Международные перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Международной перевозкой признается перевозка, осуществляемая на том или ином виде транспорта, при которой место отправления и место назначения расположены:
- на территории двух или более государств;
- на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Содержание

Введение. ………………………………..…………………………………………...4
1 Теоретические основы международных перевозок. ……………………………6
1.1 Особенности международных перевозок. …………………………………...6
1.2 Виды транспорта, используемых для международных перевозок.……..…10
1.3 Технико-экономические показатели эксплуатации транспорта. ………….12
1.4 Нормативная база регулирования международных перевозок……………16
2 Анализ международных перевозок в Республике Беларусь…………………...21
2.1 Особенности осуществления международных перевозок на территории Республики Беларусь………………………………………...21
2.2 Анализ международных перевозок в Республике Беларусь……………….26
3 Пути совершенствования международных перевозок ………………………..32
3.1 Совершенствование международных перевозок с точки зрения логистики………………………………………………………………………32
3.2 Совершенствование правовой базы международных грузовых перевозок…………………………………………………………………….35
3.3 Совершенствование организационных структур…………………………..39
Заключение. ………………………………..……………………………………….42
Список используемых источников……………………………

Работа содержит 1 файл

гот-междунар логистика2.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

     -  Международную конвенцию о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 г.

     Международные  смешанные  сообщения  регулируются  Конвенцией  ООН  о международных  смешанных перевозках грузов 1980 г.

     Вопросы правового  регулирования перевозок  являются  также  содержанием многих двусторонних  соглашений,  заключенных  на  межгосударственном  уровне  или  между транспортными  представителями  двух  стран.  Также  эти  вопросы  зачастую регламентированы внутренним транспортным законодательством отдельных стран.[6, с. 168] 
 
 

 

     2 Анализ международных  перевозок в Республике  Беларусь 

     2.1 Особенности осуществления  международных перевозок на территории Республики Беларусь 

     Современный транспортный комплекс Беларуси –  важнейшая отрасль народного хозяйства, обеспечивающая пространственные связи между производством и потребителем, между природно-хозяйственными районами Беларуси и её областями. Деятельность транспортного комплекса зависит от протяженности и состояния путей сообщения, количества и технического состояния средств перевозок. Главная цель транспортного комплекса – полное, своевременное и качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перемещении грузов и пассажиров. Его роль определяется необходимостью обеспечения экономической и экологической безопасности республики, которая оценивается тремя факторами: трансграничной ролью Беларуси, обусловленной её географическим положением; значимостью комплекса как базовой отрасли во внутренней экономической жизни республики; уровнем воздействия на окружающую природную среду и среду жизнедеятельности человека.

     В Республике Беларусь перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 391 транспортное предприятие. [13]

     Географическое  расположение  Республики  Беларусь  создает  объективные предпосылки  для  развития  международных  перевозок  пассажиров и грузов различными видами транспорта.

     Протяженность  железнодорожных  путей  Беларуси  составляет  8,5  тыс.  км,  в  том числе  5,5  тыс.  км  общего  пользования.  Белорусская  железная  дорога  располагает необходимой  инфраструктурой, требующимся количеством подвижного состава, имеет достаточные  резервы  пропускной  и  провозной  способностей  железнодорожных перегонов  и  станций,  что  позволяет  обеспечить  весь  комплекс  транспортных  услуг.

     Белорусская железная дорога  является государственным объединением, подчиненным Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в состав которого входят 93 организации, имеющие статус юридического лица и 2 представительства, из них:

     - 54 республиканских унитарных предприятий,  из которых 22 дочерних, в том числе: 6 отделений дороги (Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское, Витебское);

     - 7 заводов (Минский и Гомельский  вагоноремонтные, Гомельский электромеханический,  Брестский электротехнический, Барановичский  завод автоматических линий, Борисовский шпалопропиточный завод, Опытный завод путевых машин станции «Пинск»); 

     - 39 учреждений (учреждения здравоохранения  и образования).

     Правовые, экономические и организационные  основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными органами, потребителями работ и услуг транспорта регламентированы Законом Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте», действующим с 1 июля 1999 года.

     Отношения, возникающие между Белорусской  железной дорогой и ее предприятиями  или ее грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, физическими и юридическими лицами при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта общего пользования, их права, обязанности и ответственность регулируются Уставом железнодорожного транспорта общего пользования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999г. №1196. [13]

     Объемы  экспорта  услуг железнодорожным  транспортом  составляют почти  45 %  всех транспортных  услуг  республики.  Удельный  вес  железнодорожного  транспорта  в общем отправлении грузов составляет около 15 %, пассажирооборота — 70 % .

     Так, за девять месяцев 2011 г. Белорусской железной дорогой было отгружено 32,6 млн т экспортных грузов, что на  9,9 %  больше  по  сравнению  с  аналогичным  периодом  2009  г.  Рост  экспортных перевозок составил 3,2 млн т. Увеличился вывоз химических и минеральных удобрений (на 4,3 % к уровню 2009 г.), лесных грузов (на 41 % к уровню 2009 г.), нефтегрузов (на 14,5  %),  цемента (на  19,2  %)  соответственно.  Главным партнером Беларуси  в железнодорожных перевозках  является  Российская  Федерация.  Россия  — главная страна формирования и назначения транзитных грузопотоков. Доля российских грузов в  общем  объеме  транзитных  перевозок  по  Белорусской  железной  дороге  составляет около  85  %  .  Основными  транзитными  грузами  в  Россию  и  обратно  являются нефтепродукты, черные металлы, удобрения, каменный уголь.

     Для  Белорусской  железной  дороги  одним  из  приоритетных  направлений  является создание привлекательных  условий для перевозок в Российскую Федерацию и обратно. Особое место  в этом занимают перевозки в Калининградскую  область и из ее портов. Белорусская  транспортная  система  является  важнейшим  связующим  звеном  в обеспечении  экономических  связей  Калининградской  области  с  другими  регионами России.  В  последние  годы  удельный  вес  транзитных  грузоперевозок  на  этом направлении постоянно  увеличивается и  в  общем  объеме  транзита  уже  достиг  42 %  . Номенклатура  транзита  является  жизненно  необходимой  для  российского  анклава  и состоит  из  нефтепродуктов,  каменного  угля,  черных  металлов  и  чугуна,  удобрений, зерновых и хлебных грузов.

     В  транспортной  системе  Республики  Беларусь  важное  место  занимает

автомобильный транспорт. Протяженность автомобильных  дорог составляет 125 тыс. км,  в  том  числе  с  твердым покрытием  —  93,3  тыс.  км. Белорусские  автоперевозчики осуществляют перевозки в более чем 51 зарубежных стран. Не случайно экспорт услуг автомобильным транспортом составляет более 37 % всех транспортных услуг республики.  Удельный  вес  автомобильного  транспорта  в  общем  отправлении  грузов составляет  более  67  %,  пассажирооборота  —  45,2  %  .Территорию  Республики Беларусь пересекают два  трансъевропейских коридора, определенных международной классификацией: № 2 (Запад — Восток — автомобильная дорога Берлин — Варшава — Минск — Москва) и № 9  (Север — Юг — автомобильная дорога граница Российской Федерации — Витебск — Гомель — граница Украины). Кроме того, коридором служит ответвление № 9Б (автомобильная дорога Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда / Калининград).  Общая  протяженность  транспортных  коридоров по  территории республики  составляет  1615  км. Их  разумная  эксплуатация  может приносить государству немалый доход.

     Международные  автоперевозки — один из наиболее прибыльных и быстро растущих сегментов  белорусского  рынка.  За  последние  10  лет  количество  задействованных  на нем  операторов  (транспортных  компаний,  осуществляющих  международные грузоперевозки)  увеличилось  в  80  раз.  За  это  время  в  5  раз  возросли  валютные отчисления  международных  автоперевозчиков  в  бюджет  и  на  порядок  увеличилось количество  единиц  техники  в  их  автомобильном  парке. В  настоящее  время  в  данной отрасли занято более 43 тыс. человек. Особенностью международных автомобильных перевозок  является  то,  что  они,  как  правило,  выполняются  на  основе межправительственных соглашений, которые Республика Беларусь имеет практически со всеми  странами Европы. При  этом  с Европейским  союзом  удалось договориться о том,  чтобы  нерезидентам  услуги  оказывались  на  основе  универсальных  разрешений. Это  означает,  что  отечественные  перевозчики  могут  беспрепятственно  работать  на рынках  таких  европейских  стран,  как  Нидерланды,  Германия,  Бельгия,  Франция, Испания и др. Развитие  международных  автомобильных  перевозок  на территории  Республики Беларусь характеризуется стабильными темпами роста.

     Так,  в  2011  г.  на  территории  республики  были  осуществлены  708678  поездки, объем транзитных автомобильных грузоперевозок составил 316,7 млн т, был получен доход в размере 698,2 млн дол. США.

     Следует отметить, что в общем объеме транзитных автомобильных перевозок через  Республику Беларусь на долю белорусских  перевозчиков приходится 67 % перевозок, польских — 20,6, российских — 18, литовских  — 10 %. На перевозчиков остальных 45 государств  приходятся  оставшиеся  9,8  %  транзитных  перевозок.  Анализ эффективности проезда иностранных автомобилей свидетельствует о том,  что в среднем с каждого иностранного  грузового автомобиля  в Республику  Беларусь поступает 190 дол. США. Транзит газа и нефти по территории республики осуществляется двумя концернами: ОАО «Белтрансгаз» и Белорусским государственным концерном по нефти и химии.

     В  настоящее  время  на  территории  Республики  Беларусь  ОАО  «Белтрансгаз» эксплуатирует  около  9  тыс.  км  газопроводов, шесть  газокомпрессорных  станций,  две станции  подземного  хранения  газа,  восемь  узлов  редуцирования  газа,  семь  газоизмерительных станций. В 2009 г. через территорию Республики Беларусь в страны  Балтии и Западной Европы было прокачано 37,6 млрд м3 российского природного газа.

     В  стоимостном  выражении  по  итогам  2009  г.  было  оказано  экспортных  услуг  по транспортировке  газа на  общую  сумму  86,9 млн  дол. США,  что  в  1,9  раза превысило  уровень  2008  г.  Рост  объемов транзитной  транспортировки достигается за  счет увеличения  объема  транспортируемого газа  по  участку российского газопровода «Ямал—Европа»  и дополнительной  загрузки  в связи с этим мощностей газотранспортной системы ОАО «Белтрансгаз».

     Транзит нефти по территории республики осуществляется в основном предприятием трубопроводного  транспорта  по  перекачке  нефти  РУП  «Гомельтранснефть  «Дружба», входящим  в состав  Белорусского  государственного  концерна  по  нефти и  химии. Объемы по перекачке нефти постоянно увеличиваются. Так, за девять месяцев 2011 г. физический объем нефти, перекачанной по территории республики, увеличился на 9 % и составил  около 85  млн т.  В общем объеме  перекачки нефти трубопроводным транспортом транзитные  поставки  через территорию  Республики  Беларусь  занимают 86—89 %. [10, с. 67]

     Воздушный транспорт Республики Беларусь представляет собой комплекс предприятий, организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по воздуху как в республике, таки за ее пределами. Все они являются государственными учреждениями и организационно входят в Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

     Через  Республику  Беларусь  проходит  56  международных  воздушных  трасс  общей протяженностью 25 366 км. Ежегодно  осуществляется порядка 90 тыс.  авиарейсов, из которых более 87 % — транзитные.

     Органом  государственного  управления  гражданской  авиацией,  большую  часть объема работы которой составляют транзитные перевозки, является Государственный комитет  по  авиации  Республики  Беларусь. В  его  составе —  19  предприятий,  восемь аэропортов  в  областных центрах,  два  аэропорта —  в  столице Беларуси  («Минск-1» и Национальный  аэропорт  «Минск»),  специальные  аэродромы,  две  авиакомпании, подчиненные «Белавиа», а также самая большая авиакомпания «Трансавиаэкспорт».

     Белорусскими  авиаторами  эксплуатируется  преимущественно  российская  техника —  самолеты  «ТУ-134»  и «ТУ-154»,  «БМ»,  «АН-24»  и «АН-40». В 2003  г.  разработана программа перевооружения  национального авиаперевозчика «Белавиа»  на использование самолетов «Боинг». Финансируется данная программа за  счет  средств, заработанных  белорусскими  авиаторами.  В настоящее время происходит  плавный переход на современное оборудование.

     Более  100  авиакомпаниям  Российской  Федерации  предоставляется аэронавигационное  обслуживание  в  воздушном  пространстве  Республики  Беларусь. Среди  них  по  количеству  полетов  лидируют  такие,  как «Аэрофлот»,  «Пулково», «Калининградавиа»,  «Россия»,  «Сибирь». С июня  2003  г.  возобновила свои  полеты  в воздушном пространстве  Республики  Беларусь  одна  из  крупнейших  авиакомпаний Российской Федерации — «Трансаэро».  

     Белорусские  службы  управления  воздушным  движением  также  активно взаимодействуют  с  соответствующими  структурами  сопредельных  стран — Польши, Литвы, Латвии и Украины.

     Таким образом, наша республика имеет все  предпосылки для дальнейшего  развития международных перевозок на своей территории. [11, с. 175] 

    2.2 Анализ международных перевозок в Республике Беларусь 

     Географическое  положение Республики Беларусь способствует развитию внешней торговли транспортными  услугами, что является одним из приоритетных направлений социально  – экономической политики в области внешнеэкономических отношений.

     За  январь-сентябрь  2011 г. чистая прибыль организаций транспорта составила 1,2 трлн. рублей, что на 38,7% больше, чем за январь-сентябрь 2010 г.

Информация о работе Международные перевозки