Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:55, лекция
Логистика (логистик ) – наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой,складированием и другими материальными и нематериальными операциями,совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
1. Понятия логистики?
2. Возникновение термина “ логистика”?
3. Этапы развития логистики?
4. Предпосылки развития логистики?
1. Задачи, понятие и функции логистики.
План.
1. Понятия логистики?
2. Возникновение термина “ логистика”?
3. Этапы развития логистики?
4. Предпосылки развития логистики?
1.
Логистика (логистик ) – наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой,складирование
соответствующей информации.
При определении предмета логистики неправильно отождествлять логистику только с транспортировкой грузов и их хранением. Задачи, стоящие перед логистикой, охватывают всю жизнь товара (продукта): от момента закупки сырья и производства до продажи готовой продукции конкретному покупателю.
2. С конца прошлого века термин “ логистика ” стал широко использоваться в экономике.
Но данный термин появился намного раньше. Он использовался ещё в Древней Греции, где «логистикой называлась искусство проведения расчетов ( в греческом языке logistice – искусство вычислять…» Древние римляне пользовались этим понятием при распределении продуктов.
С течением времени значение терминала “ логистика ” несколько изменилось. Логистика стала военной наукой. В IX в. н. э. в Византии логистика использовалась в течении “ тыл, снабжение войск ”. Это значение терминала “ логистика ” сохранилось с некоторыми изменениями вплоть до середины XX в. Сама наука первоначально широко применялась в военном деле, ведь качественное, продуманное и математически обоснованное снабжение войск является залогом успеха. Без этого невозможно не только выиграть войну, но и провести сколько-нибудь качественно даже мелкую военную операцию. Логистике придавалось большое значение в армии Наполеона в начале XIX в., в России – с его середины. Наиболее широко военная логистика использовалась во время Второй мировой войны, особенно в американской армии.
После Второй мировой войны наступила новая эра в развитии логистики. Методы военной логистики стали использоваться в экономике для регулирования материальных потоков.
3. В настоящее время выделяют три этапа развития логистики как экономической дисциплины:
- на первом этапе развития логистики, проходившим в 60-е гг. XX в., происходит интеграция работы склада с транспортом. Если раньше они были связаны только операцией погрузки-разгрузки, то теперь эту деятельность начинают координировать. Например, тару, используемую для данного груза, выбирают исходя из используемого транспорта, а при выборе транспорта учитывают перевозимый груз. Склад и транспорт начинают работать согласованно, по одному графику, и их работа направлена на один и тот же экономический эффект;
- на втором этапе – 80-е гг. XX в. – к складированию и транспортировке добавляется новое звено – планирование производства. С этого момента цех, склад и транспорт работают как один механизм, что позволяет сократить время выполнения заказов, т.е. улучшить обслуживание потребителей за счет своевременности, увеличить коэффициент использования оборудования – сократить издержки;
- третий этап развития логистики начался в конце 80-х гг. XX в. и продолжается по сей день. Он характеризуется интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Современные технологии позволяют осуществлять мониторинг движения продукта от источника сырья до потребителя. Важность логистики начинают понимать и участники цепи снабжения, производства и распределения . Процесс производства и продажи изделия становится целостным. Появляются компании, которые оказывают услуги в области логистики.
С каждым этапом увеличивается интеграция участников логистического процесса – планируется весь жизнедеятельный цикл изделия от добычи сырья, транспортировки его на склад производства до транспортировке готовой продукции потребителю.
4. Предпосылки развития логистики:
- развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Система управления процессами товародвижения была слабой. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в тот период за счет расширения и совершенствования производства. Но к началу 60-х гг. резервы повышения конкурентоспособности непосредственно в производстве были существенно исчерпаны, что привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ;
- энергетический кризис 70-х гг. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок не только за счет рациональной организации транспорта, но за счет согласования действий всех участников логистического процесса;
- научно-технический прогресс. Ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на территориальном уровне. Стало технически возможным осуществление мониторинга (сопоставление запланированного и фактического положения дел) всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы до конечного потребителя.
Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:
- превращение рынка продавца в рынок покупателя;
- возможность снижения себестоимости продукции;
- возможность повышения качества поставок;
- энергетический кризис;
- НТП, и в первую очередь компьютеризация управления.
Логистическая операция (в узком смысле) – это любое действие, не подлежащее
дальнейшему разделению на более мелкие действия и направленное на преобразование материального и ( или ) информационного потока.
Логистические операции (в широком смысле) – это все операции, которые совершаются в процессе производства с ресурсами и предметами производства материальных благ, а также операции по обработке, передаче и хранению сопутствующей производству информации.
Логистические операции объединяются в функциональные группы, которые образуют
логистические функции функции.
Логистическая функция – это укрупнённая группа ( совокупность ) логистических операций, которые однородны с точки зрения их цели и направлены на реализацию целей логистической системы.
Основные логистические функции:
- формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация;
- определение объемов и направлений материальных потоков;
- прогнозные оценки потребности в перевозках;
- определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения;
- развитие, размещение и организация складского хозяйства;
- управление запасами в сфере обращения;
- осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения;
- выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров, т.е. упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и т.п.;
- управление складскими операциями, которые включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и т.п.
2. Факторы и тенденции развития логистики.
План.
1. Определение и классификация?
2. Свойства логистической системы?
3. Части логистической систем?
1. Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те
или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Логистические системы на микро - и макрологистические.
Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
Макрологистические системы можно разделить на три группы:
- логистические системы с прямыми связями. В таких системах материальный поток доходит от производителей продукции до потребителей без посредников, с использованием прямых связей;
- эшелонированные логистические системы, т.е. системы, в которых материальный поток при движении от производителя к потребителю проходит хотя бы одного посредника;
- гибкие логистические системы. Являются гибридом систем с прямыми связями и эшелонированных систем. Материальный поток от производителя продукции к её потребителю движется как через посредников, так и напрямую, минуя их.
Микрологистические системы образуют класс более мелких
внутрипроизводственных логистических систем и являются составляющими макрологистических систем. К таким системам можно отнести технологически связанные производства, которые объединены одной инфраструктурой, например производственные и торговые предприятия.
2. Каждая логистическая система обладает следующим набором свойств:
- целостностью – логистическая система представляет собой целостную совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом;
- членимостью – можно осуществить декомпозицию логистической системы на элементы. При этом можно разработать несколько вариантов декомпозиции. На микроуровне элементами логистической системы могут быть предприятия, между которыми осуществляется движение материального потока, и транспорт, который их связывает. На микроуровне логистическую систему можно разделить на подсистемы закупок, управления производством и сбыта. Подсистема закупок обеспечивает поступлениет материального потока в систему. Подсистема управления производством занимается приемом материального потока от подсистемы закупок и управлением этим материальным потоком во время технологического процесса. Наконец, задача подсистемы сбыта – выделение материального потока из логистической системы;
- сложностью – в логистической системе существует большое количество элементов со сложным взаимодействием между собой, сложной системой управления, которая необходима из-за возникновения на логическую систему большого числа стохастических влияющих факторов, как возникающих внутри системы, так и действующих извне;
- изменчивостью – параметры элементов логистической системы могут менять свои значения под действием внешней среды и изменением внутри самой системы;
- связностью – между элементами логистической системы существуют связи, которые обеспечивают выполнение системой поставленных перед ней задач. В макрологистических системах основной этих связей являются договоры, а в микрологистических – внутрипроизводственные отношения;
- организацией – элементы логистической системы и связи между ними упорядочены определенным образом;
- стохастичностью поведения – невозможностью предсказать поведение логистической системы в конкретных условиях и под влиянием внешней среды из-за большого числа случайностей в поведении системы;
- адаптивностью – способностью системы изменяться структурно и менять своё поведение под воздействием внешней среды;