Оптимизация общих затрат в цепи поставок (на примере ОАО «Поставский молочный завод»)

Автор: m****************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить возможные пути оптимизации общих затрат цепи поставок в конкретных условиях.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решались следующие задачи:
выявление различных подходов к определению «цепи поставок»;
анализ современного состояния и перспектив развития теории логистики и управления цепями поставок;
определение места общих затрат в системе издержек производства;
определение проблемных мест в развитии логистики в Республики Беларусь
поиск путей оптимизации общих затрат в цепи поставок для конкретной производственной организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Цепи поставок: понятие, управление, оптимизация …………..……. 6
1.1 Понятие общих затрат и их место в системе издержек ……………. 6
1.2 Понятие цепи поставок. Эволюция концепций управления цепями поставок …………..……………………………………………………… 9
1.3 Современные методы управления цепями поставок …………...… 14
1.4 Сущность оптимизации цепи поставок ……………………………. 19
1.5 Проблемы развития логистики в Белоруссии ………...…………… 23
Глава 2. Пути оптимизации общих затрат цепи поставок ОАО «Поставский молочный завод» ……………………………………...……………………….. 29
2.1 Краткая характеристика ОАО «Поставский молочный завод» и анализ технико-экономический показателей ………………………..... 29
2.2 Анализ цепи поставок для цельномолочной продукции …………. 32
2.3 Оптимизация общих затрат материального потока ………….…… 35
Заключение ……………………………………………………………….…….. 39
Список используемой литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

Л - цепь поставок - Сухих.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     2)    Издержки производства, которыми  оперирует экономическая теория по сравнению с бухгалтерским учетом, отличает оценка внутренних издержек. Последние связаны с затратами, которые осуществляются в связи с использованием собственной продукции в производственном процессе. Например, часть выращенного урожая зерна используется на засев площадей фирмы. Такое зерно фирма использует для внутренних нужд и сама себе за него не платит.

     В бухгалтерском учете такие издержки учитываются на себестоимости. Но с  позиций формирования цены их нужно  оценивать по рыночной цене ресурса.

     Издержки, связанные с использованием собственной  продукции, которая превращается в ресурс дальнейшего производства фирма, называются внутренними.

     Внешние издержки представляют собой затраты  денежных средств на приобретение сырья, материалов, топлива и других ресурсов, которые не являются собственностью фирмы.

     Постоянные  издержки (fixed cost) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства [11, c. 195]. К постоянным издержкам относятся затраты, связанные с использованием зданий, сооружений, машин, оборудования, арендой, административные расходы, расходы по капитальному ремонту.

     Переменные  издержки (variable cost) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства [11, c. 197]. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, оплату труда, транспортные услуги и тому подобные переменные ресурсы. Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства.

     Общие издержки (total cost) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочном периоде. 

     1.2 Понятие цепи поставок. Эволюция концепций  управления цепями  поставок 

     Ускорение темпов экономического развития, в  значительной степени объясняемое  развитием информационных, маркетинговых и логистических технологий, обусловило смену субъекта конкуренции в рамках большинства видов экономической деятельности. На рынках промышленной продукции, участники которых используют каналы распределения с количеством уровней выше нулевого (т.е. привлекают торговых и функциональных логистических посредников), в настоящее время конкурируют не отдельные организации, а интегрированные образования, «системы доставки ценности» [16] — цепи поставок.

     В этой связи живой интерес товаропроизводителей и посредников, участвующих в рассматриваемых интегрированных образованиях, вызывают вопросы методологии формирования цепи поставок и управления ею.

     Зарубежные  ученые и специалисты в области  логистики чаще всего используют понятие «Логистическая цепь/цепь поставок», а логистическую систему трактуют как процесс «планирования и координации всех аспектов физического движения материалов, компонентов и готовой продукции для минимизации общих затрат и обеспечения желаемого уровня» [1,с. 46].

     Эти понятия четко не разграничены, а иногда термины «логистическая система», «логистическая сеть», «логистическая цепь» и «цепь поставок» применяются как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике.

     В словаре АNNЕX цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис – от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю. [4]

     В этом определении цепь поставок трактуется как интеграция основных логистических  функций от начала зарождения информации или сервиса в соответствии с  требованиями конечных потребителей.

     В терминологическом словаре АРIСS приводятся две трактовки цепи поставок:

     – процесс от приобретения готовой продукции, связанный компаниями: поставщик – потребитель;

     – функции внутри и вне компании, необходимые в цепи добавленной стоимости для поставки продукции и сервиса потребителя. [2]

     Как видно из приведенных выше определений, акцент при рассмотрении логистической  цепи (цепи поставок) в качестве объекта  исследования или управления сделан на том, что цепь – это взаимосвязанная  последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) – «поставщик – потребитель», по которой товар доставляется конечному потребителю, организованная таким образом, чтобы выполнялась заданная цель. При этом не накладывается никаких условий на линейную упорядоченность звеньев логистической цепи.

     В зарубежной и отечественной литературе, а также в практике управления интегрированными экономическими образованиями  понятие «цепь поставок» (supply chain) трактуется как совокупность (последовательность) процессов, выполняемых при доведении товаров определенного товаропроизводителя до потребителя / группы потребителей (сегмента рынка), а также как линейно упорядоченное множество участников (звеньев), выполняющих вышеуказанные процессы [7].

     В терминологическом словаре А. Н. Родникова указывается: цепь поставок – это линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя.

     Другие  отечественные исследователи в области логистики дают следующее определение: цепь поставок – это множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.

     В связи с этим цепи поставок обычно проектируют внутри самостоятельной  функциональной области логистики. При этом цепь поставок в области  снабжения связывает отдельного поставщика с центральной компанией; в области производства – могут рассматриваться как набор внутрипроизводственных звеньев логистической системы, проводящих потоки материальных ресурсов и готовой продукции до складов готовой продукции предприятия-изготовителя; в области распределения – связывает производителя/поставщика готовой продукции с конечной точкой продаж.

     Формирование  логистической цепи (цепи поставок) может осуществляться целенаправленно  путем юридического слияния и  поглощения фирм. Формирование такой  цепи может происходить также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм, что соответствующим образом юридически и организационно оформляется.

     Информационные  связи между отдельными элементами логистической цепи реализуются  с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризированные системы сбора и обработки информации. Для их построения используют локальные вычислительные сети, в которых обеспечиваются сквозная передача и обработка информации и двусторонний выход на внешние сети.

     Построение  и исследование логистических цепей, сформированных по информационным и  финансовым потокам, имеет большое  практическое значение, так как движение материальных ресурсов и готовой  продукции несинхронно, т. е. не совпадает с относящимися к ним потоками информации и денежных средств.

     Основополагающую  роль в управлении товародвижением  играет системный подход. Становление  системного подхода обычно связывают  с именами Александра Богданова  и Людвига фон Берталанфи [1, 7, 8].

     Активному развитию системного подхода способствовало появление работ Норберта Винера (в частности, «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине»), посвященных исследованию процессов управления в биологических организмах и объектах искусственного происхождения и указавших на наличие единых законов и принципов функционирования объектов различного происхождения и назначения.

     Формирование  структуры — важный этап управления цепями поставок. Термин «управление  цепями поставок» (Supply Chain Management, SCM) получил распространение в 1980-х гг., и специалисты до сих пор предпринимают попытки структурировать, уточнить его трактовку. Это закономерный процесс, объясняемый изменением условий ведения деятельности в области логистики и управления цепями поставок, развитием технологий.

     Признанные  специалисты в области Supply Chain Management Дуглас Ламберт и Джеймс Сток представляют управление цепями поставок как взаимодействие трех элементов: 1) структура цепи; 2) бизнес-процессы, происходящие в цепи; 3) компоненты управления цепью [12].

     В настоящей статье наибольшее внимание будет уделено первому этапу (формирование структуры цепи поставок).

     По  мнению А.С. Малина и В.И. Мухина, одним  из первых (третьим после постановки целей и анализа среды) этапов синтеза систем является выделение элементов из среды [9]. Д.А. Иванов в качестве основных этапов построения системы управления цепями поставок на практике указывает идентификацию и описание этих цепей, их анализ [8, с. 225].

     Очевидно, что на этапе идентификации необходимо описать текущее состояние и структуры, и бизнес-процессов, и компонентов управления, однако представляется целесообразным начинать с описания структуры, т.к. это позволит выявить все элементы анализируемой системы — участников цепи поставок.

     С учетом обозначенных выше этапов процесса формирования интегрированных экономических образований (цепей поставок) под структурой в настоящей статье понимается набор элементов системы (объектов, взаимодействующих с определенной целью), полученный на основе установления наличия связей между этими элементами.

     Таким образом, структура представляет собой  результат объектной декомпозиции системы [7]. Характеристики рассматриваемых связей и возможности их оптимизации определяются при описании и анализе бизнес-процессов, осуществляемых участниками системы (цепи поставок), и представляют собой элементы реализуемой логистической технологии.

     Термин  «структура» употребляют также  применительно к подсистеме или  звену логистической системы  организации (подразделению или  группе подразделений) или цепи поставок. В частности, Дональд Бауэрсокс и Дейвид Клосс термином «структура» обозначают деловые отношения, обеспечивающие выполнение отдельных работ, которые в целом образуют законченный процесс, и отмечают, что логистические операции можно разделить по признаку их специализации, сгруппировав их в рамках логистического канала в блоки уникальных взаимосвязей или в особые структуры [1, с. 430]. Таким образом, указанные авторы описывают процесс формирования логистических функций (специализированных групп операций).

     1.3 Современные методы  управления цепями  поставок

 

     Развитие  современных методов и инструментов управления цепями поставок приобретает  все большее значение в условиях проведения преобразований в национальной экономике, нацеленной на рост валового внутреннего продукта.

     Сегодня среди специалистов нет единого  мнения о цели управления цепями поставок. Некоторые из них полагают, что  минимизация общих издержек не является основной целью фирмы при анализе  стратегических и тактических планов относительно цепи поставок. Напротив, фирма должна стремиться к максимизации чистой прибыли.

     На  наш взгляд, интересно мнение по этому вопросу одного из известных  специалистов по управлению цепями поставок Дж. Шапиро: «Управленческие решения  оцепи поставок и спросе также очень тесно связаны с корпоративными финансовыми решениями, особенно при планировании стратегии фирмы. Поэтому компании рассматривают оптимизационные модели для анализа финансовых решений, связанных с корпоративным бухгалтерским балансом, таких как годовые изменения фиксированных активов, выплаты дивидендов или выплат по акциям без фиксированного дивиденда.

     Данные  модели могут быть полностью интегрированы  в логистические модели, и в  связи с этим с недавнего времени  финансовые менеджеры стали интересоваться вопросами их внедрения ииспользования» [19, с.29].

     Несмотря  на растущее количество применения оптимизационных  моделей для оперативного, тактического и стратегического планирования цепи поставок, их возможности, как  правило, ограничены. Одна из главных  проблем, приводящих к такому пассивному использованию моделирования, — выбор метода и средств решения задач оптимизации. Для отдельных задач оптимизации существует решение в аналитической форме, но это скорее исключение из общего правила. Практические задачи оптимизации цепей поставок, как правило, не имеют аналитического решения в форме расчетных формул. Именно поэтому становится актуальным выбор вычислительного метода и программного средства для их практического решения. Поэтому необходимо рассмотреть общую методологию постановки и решения задач оптимизации. [3]

Информация о работе Оптимизация общих затрат в цепи поставок (на примере ОАО «Поставский молочный завод»)