Особенности рассмотрения уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Цели, стоящие перед автором выпускной квалификационной работы следующие:
1. Осветить сущность судов присяжных в России;
2. Установить особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Общая характеристика суда присяжных………………………...6
1.1. История возникновения и развития суда присяжных……………….6
1.2. Сущность института суда присяжных………………………………..14
1.3. Особенности формирования коллегии присяжных заседателей и их процессуальное положение……………………………………………..23
ГЛАВА II. Особенности рассмотрения уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей………………………………………………………..34
2.1. Этапы стадии судебного разбирательства с участием присяжных в уголовном процессе Российской Федерации……………..…………..34
2.2. Вердикт как итоговое решение по исследованию доказательств присяжными заседателями. Постановление приговора……………42
2.3. Взаимообусловленность этапов и особенности их расстановки в структуре деятельности суда присяжных……………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….60

Работа содержит 1 файл

Карасев. Особенности судебного разбирательства уголовных дел в суде присяжных..docx

— 118.65 Кб (Скачать)

Таким образом, реальное разграничение  функций профессионального судьи и присяжных заседателей в РФ не совпадает с разделением вопросов на вопросы права и вопросы факта в его классическом представлении. Кроме того, согласно закону, функция судьи и коллегии присяжных заседателей должна быть единой - осуществление правосудия, имеющей лишь различную процессуальную окраску.

Законодательная установка  на то, что компетенция присяжных заседателей заключается в исследовании всех фактических обстоятельств по уголовному делу, за исключением юридических вопросов, в правоприменительной сфере не всегда оправдывает себя. То, что подлежит решению присяжных заседателей, не может быть чисто фактическим или юридическим вопросом, они связаны между собой, поэтому присяжные нередко путают юридические и фактические пункты (как правило, это происходит при ответах на частные вопросы вопросного листа при постановке вердикта). Этот вопрос тесно связан со вторым признаком сущности суда присяжных - установление виновности (невиновности) подсудимого самостоятельно коллегией присяжных заседателей. «Виновность может пониматься как психическое отношение лица к совершаемому им деянию, т.е. как вина (умысел и неосторожность) и как определяющее законное понятие, включающее в себя событие преступления, причастность того или иного лица к данному преступлению, а также его психическое отношение к совершаемому деянию. Оценка данного понятия требует не только установления конкретных фактов, но и оценку отсутствия или наличия обстоятельств, исключающих как наличие вины, так и преступность деяния. Следует признать, что данные обстоятельства не относятся к категории чистого факта, а являются правовыми категориями, поскольку их понятия сформулированы в законе и их оценка требует специальных познаний в области юриспруденции»20.

По  этому поводу в XIX веке высказывали свою точку зрения отечественные ученые-процессуалисты: Ю. Глазер, В. Спасович, Д. Тальберг Й. Закревский, В. Случевский, А. Роземблюм, В. Вальберг, и ряд других юристов. Они также отмечали, что невозможно установить точные границы между компетенцией присяжных заседателей, с одной стороны, и компетенцией профессиональных судей - с другой. По их мнению, область права и факта соприкасаются между собой и незаметно переходят одна в другую. Особенно противники суда присяжных, например, Гуэ-Глунека и В. Дейтрих указывали на «искусственное разделение судей на судей факта и судей права»21.

Вместе  с тем, как отмечает Н.К. Петровский22, существует и другая теория - теория виновности и наказания. В соответствии с этой теорией присяжные заседатели разрешали вопросы о виновности в полном объеме как со стороны фактической, так и со стороны права.

Исходя  из позиции критиков и сторонников  теории права и факта в суде с участием присяжных заседателей, вытекает, что разграничить фактический и правовой вопросы в деятельности суда присяжных, как на законодательном уровне, так и в правоприменительной практике сложно. Поэтому признак «разграничение компетенции профессионального судьи и коллегии присяжных заседателей по вопросам права и факта», определяющий сущность классической модели суда присяжных, теряет свое содержание в отечественной конструкции суда присяжных. В связи с этим, говоря о сущности института суда присяжных, нельзя, обойти стороной вопрос, касающийся установления истины по делу. По смыслу закона любое судебное разбирательство призвано устанавливать истину по делу. До настоящего времени в юридической литературе продолжаются дискуссии по поводу того, должна ли остаться объективная истина в качестве цели современного уголовного процесса вообще.

Противники теории необходимости  установления объективной истины считают, что такая истина и состязательность - категории несовместимые. Сторонники установления истины в суде говорят о том, что истина, несомненно, должна оставаться в качестве основополагающего начала и современного уголовного судопроизводства.

Так, С.П. Ефимичев и П.С. Ефимичев пишут, что «...достижение истины в суде - обязанность суда, осуществляющего правосудие. Отсюда следует, что всякая деятельность суда, направленная на установление истины, а, следовательно, на обеспечение неотвратимости наказания ... не может рассматриваться как обвинительная»23.

Что же касается вопроса о том, является ли установление истины в суде присяжных его целью, то ответ здесь будет неоднозначным: с одной стороны, коллегия присяжных заседателей входит в состав суда, соответственно можно говорить об обязанности присяжных установить истину; с другой - являясь «судьями факта», присяжные заседатели отвечают на три вопроса: доказано ли, что деяние имело место, доказано ли, что это деяние совершил подсудимый, виновен ли подсудимый в совершении этого деяния? Содержание указанных вопросов тоже отражает собой необходимость установления истины, но лишь ее фактической стороны.

Эффективность деятельности суда присяжных  по достижению установления истины по делу зависит от ряда условий:

1)грамотного использования процессуальных средств и способов исследованию доказательств присяжными заседателями;

2) качественной работы сторон по представлению доказательств присяжным;

3) активной роли суда, которая реализуется через необходимость «устранить возникающие у него сомнения при исследовании обстоятельств дела». Тем самым сохраняются гарантии установления и достижения объективной истины по уголовному делу в процессе производства в суде присяжных, вследствие чего обвинительный приговор не основывается на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого доказана24.

 До недавнего времени  в суде действовала единая  коллегия в составе судьи и  двух народных заседателей, где  народные заседатели были наделены равными правами с профессиональным судьей. Это своего рода аналог европейского суда шеффенов. Народные заседатели, согласно ст. 15 УПК РСФСР, совместно и наравне с профессиональным судьей решали как вопросы факта, так и вопросы права. Эта модель судопроизводства с участием народных судей характеризовалась процессуальной пассивностью народных заседателей и их зависимостью от мнения судьи-профессионала. В такой ситуации при принятии решения определяющим являлось мнение профессионального судьи, народные заседатели, доверяя авторитету профессионального судьи, как правило, полностью разделяли его позицию. Судья мог использовать свой авторитет и для оказания воздействия на народных заседателей с целью изменить их внутреннее убеждение по какому-либо решаемому вопросу.

В отличие от суда с участием народных заседателей, присяжные заседатели не знакомятся с содержанием уголовного дела, поэтому у них снижен риск возникновения предубеждения в отношении подсудимого. В суде присяжных между председательствующим и присяжными заседателями должны быть особые отношения, которые позволили бы присяжным заседателям быть единственными и независимыми судьями факта и вместе с тем дать профессиональному судье возможность предоставить всестороннюю помощь присяжным заседателям при разрешении поставленных перед ними вопросов. Сила института присяжных заключается не в механическом разграничении правовой и фактической области, которое при судебном разбирательстве никогда не может быть достигнуто, а в дружном совместном действии профессиональных юристов и народных судей для вынесения и решения всех вопросов.

Таким     образом,    сущность    института    присяжных    заседателей определяется через совокупность признаков и  заключается в наличие компромисса  между государством в лице профессиональных судей и обществом в лице присяжных заседателей. Государство доверяет обществу часть своих функций по осуществлению правосудия, а поскольку общество некомпетентно в юридических вопросах, оно рассматривает вопросы фактического характера, суд же занимается вопросами права. Российская модель суда присяжных заседателей представляет собой особую, усложненную форму судопроизводства. Являясь судом с усиленными процессуальными гарантиями25 и представляя собой дифференцированную форму производства в суде первой инстанции26, в сегодняшнем суде с участием присяжных заседателей утрачивается понятие четкого разграничения компетенции между судьей «права» и судьями «факта». Лишь одновременная и последовательная реализация всех трех сущностных признаков является достаточной и необходимой для существования истинного института суда присяжных заседателей.

 

 

 

 

1.3. Особенности формирования коллегии присяжных заседателей и их  процессуальное положение.

По действующему законодательству наряду с судьями, осуществляю-щими правосудие на профессиональной основе, к отправлению правосудия могут привлекаться и представители народа. В уголовном судопроизводстве такими представителями являются присяжные заседатели, которые обладают определенным правовым статусом.

Под правовым статусом присяжных заседателей следует понимать совокупность прав, обязанностей, ответственность, требования, предъяв-ляемые к ним, порядок их призыва к исполнению обязанностей присяжных заседателей в суде, а также гарантии независимости.

К кандидатам в присяжные  заседатели предъявляется ряд требований, а именно: включение в списки присяжных  заседателей; достижение к моменту  составления списков присяжных  заседателей возраста 25 лет; отсутствие неснятой или непогашенной судимости; призванные в установленном законом  порядке к участию в рассмотрении судом дела; не состоящие на учете  в наркологическом или психоневрологическом диспансере27.

Списки присяжных заседателей (общие  и запасной) составляет ежегодно краевая, областная, районная, городская администрация, действующая на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. В общие списки присяжных заседателей включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для нормальной работы краевого и областного суда, причем их число должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города, края, области. В запасной список присяжных заседателей включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном центре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда, причем их число определяется главой краевой, областной администрации в пределах не более одной четвертой части всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки. При этом сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей определяется главой краевой, областной администрации.

Председатель соответствующего суда не позднее, чем за три месяца до начала года вносит главе краевой, областной  администрации представление о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы краевого, областного суда.

В соответствии с этим представлением председателя суда краевая, областная  администрация устанавливает число  присяжных заседателей, подлежащих включению в списки от соответствующего района или города. Общие списки присяжных заседателей составляются районными, городскими администрациями отдельно по каждому району и городу края, области на основе списков избирателей последних выборов или референдума методом случайной выборки установленного числа присяжных заседателей. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения и (или) уполномоченным им исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения. Законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочиями по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели могут быть наделены исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных образований соответствующего города федерального значения28. Не допускаются какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания.  Не подлежат включению в списки присяжных заседателей лица, не отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатам.

В этой связи закон предусматривает обязанность граждан и должностных лиц, государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций представлять по запросу районной, городской, краевой, областной администрации необходимую информацию для составления списков присяжных заседателей. За непредставление информации и за представление неверной информации они несут ответственность, предусмотренную законодательством об административных правонарушениях29.

Из списков присяжных заседателей  по их письменному заявлению могут быть исключены: лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности; немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами; лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей; лица, которые достигли возраста 65 лет; лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); священнослужители.

Об окончании работы по составлению  общих списков присяжных заседателей  районная, городская администрация  извещает население через средства массовой информации и в течение  двух недель после это допускает  всех желающих к ознакомлению с ними, а также рассматривает поступающие  в этой связи заявления граждан  о внесении исправлений или уточнений  в них, включении либо исключении из списков. Списки кандидатов, формируемые  в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, изменения  и дополнения, внесенные в них, публикуются в средствах массовой информации соответствующего города федерального значения и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в  присяжные заседатели.

О результатах рассмотрения поступивших  заявлений в течение пяти дней принимается решение, которое может  быть обжаловано в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Уточненные общие списки присяжных заседателей, подписанные главой районной, городской администрации, представляются главе краевой, областной администрации. Краевая, областная администрация составляет на основании поступивших общих списков присяжных заседателей района и города единые общие списки присяжных заседателей края, области, которые подписываются главой краевой, областной администрации и скрепляются печатью.  В запасных списках число присяжных заседателей, определяется главой краевой, областной администрации в размере не более одной четвертой всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки. Причем в запасной список присяжных заседателей включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном центре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда. Запасной список присяжных заседателей подписывается главой краевой, областной администрации и скрепляется печатью. Общие и запасной списки присяжных заседателей не позднее, чем за две недели до их направления в суд публикуются в краевой, областной печати для сведения граждан.

Информация о работе Особенности рассмотрения уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей