Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:12, научная работа
Целью выполнения данной работы является анализ логистических издержек предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты логистических издержек;
рассмотреть основные методы анализа логистических затрат;
на основании проведенного анализа разработать пути оптимизации логистических издержек предприятия.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты логистических издержек предприятия …… 5
1.1 Понятие и сущность логистических издержек ………………….. 5
1.2 Классификация логистических затрат……………………………. 7
1.3 Факторы логистических издержек ………………………………. 13
1.4 Особенности учета логистических издержек …………………… 17
2 Методы анализа логистических издержек ……………………………….... 23
3 Пути оптимизации логистических издержек ……………………………… 38
Заключение ……………………………………………………………………... 40
Затраты на физическое продвижение материалов на предприятии, непосредственно связанные с логистической системой, предопределяются:
Масштабами технической инфраструктуры физического продвижения;
Трудовыми ресурсами, задействованными в процессах продвижения;
Использованием в транспортных и манипуляционных процессах материалов, особенно топлива и энергии;
Прочими факторами.
Среди основных продуктовых атрибутов, влияющих на логистические издержки и процесс принятия решений в производстве и распределении, необходимо указать на цену, торговый ассортимент и номенклатуру, габаритные размеры упаковки, вес, повреждаемость.
1.4 Особенности учета логистических издержек
Компоненты логистических затрат и финансовые показатели логистических процессов по-разному отражаются как в учете, так и в балансе прибылей и убытков предприятия и имеют различное экономическое содержание. Логистические издержки не всегда поддаются учету в чистом виде, их составляющие не могут рассматриваться автономно друг от друга. Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.
Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.
Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу принятия решения. Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат но процессам был представлен в финансовых отчетах.
Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:
отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разглашается сторонним организациям;
отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует также потенциальный эффект от еще не принятых решений;
структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных требований к логистическим решениям и коммуникациям в конкретной компании, чем от инструкций к финансовой отчетности.
Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью приведено в таблице 2.
Таблица 2 – Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью
Сравнительные характеристики | Отчет по логистическим издержкам | Финансовый отчет |
Пользователи | Менеджмент компании | Сторонние пользователи: акционеры, финансовые институты |
Цели | Оптимизация материальных потоков | Контроль администрации, предоставление надежной базы для поставщиков |
Критерии качества | Соответствие процессам, пригодность для принятия решения в области логистики | Пригодность для аудита, соответствие инструкциям |
Основное внимание (временной аспект) | Настоящее и будущее | Прошлое и настоящее |
Структура и содержание | Индивидуальные, подобранные к каждой компании и решению | Нормированные законом и профессиональными организациями |
Задачей учета издержек в логистике является обеспечение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны:
выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики;
вести учет издержек по логистическим процессам для выявления специфических издержек, связанных с одним процессом, но возникающих в разных подразделениях;
определять изменения затрат, расходы, вызванные отказом от данного процесса;
формировать информацию о наиболее значимых затратах;
формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом;
в соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников и выяснять механизм их образования и взаимную обусловленность;
При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.
В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль.
Для эффективной калькуляции издержек нужно:
точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа;
установить временные рамки затрат;
отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий;
установить критерий принятия решений.
Традиционные методы учета, как показано на рисунке 3, направлены на определение затрат по функциональным областям (по вертикали) и не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса продвижения материального потока. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции.
Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление счета. Т.е. расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях.
Рисунок 3а – Традиционная система издержек по функциям
В отличие от традиционного подхода к учету издержек логистика предусматривает введение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить издержки на его выполнение. Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д. (рисунок 3б).
Рисунок 3б – Логистическая система учета издержек по функциям
Основное внимание должно уделяться сокращению издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).
Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы логистической системы, что иллюстрируется рисунок 4.
Рисунок 4 – Зависимость логистических издержек от качества работы логистической системы
При повышении качества работы логистической системы до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13%.
Таким образом, специфика учета издержек в логистике заключается:
во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат);
во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.
4
2 Методы анализа логистических издержек
Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных процессов. В наиболее общем виде логистические, издержки отдельной фирмы могут быть представлены в виде суммы трех основных составляющих
(формула 1): издержек снабженческо-транспортных цепей (Lc), издержек производственно-
Издержки каналов снабжения транспотрных цепей о относятся к “внешней логистики” и состоят из следующих основных элементов (формула 2):
(2)
Где Lc1 – издержки “ввозной” транспортировки;
Lc2 – издержки экспедирования ввозимых ресурсов;
Lc3 – складские издержки в системе снабжения;
Lc4 – издержки грузообработки;
Lc5 – издержки информационной поддержки снабжения;
Lc6 – издержки страхования;
Lc7 – таможенные издержки для импортируемых товаров.
Издержки каналов производственно-
Где Ln1 – издержки внутрипроизводственных перевозок;
Ln2 – издержки внутрипроизводственного складирования;
Ln3 – издержки информационной поддержки производственной логистики;
Ln4 – издержки прочих внутренних логистических операций.
Издержки каналов транспортно-распределительных товых цепей относятся к “внешней” логистике и состоят из следующих основных элементов (формула 4):
(4)
Где Lp1 - издержки «вывозной» транспортировки;
Lp2 – складские издержки в системе сбыта;
Lp3 – издержки экспедирования при сбыте продукции;
Lp4 – издержки грузообработки в процессе сбыта;
Lp5 – издержки функционирования дилерской, торговой сети;
Lp6 – издержки страхования в системе сбыта;
Lp7 – таможенные издержки для экспортируемых товаров;
Lp8 – издержки информационной поддержки распределения.
В составе этих логистических издержек целесообразно также учитывать затраты на осуществление финансовых операций, обеспечивающих движение материальных потоков, логистическое администрирование, потери от иммобилизации материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, а также ущерб от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции. Логистические издержки составляют одну из крупнейших статей расходов деловых организаций; по своему объему они уступают только затратам на сырье, материалы и комплектующие. Согласно оценкам зарубежных ученых, общие расходы на логистику составляют до трети объема продаж различных фирм.