой целью её деятельности является создание конкурентноспособной продукции. Виды деятельности:
1) |
Оптовая торговля подъемно-транспортными машинами и оборудованием, эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования |
2) |
Производство общестроительных работ в части возведения зданий |
3) |
Производство общестроительных
работ при строительстве |
4) |
Производство общестроительных
работ при прокладке |
5) |
Производство общестроительных работ при монтаже зданий и сооружений из сборных конструкций (осуществляемых неспециализированными строительными организациями) |
6) |
Монтаж металлических
строительных конструкций (осуществляемых
неспециализированными |
7) |
Производство прочих строительных
работ, требующих специальной |
8) |
Производство земляных работ при строительстве зданий, сооружений и других объектов |
9) |
Добыча нерудных полезных ископаемых. |
10) |
Разборка и снос зданий, расчистка строительных участков |
11) |
Производство работ нулевого цикла – строительство сборных фундаментов и бурение водяных скважин, включая производство свайных работ |
12) |
Монтаж внутреннего санитарно- |
13) |
Производство общестроительных работ при ремонте зданий и сооружений непроизводственного назначения |
14) |
Услуги по обработке металлических
изделий с использованием основных
технологических процессов |
15) |
Производство санитарно- |
16) |
Производство сварных конструкций и легких металлических конструкций |
17) |
Производство кранов (кроме строительных и кранов на железнодорожном ходу) |
18) |
Производство кранов для строительства |
19) |
Производство оборудования непрерывного транспорта |
20) |
Производство прочего
подъемно-транспортного |
21) |
Производство |
22) |
Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах |
23) |
Контроль оборудования и материалов неразрушающими методами контроля |
24) |
Ремонт, установка и наладка приборов безопасности подъемных сооружений |
25) |
Ремонт подъемно-транспортного оборудования, в том числе лифтового хозяйства, сервисное обслуживание, обследование и техническое диагностирование |
26) |
Пуск и наладка подъемно- |
27) |
Деятельность автомобильного грузового транспорта |
28) |
Организация перевозок грузов автомобильным транспортом[8] Дерево целей предприятия представленно в приложении 1 |