Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:25, курсовая работа
Решение относится к числу творческих операций в технологии управленческих работ. С одной стороны, по содержанию – это логико-мыслительная деятельность, выполняемая преимущественно руководящим персоналом. С другой стороны, решение – это эмоционально-психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы, решение обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя. Наконец решение выступает как управленческая процедура, следовательно, должна быть тщательно организована, регламентирована с помощью правовых норм.
Введение
Глава 1. Технология разработки, принятия и реализации управленческих решений
1.1 Процесс принятия решения и его структура, виды управленческих решений
1.2 Модель принятия управленческого решения менеджера
1.3 Методы принятия управленческих решений
1.4. Эффективность управленческих решений и ее оценка
Глава 2. Анализ процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений на ОАО «Белорецкий металлургический комбинат» (ОАО «БМК»)
2.1 Характеристика предприятия ОАО «БМК»
2.2 Анализ рынка сбыта оцинкованной проволоки
Заключение
Глоссарий
Список используемой литературы
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.
Пусть лучше место пустует, чем будет занято неподходящим работником. (Правило западного менеджмента)
ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Герчикова Ирина Никоновна
Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны
постоянно и всесторонне
Количество информации, которую
необходимо переработать для выработки
эффективных управленческих решений,
настолько велико, что оно давно
превысило человеческие возможности.
Именно трудности управления современным
крупномасштабным производством обусловили
широкое использование
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
1) метод, основанный на
интуиции управляющего, которая
обусловлена наличием у него
ранее накопленного опыта и
суммы знаний в конкретной
области деятельности, что помогает
выбрать и принять правильное
решение;
2) метод, основанный на понятии "здравого
смысла", когда управляющий, принимая
решения, обосновывает их последовательными
доказательствами, содержание которых
опирается на накопленный им практический
опыт;
3) метод, основанный на научно-практическом
подходе, предполагающий выбор оптимальных
решений на основе переработки больших
количеств информации, помогающий обосновать
принимаемые решения. Этот метод требует
применения современных технических средств
и, прежде всего, электронно-вычислительной
техники. Проблема выбора руководителем
решения одна из важнейших в современной
науке управления. Она предполагает необходимость
всесторонне оценки самим руководителем
конкретной обстановки и самостоятельность
принятия им одного из нескольких вариантов
возможных решений.
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.
Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений
Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, можно свести к следующему:
Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.
1) Использование
иерархии в принятии решений осуществляется
большинством фирм с целью координации
деятельности и усиления централизации
в управлении.
В американских компаниях менеджеры обычно
делегируют свои полномочия в принятии
решений ближе к тому уровню, на котором
имеется больше необходимой информации,
и который непосредственно участвует
в реализации конкретного решения. Американские
менеджеры при принятии решений предпочитают
не вступать в прямые контакты с подчиненными,
находящимися более, чем на один иерархический
уровень, ниже, чтобы не нарушать принцип
звенности в управлении.
2) Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в состав их входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.
3) Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.
4) Использование шипов в принятии решений нацелено па координацию деятельности фирмы в центом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшим руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.
Для американского менеджера характерен более индивидуализм, чем коллективизм в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Индивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.
Американский стиль
Важной чертой американского менеджмента является индивидуальный подход к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственность. Отсюда большая роль отводится воспитанию и обучению работников, повышению их профессионального уровня и инициативы в работе. Философия управления в американских фирмах строится на том, что цели работника совпадают с целями фирмы. Такой подход обусловил принцип "управляющий должен знать каждого работника в лицо", а это, в свою очередь, выдвинуло задачу постоянного изучения персонала и выдвижение кадров по профессиональным навыкам и инициативности.
Важнейшими областями
принятия решений являются определение
политики капиталовложений и внедрения
новой продукции. Принятие решений
в области капиталовложений в
США предполагает проведение предварительных
расчетов их окупаемости и эффективности.
Если окупаемость или эффективность
предполагаемых капиталовложений выше
нуля, то инвестиции целесообразны, так
как увеличивают капитал фирмы.
При этом необходимо учитывать результаты
анализа окупаемости и
Формулы для расчета таких показателей очень громоздкие. В них предусматривается расчет всех возможных денежных поступлений и затрат на всем протяжении существования объекта капиталовложений. В результате эти денежные поступления или прибыль выражается в ценах текущего времени за вычетом будущих поступлений так, будто бы они могли быть получены как прирост на вложенный капитал в какой-либо другой равнорисковой области.
На практике существуют и
другие способы определения
Независимо от того, какой метод для выработки решения используется фирмой, каждое решение о капиталовложениях должно следовать общей системе планирования и утверждение капиталовложений. Большинство фирм США разрабатывают годовые финансовые планы) которые содержат перечень уже принятых проектов или ожидаемых к финансированию в будущем году. Этот план подготавливается высшим руководством фирмы на основе предложений, разработанных на низовых уровнях.
На основе финансового
плана принимаются решения с распределении
ресурсов с учетом их сбалансированности.
Значительно более гибкая система принятия
решений применяется к специальным проектам
и уточнению ранее принятых проектов.
Процесс принятия решений о внедрении
новой продукции в американских компаниях
можно разбить на четыре последовательные
стадии.
На первой стадии разрабатывается
идея или концепция нового товара.
Идеи для новых товаров и новых
сфер предпринимательской
На второй стадии, если предложение получило одобрение комитета по новым товарам, ведется разработка изделия силами специалистов -маркетологов и технологических специалистов. Предварительная конструкция изделия изучается инженерами по производству по таким показателям, как стоимость, качество, долговечность, и при необходимости в конструкцию вносятся изменения. Окончательный вариант изделия анализируется для оценки стоимости единицы изделия, продажной цены, прибыли, объема продаж и потенциальной чистой окупаемости (рентабельности) на несколько лет вперед. Затем вариант изделия и план практической реализации идеи вновь поступают в комитет по новой продукции для окончательного утверждения,