Оптимизация общих затрат в цепи поставок (на примере ОАО «Поставский молочный завод»)

Автор: m****************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить возможные пути оптимизации общих затрат цепи поставок в конкретных условиях.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решались следующие задачи:
выявление различных подходов к определению «цепи поставок»;
анализ современного состояния и перспектив развития теории логистики и управления цепями поставок;
определение места общих затрат в системе издержек производства;
определение проблемных мест в развитии логистики в Республики Беларусь
поиск путей оптимизации общих затрат в цепи поставок для конкретной производственной организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Цепи поставок: понятие, управление, оптимизация …………..……. 6
1.1 Понятие общих затрат и их место в системе издержек ……………. 6
1.2 Понятие цепи поставок. Эволюция концепций управления цепями поставок …………..……………………………………………………… 9
1.3 Современные методы управления цепями поставок …………...… 14
1.4 Сущность оптимизации цепи поставок ……………………………. 19
1.5 Проблемы развития логистики в Белоруссии ………...…………… 23
Глава 2. Пути оптимизации общих затрат цепи поставок ОАО «Поставский молочный завод» ……………………………………...……………………….. 29
2.1 Краткая характеристика ОАО «Поставский молочный завод» и анализ технико-экономический показателей ………………………..... 29
2.2 Анализ цепи поставок для цельномолочной продукции …………. 32
2.3 Оптимизация общих затрат материального потока ………….…… 35
Заключение ……………………………………………………………….…….. 39
Список используемой литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

Л - цепь поставок - Сухих.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     Интеграция  цепи поставок в настоящее время  рассматривается как базовая  конкурентная стратегия. Чтобы предоставлять  клиентам качественную продукцию быстрее  и дешевле, чем конкуренты, менеджеры  компаний должны опираться на сотрудничество и эффективное взаимодействие с лучшими организациями, входящими в их цепь поставок.

     Применение  модели цепи поставок способствует реализации таких ключевых принципов бизнеса, как снижение времени функционального цикла поставок новой продукции и услуг;

  • повышение качества (ценности) обслуживания клиентов;
  • улучшение процесса продаж;
  • более низкие операционные и производственные издержки;
  • более низкие издержки по управлению запасами.

     Управление  цепью поставок (SCM) создает дополнительную ценность для потребителя. В модель SCM заложено снижение издержек, технологии, качество применяемой продукции, поставка и послепродажное обслуживание.

     Применение  новых логистических методов  и инструментов позволяет снизить  издержки, повысить производительность, улучшить качество продукции и услуг, в итоге - получить конкурентные преимущества на рынке. Поэтому складывается объективная потребность в системах логистического аудита и диагностики цепей поставок и провайдеров с ориентацией на интегрированные технологии и международные стандарты.

     Цель  логистического аудита - собрать значимую информацию о существующих приемах и показателях логистической деятельности. Логистический аудит позволяет систематчески проводить диагностику операций, процедур, затрат, ресурсов и продуктов. Одной из систем логистического аудита, успешно применяемой на российском рынке, является технология Logistics Field Audit (LFA, США). LFA включает [17]:

  • управление жизненным циклом;
  • оценку результативности через рост доходности активов и капитализации поставщиков;
  • комплексную оценку безопасности и рисков;
  • оценку информационной технологии;
  • сертификацию поставщиков (провайдеров).

     Логистический аудит раскрывает источники избыточных логистических затрат и разрабатывает  программу повышения результативности путем улучшения функциональной эффективности, управления интегрированной цепи поставок.

     Не  менее важная роль принадлежит такому инструменту как информационные технологии, с помощью которой  обеспечивается интеграция цепи поставок. С середины 90-х годов российская компания "ИнтегПрог" занимается разработкой систем автоматизации логистических процессов. За шесть лет работы компания накопила большой опыт, позволивший создать систему управления материальными и информационными потоками interLogistics™.

     Основными принципами построения логистической системы являются:

  • работа в едином или в нескольких согласованных информационных пространствах;
  • поддержка единой технологии обработки информации;
  • централизованное/децентрализованное управление данными;
  • контролируемый доступ к инфомационным ресурсам;
  • настраиваемость системы.
 

     

     Рисунок 1 – Схема информационной логистической  системы

     Источник: [16]

     На  уровне функциональных возможностей система  обеспечивает: гибкую и оперативную настройку на технологический процесс компании; настройку на организационную структуру компании; механизм настройки и управления доступом к данным и их репликацию; экспорт/импорт данных; интеграцию с приложениями других разработчиков; модульную организацию.

     Область применения системы interLogistics™:

  • транспортная логистика
  • складская логистика
  • логистика производственных процессов

     Одним из успешных проектов применения логистической  системы с подобной архитектурой является создание 1-ой очереди информационной системы контроля и управления производственными  процессами компании ЗАО "Армадилло Бизнес Посылка" ("BIZPAK"). "BIZPAK" предоставляет услуги по доставке грузов, организованные по современной логистической технологии, обеспечивающей надежность и гарантированные сроки. В рамках системы осуществляются перевозки грузов по Москве, а также в городах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре, Тольятти, Ярославле, Казани, Ростове-на-Дону, между этими городами и международные перевозки [16].

     Вместе  с тем, применение современных методов  управления цепями поставок на белорусской "почве" связано с очевидными трудностями, которые вызывают любые нововведения в сложных системах. Интегрированное управление продукцией и информацией в цепях поставок обеспечивает несомненные выгоды, связанные со снижением затрат и повышением общей результативности. Однако практическая реализация такой стратегии требует от бизнеса существенных усилий.

     Учитывая  тот факт, что на современном уровне развития рынков как глобальных экономических  систем конкурентоспособность товаров  во многом определяется конкурентоспособностью цепи поставок [5, с.188], повышение конкурентоспособности участника цепи будет не только перераспределять в его пользу возможности управления цепью поставок (влияние), но и повышать общую конкурентоспособность цепи, обеспечивая ее развитие. 

 

     1.4 Сущность оптимизации цепи поставок 

     Оптимизация – это процесс нахождения экстремумов (глобального максимума или минимума), которые могут быть оценены  как  лучшие  значения (показатели)  определенной  целевой функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных [13, с. 28].

     Число  задач  оптимизации  в  цепях  поставок  чрезвычайно велико, их состав многообразен.  Однако все  задачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повышение конкурентоспособности.  Решая  задачи  оптимизации цепей поставок, необходимо учитывать, что у любой фирмы для ведения бизнеса, достижения стратегических, тактических или оперативных целей ресурсы ограничены.  Особое значение приобретает правильное выстраивание системы ограничений на используемые ресурсы и ключевые факторы на каждом уровне цепи поставок. 

     Например,  задача  оптимизации  планирования  позволяет учитывать  надежность  поставок  по  задаваемому  функциональному  критерию.  Планирование  поставок  с  учетом  функциональной надежности поставщика можно представить в виде последовательности следующих операций [14, с. 197]:

     1.  Построение функциональной схемы работы сети с указанием всех поставщиков 2-го уровня и их характеристик.

     2.  Определение  понятия  отказа  и  установление значения критерия  по  функциональным  возможностям  поставщиков, исходя из требований заказчика.

     3.  Составление  последовательно-параллельной  схемы  и модели  расчета   структурной  надежности,  исходя  из  требований  к  безотказности  поставки  и  функциональных возможностей поставщиков.

     4.  Определение  оптимального  плана  поставок,  обеспечивающего минимум издержек при соблюдении требований к безотказности. Обеспечение  безотказности  в  процессных  моделях  цепей поставок связано с необходимостью резервирования каналов поставок. Для этого требуется функциональная модель сети поставок, эквивалентная ей модель структурной надежности и определение понятия функционального (операционного) отказа.

     Для того чтобы определить основные направления оптимизации  цепей  поставок,  необходимо  рассмотреть  ключевые  элементы, связанные с различными стратегическими, тактическими и оперативными решениями при управлении цепями поставок. 

     Конфигурация  логистической  сети,  планирование  и  проектирование цепей поставок. Как было сказано ранее, цепи поставок  представляют  собой  сложную  сетевую  структуру,  включающую  фокусную  компанию,  поставщиков  и  потребителей различного уровня с самой широкой географией производственных, складских  и  транспортных  мощностей,  а  также  многочисленных посредников. Управление подобной структурой – очень масштабное  занятие.  Поэтому  руководство  многих  фокусных  компаний, вокруг  которых  и  выстраивается  сеть,  предпочитают  управлять своими  логистическими  цепочками только  до  мест  потребления продукции, так как тот, кто имеет отношения с конечным пользователем,  играет  в  цепочках  поставок  наиболее  весомую  роль. Тем не менее, нельзя недооценивать важность управления всей цепью поставок от начального поставщика и до конечного потребителя.  При  этом  участников  цепи  поставок  не  должно  быть слишком много, так как это может привести к снижению эффективности  управления,  в  тоже  время  их  количество  не  должно быть и слишком ограниченным, так как это может помешать отслеживать  бизнес-процессы,  протекающие  в  цепи  поставок,  что опять-таки может привести к снижению эффективности управления. Задачу создания оптимальной структуры цепи поставок можно решить с помощью конфигурирования логистической сети, которая включает в себя идентификацию участников цепей поставок,  установление  связи  между  ними,  выявление  бизнес-процессов, которые нужно связать с каждым из участников, и их интегрирование. Для этого необходимо использовать различные методы прогнозирования и проектирования цепей поставок.

     Но  даже  если  цепь  поставок  имеет  оптимальную  сетевую структуру,  часто  требуется  перепроектировать  логистическую сеть. Необходимость  в перепроектировании может возникнуть из-за  изменения  стратегических  решений,  принимаемых  в  рамках цепи  поставок,  а  также  под  влиянием  различных  внутренних  и внешних факторов, таких как изменение законодательства, изменение  структуры  спроса  или  ограничение  возможностей  поставщиков и т.д. Все это может привести к реинжинирингу логистической сети. Вопросы реинжиниринга структуры логистической сети являются  комплексной  организационной  проблемой  и  требуют для своего решения навыков стратегического управления цепями поставок и применения передовых технологий.

     Интеграция  в цепи поставок и стратегическое партнерство. Фирмы-участники единой цепи поставок не могут функционировать изолированно друг от друга, а наоборот, должны тесно сотрудничать друг с другом в рамках интеграции, так как это позволит им решить более широкие задачи. Если каждая компания будет  исходить  из  собственных  целей,  то  это  может  привести  к возникновению  ненужных  границ  между  ними  и,  как  следствие, снижению эффективности движения потоковых процессов и росту затрат.

     Существуют  разные  способы того,  как фирмы-участники цепи  поставок  могут сотрудничать  друг  с  другом.  Укрупнено  соглашения между ними можно разделить на формальные (соглашения, основанные на составлении письменных договоров, устанавливающих  объем  обязательств  каждой  из  сторон)  и неформальные, не требующие письменных соглашений между партнерами. И тот и другой способ сотрудничества предоставляет партнерам  немало  преимуществ  и способствует  повышению конкурентоспособности цепи поставок в целом и снижению издержек. 

     Управление  запасами в цепях поставок. Одним из ключевых  элементов  оптимизации  цепей  поставок  является  процесс управления запасами в рамках всей цепи поставок. Создание интегрированной системы управления запасами позволит минимизировать  общие  активы  цепи,  связанные  с  запасами.  Высокие уровни запасов на протяжении всей цепи поставок являются симптомом низких показателей функционирования системы. Как правило, большие объемы запасов продукции объясняются опасением возникновения дефицита и, как следствие, может привести к сбоям в работе цепи поставок, а для производственных предприятий – к  полной  остановке  производства,  что  влечет  за  собой серьезные убытки. Для того, чтобы избежать подобной ситуации и обеспечить высокие уровни обслуживания при низких уровнях запасов,  необходимо устранить источники нестабильности и неопределенности в цепи поставок.

     Классическая  модель  управления  запасами  является  детерминированной  моделью  и  предназначена  для  оптимизации размера  текущей  части  запаса.  В  торговых  организациях  при управлении товарными запасами речь идет об оптимизации размера заказа (партии закупки или поставки), а в управлении товарными (сбытовыми)  запасами  готовой  продукции  предприятий-производителей – об оптимизации партий отгрузки товара. 

     Контракты  и  базисы  поставок.  При  управлении  цепями поставок  отношения  между  контрагентами  устанавливаются  на договорной  основе.  При  этом  каждый  участник  цепи,  принимая решения, ориентируется прежде всего на собственную прибыль с минимальным учетом их воздействия на остальных партнеров по цепи. Тем не менее, выгода от заключения контрактов и базисов поставок  для  всей  цепи  поставок  очевидна,  так  как  в  договоре подробно  прописаны  основные  характеристики  сотрудничества (цены  и  скидки,  сроки  и  объемы  поставок  продукции,  переход права  собственности  на  товар,  распределение  логистических  и финансовых  рисков  и  т.  д.),  гарантирующие  выполнение  взаимных обязательств. Установление договорных отношений на длительный срок дает возможность инвестировать средства для совершенствования своих продуктов и операций. 

Информация о работе Оптимизация общих затрат в цепи поставок (на примере ОАО «Поставский молочный завод»)