Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:55, лекция
Логистика (логистик ) – наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой,складированием и другими материальными и нематериальными операциями,совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
1. Понятия логистики?
2. Возникновение термина “ логистика”?
3. Этапы развития логистики?
4. Предпосылки развития логистики?
- интегративностью – логистическая система обладает качествами, не свойственными ни одному из её элементов в отдельности;
- оптимальностью – логистическая система способна выполнять все функции в заданные сроки с минимальными экономическими затратами.
3. Элемент логистической системы – функционально обособленный объект, не
подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий локальную целевую функцию. Для макрологистической системы элементами будут выступать предприятия и организации, а для микрологистической – подсистемы закупки, планирования и управления, сбыта.
Элементы логистической системы можно объединить в несколько множеств,
которые разделяются в зависимости от того, насколько упорядочены элементы в этих множествах:
- логистические каналы;
- логистические сети;
- логистические цепи.
Логистический канал – это наименее упорядоченная структура, которая представляет
собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы, которое осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.
Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество предприятий и
организаций, которые связывают потребителя с производителем и осуществляют логистические операции по доставке внешнего и материального потока от одной микрологистической системы (производителя) к другой (потребителю).
Звенья логистической цепи:
- поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов;
- склады;
- транспортные предприятия;
- производители товаров;
- потребители продукции;
- распределительные центры;
- финансовые учреждения (банки, биржи);
- предприятия информационно – компьютерного сервиса и связи.
Элементы логистической системы также можно объединить в логистическую цепь,
т.е. связать между собой на основе материальных, финансовых и информационных потоков.
3.Принципы логистики.
План.
1. Принципы логистики.
2. Правила логистики.
3. Функции логистики.
1. В основе концепции логистики лежат несколько исходных положений:
- реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда материальный поток оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. Поэтому необходимо рассматривать все звенья логистической цепи как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.;
- учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Необходимым условием эффективного управления затратами является возможность их точного измерения. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию логистических операций, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.;
- отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования возможна только в условиях массового выпуска и высокого уровня научно-технического развития общества;
- создание современных условий труда. Для привлечения дисциплинарного, квалифицированного персонала в область управления материальными потоками необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы;
- развитие логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно повышение уровня логистического сервиса (своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.);
- способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды (появление большого количества разнообразных товаров и услуг, колебания спроса, цен на сырье, транспортные услуги и т.п.).
2. Существуют “шесть правил логистики”, которые описывают конечную цель логистического управления:
- груз – только нужный товар;
- качество – высокого уровня;
- количество – необходимое;
- время доставки – точное;
- место – четко определенное;
- затраты – минимальные.
3. Выделяют три основные функции логистики:
- интегрирующую – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
- организующую – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
- управляющую – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.
4. Информационная логистика.
План.
1. Основные задачи информационных систем?
2. Требования к информационным системам?
3. Структура информационных систем?
4. Рекомендации по созданию и внедрению информационных систем?
5. Режимы работы информационных систем?
6. Виды информационных систем?
1. Информационная логистика создает автоматизированные информационные системы. В их задачи входит:
- непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;
- непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;
- реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);
- обеспечение прозрачности информации об использовании инвестиционного капитала для руководства;
- предоставление информации для стратегического планирования;
- предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;
- обеспечение возможности своевременного выявления “узких мест”;
- обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия;
- обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;
- обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-планов.
2. Для решения поставленных перед автоматизированной информационной системой задач она должна удовлетворять следующим требованиям:
- масштабируемости – способность системы поддерживать как единичных пользователей, так и множество пользователей;
- распределенности – способность системы обеспечить совместную обработку документов несколькими территориально разнесенными подразделениями предприятия или несколькими удаленными друг от друга рабочими местами;
- модульности – способность системы предоставлять пользователям возможность настраивать и выбирать функции системы, исходя из специфики и сложности, деятельности предприятия, т.е. система автоматизации гибкая и состоит из отдельных модулей, интегрированных между собой (сбыт, склад, закупки, производство, персонал, финансы, транспорт);
- открытости – система автоматизации интегрировала в другие информационные системы, она имеет открытые интерфейсы для разработки новых приложений и интеграции с другими системами.
3. Информационно логистическая система имеет структуру(Рис.1.):
Рис.1. Структура информационной логистической системы.
4. При разработке и внедрении информационных систем следует соблюдать следующие рекомендации:
при разработке:
- внедрить методы измерения и сравнения логистических показателей;
- определить формализованные и всеобъемлющие системы оценки результатов обслуживания потребителей;
- установить нормативы для каждого вида логистических процедур на протяжении всего процесса обслуживания потребителей;
- создать хранилища данных, являющиеся интегрированными элементами информационных систем предприятий. Основная цель создания таких хранилищ – облегчить доступ к данным всем менеджерам предприятия, а также потребителям и поставщикам;
- установить систему оценки и контроля, которая интегрируется с системами обслуживания заказов и планирования, включая прием и обработку заказов, планирование логистических операций, управление запасами, планирование производства, складирование и транспортировку;
при внедрении:
- определиться с организационной структурой предприятия т.е. понять, что мы имеем, что хотели бы иметь в ближайшем будущем, и разработать положение об организационной структуре предприятия;
- разработать механизм финансово-экономического управления предприятием в целом, в том числе разработать положение о финансовой структуре, определить центры финансового учета и финансовой ответственности;
- выделить основные логистические цели предприятия (в зависимости от необходимости решения задач, стоящих перед информационной системой): направления бизнеса, финансовые, технологические, информационные и материальные потоки; оценить документооборот;
- разработать механизмы организации и оперативного управления цепями поставок: стандарты, формы учета и контроля, управленческой отчетности;
- сформировать технологию стратегического управления цепями поставок, систему финансового планирования и контроля, а также систему финансового анализа.
5. Автоматизированные информационные логистические системы имеют следующие режимы работы:
- информационно-справочный;
- сортировки и группировки;
- аналитический (выдача аналитических сведений и документов) по результатам обработки двух и более характеристик разной принадлежности;
- расчетный (выполняются расчеты по заранее формализованным моделям и зависимостям);
- советующий (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов);
- обучающий;
- оптимизационный.
6. Информационные логистичекие системы можно подразделить на две группы: макро – и микрологистические. Микрологистические информационные системы работают на уровне отдельного предприятия. Их делят на три группы:
- плановые информационные системы – создаются на высшем уровне управления логистических систем и служат для подготовки и принятия решений стратегического характера: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами и резервами и т.д.;
- диспозитивные, или диспетчерские, системы – создаются для управления складом или цехом с целью обеспечения отлаженной работы этих логистических систем. Здесь решаются следующие задачи: управление запасами на складах и в цехах, управление транспортом, отбор и комплектование грузов, учет отправленных товаров и др.;
- исполнительные, или оперативные, системы – создаются на базе тех или иных органов управления и решают задачи, связанные с оперативным упралением материальными потоками, контролем выполнения планов и графиков их движения, управлением перемещениями грузов и др.
5. Механизм закупочной логистики.
План.
1. Сущность закупочной логистики?
2. Задачи закупочной логистики?
3. Функции закупочной логистики?
1. Закупочная логистика – это процесс обеспечения предприятий материальными
ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т.е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками.
Цель закупочной логистики – обеспечение предприятия материальными ресурсами с максимальной экономической эффективностью. Эта цель может быть рассмотрена в трех случаях в зависимости от того, на каком уровне детализации рассматривать отдел закупок: