Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:12, научная работа
Целью выполнения данной работы является анализ логистических издержек предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты логистических издержек;
рассмотреть основные методы анализа логистических затрат;
на основании проведенного анализа разработать пути оптимизации логистических издержек предприятия.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты логистических издержек предприятия …… 5
1.1 Понятие и сущность логистических издержек ………………….. 5
1.2 Классификация логистических затрат……………………………. 7
1.3 Факторы логистических издержек ………………………………. 13
1.4 Особенности учета логистических издержек …………………… 17
2 Методы анализа логистических издержек ……………………………….... 23
3 Пути оптимизации логистических издержек ……………………………… 38
Заключение ……………………………………………………………………... 40
В обязанности специалиста по логистике, курирующего управление логистическими затратами входят следующие функции:
учет логистических издержек по видам деятельности;
построение системы оценки логистических издержек;
анализ общих издержек на логистику;
анализ прибыльности рыночного сегмента;
анализ издержек на логистику и доходов;
построение системы логистических показателей;
контроль над логистическими издержками.
Учет логистических издержек по видам деятельности предназначен для того, чтобы соотнести все соответствующие затраты с выполненными работами, создающими добавленную стоимость. Например, издержки, отнесенные на конкретного потребителя или продукт, должны отражать все затраты, которых потребовали соответствующие работы и операции, независимо от того, где и когда они выполнялись. Калькуляция логистических издержек по видам деятельности опирается на положении о том, что все расходы следует относить на конкретные работы и операции, поглощающие ресурсы, а не на организационные или бюджетные подразделения.
Система оценки логистических издержек имеет смысл только для менеджеров, которые берут ее за основу принятия решений. Эффективный анализ логистических издержек должен производиться по следующим направлениям:
1) определение издержек. Для того чтобы получить представительный набор требуемых показателей, все затраты относящиеся к логистике, следует подвергнуть классификации по видам деятельности. Общие издержки, связанные с прогнозированием спроса, управлением заказами, транспортировкой, складированием и упаковкой, нужно отделить от других видов затрат;
2) временные рамки издержек. Важно определить период времени, в течение которого накапливаются оцениваемые затраты. В тех случаях, когда производство и продажа разделены значительным промежутком времени, как это происходит в сезонном бизнесе, крупные затраты на поддержание запасов и выполнение других логистических операций бывают не связаны с созданием дохода;
3) компоновка издержек. Типичные объекты анализа - это заказы потребителей, каналы распределения. Продукты и услуги с добавленной стоимостью. Логистические издержки могут быть представлены по-разному в зависимости от того, как руководство намерено их использовать. Имеются следующие формы представления:
— по группам функциональных издержек. Все расходы на прямые и косвенные логистические услуги, выполненные за конкретный оперативный период, сводятся в отчете в одну категорию (счет) с подробной разбивкой на подкатегории. Отчет о функциональных логистических издержках должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить финансовый контроль именно в тех уникальных условиях, которые характерны для конкретной фирмы;
— группировка распределенных издержек — для соотнесения общих логистических затрат с натуральными показателями деятельности. Общие логистические затраты можно учитывать в расчете на тонну, центнер, товарную единицу, заказ, товарную категорию;
— группировка постоянных и переменных издержек важна для выявления причастности логистических затрат к текущим и потенциальным операциям. Этот метод компоновки состоит в причислении издержек к постоянным или переменным для приблизительной оценки масштаба изменений в операционных затратах, последовавших в результате колебания логистической производительности.
Анализ общих издержек на логистику. При проведении и представлении результатов анализа общих (т.е. совокупных) логистических издержек принято уделять особое внимание управлению запасами и транспортировке как двум ключевым факторам проектирования логистической системы. Затраты и на управление запасами, и на транспортировку можно представить в достаточно подробной форме, чтобы отразить соотношения разного рода функциональных затрат для соответствующих логистических компонентов. Например, затраты на связь, имеющие отношение к обработке заказов, а также к складированию и грузопереработке, можно отнести к общей категории издержек управления запасами.
Общие расходы на содержание запасов в год, как правило, составляют приблизительно 25% их стоимости. Разумеется, их необходимо минимизировать, но следует отличать минимизацию затрат от минимизации запасов. Общие затраты на запасы разделяются на отдельные составляющие:
1) затраты на единицу продукции или затраты фирмы на приобретение этой единицы;
2) стоимость заказа или затраты на размещение единицы повторного заказа (может включать затраты на подготовку заказа, его размещение, приемку, разгрузку, проверку, тестирование, использование оборудования). На практике лучшую оценку затрат дает деление общих годовых затрат отдела закупок на число отправленных им заказов;
3) затраты на хранение или затраты на хранение единицы в запасе в течение установленного периода времени — составляют 19—35% от годовых затрат;
4) затраты, связанная с возникновением дефицита – возникают в тех случаях, когда продукт необходим, но его нельзя поставить из запаса.
Анализ прибыльности рыночного сегмента. Классификация затрат в аспекте управления запасами и транспортировки наглядно выявляет основные соотношения и зависимости, которые служат обоснованием затрат при проектировании логистической сети. Выделение транспортировки и управления запасами в качестве ключевых факторов, диктующих структуру ЛС, объясняется тем, что они представляют пространственное и временное измерения логистических операций. Транспортировка задает географическое (пространственное) измерение логистическим операциям, обеспечивая размещение продуктов там, где потребители предъявляют спрос на них. Управление запасами определяет интенсивность использования капитала (оборачиваемость активов), обеспечивая доступность продуктов именно тогда, когда потребители предъявляют спрос (временное измерение). Еще одна причина особого внимания к транспортировке и управлению запасами заключается в том, что эти два фактора поглощают 80-90% всех логистических расходов типичной фирмы. Оценка общих издержек по видам деятельности не требует обычной бухгалтерской точности и скрупулезности. Главная задача такой оценки — помочь менеджерам лучше понять, как общие издержки связаны с выполнением конкретных работ.
В ходе такого анализа обычно на каждого потребителя относят соответствующую долю прямых логистических издержек, включая расходы на транспортировку, складские операции, исполнение заказов, управление запасами и дебиторской задолженностью. Результатом анализа прибыльности является отчет о прибылях и убытках, включающий расходы на обслуживание потребителей.
В логистическом анализе можно выделить разновидности не только на основании применяемых технологий исследования, но и на основании функциональных областей приложения, к которым относятся размещение логистических мощностей, управление запасами и управление транспортировкой.
Анализ издержек на логистику и доходи фирмы. Общая стратегическая цель фирмы — достичь высокого базового уровня обслуживания, не поставив себя при этом в полную зависимость от накопления запасов как единственного способа решения стоящих перед ней задач. Обслуживание подразумевает три основные характеристики: доступность, функциональность и надежность. Для достижения и поддержания высокого уровня обслуживания, как правило, не обойтись без информационных систем, способных обеспечить согласованную реализацию гибких стратегий распределения. При проектировании логистической системы важно установить баланс между базовым уровнем обслуживания, который фирма намерена предложить потребителям и операционными издержками, необходимыми для соблюдения установленных целевых нормативов.
Анализ безубыточности помогает в общих чертах прикинуть величину издержек, обеспечивающую заданный уровень базового обслуживания потребителей. До тех пор, пока руководство фирмы не определит, что объем продаж достиг или превысил точку безубыточности, наращивание усилий и затрат ради увеличения доступности запасов не оправдано. Вместе с тем, какой бы базовый уровень логистического сервиса фирма не наметила для себя в качестве целевого норматива обслуживания потребителей, она должна тщательно согласовывать его с целями и задачами своей общей маркетинговой стратегии и распространить на всех клиентов без исключения. Такие решения нельзя принимать без скрупулезного учета стратегии фирмы и ее текущих возможностей.
В реальной практике менеджеры предприятия не уделяют должного внимания издержкам по той простой причине, что не могут достаточно детально их описать. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов бизнеса. В то же время осознание того, что издержки играют наиболее существенную роль в бизнесе, начинает овладевать менеджерами предприятия. На этой стадии принципиальным является принятие решения о том, что следует потратить время, энергию, а также деньги для того, чтобы детально проанализировать основные издержки и в дальнейшем научиться ими управлять.
Рассмотрим методы анализа логистических затрат.
Стратегический анализ логистических затрат - это процедура сравнения положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов. Стратегический анализ общих затрат необходим когда полные издержки по производству и доведению товаров до потребителя представляют собой объект повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. На рисунке 5 в общем виде изображена схема проведения стратегического анализа совокупных затрат предприятия, которая представляет собой видоизмененную ветвь диаграммы, предложенной японским консультантом Р. Омаэ для проведения управленческого анализа.
Стоимостный анализ — нормативный метод основанный на изучении элементов затрат и направленный на их снижение н соответственно повышение потребительской ценности продукции. Для решения задачи классификации издержек и разделения смешанных издержек используются два подхода:
субъективный;
статистический.
Субъективный подход предполагает волевое отнесение издержек к переменным или постоянным, базируясь на неформальном опыте исследователя.
Статистический подход базирует свои вывод ющихся статистических данных. Данный подход принято считать более объективным, так как он заключается в анализе конкретных данных за несколько прошедших периодов (месяцев) и построения на этой основе зависимости суммарных затрат от объема реализации продукции.
Рисунок 5 - Стратегический анализ общих затрат предприятия
Суть всех методов, используемых в рамках статистического похода, базируется на конечном представлении суммарных издержек которое графически иллюстрируется на рисунке 6.
На основе конкретных данных строится прямая, которая, аппроксимируя фактические данные, дает представление о зависимости суммарных издержек от объема реализации. Точка пересечения этой прямой с вертикальной осью является оценкой постоянных затрат.
Графический метод заключается в простой подгонке прямой линии с помощью линейки, которая накладывается на точки рис. 6 так, чтобы наилучшим образом аппроксимировать все множество точек. Точка пересечения этой линии с вертикальной осью оценивает постоянные издержки.
Рисунок 6 – Графическое представление издержек
Метод наименьших квадратов является наиболее точным. Подбор прямой линии суммарных издержек производится с помощью стандартных приемов регрессионного анализа и на практике сводится к использованию стандартной компьютерной программы, результатом которой являются суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции.
Функционально-стоимостный анализ — это метод, направленный на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей. Основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.
Процедура анализа логистических затрат на обслуживание потребителей:
определяются центры сосредоточение затрат (центры затрат). Под центрами сосредоточения затрат понимают функционирование областисти бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижениеих уровня может обеспечить повышение ценности для потребителей;
выявляются важные пункты затрат в пределах каждого центра их концентрации. Пункты сосредоточения затрат - это отдельные участки в рамках одного центра сосредоточения затрат, которые несут ответственность за все затраты, приходящиеся на данный центр
бизнес предприятия рассматривается в целом как единый поток затрат;
стоимость рассматривается как сумма, которую платит потребительь, а не как сумма затрат, возникающая в пределах предприятия как юридического лица;
затраты классифицируются в соответствии с их основными характеристиками, и таким образом осуществляется диагностика логистических затрат.
ФСА бизнес-функций хозяйствующего субъекта является одной из методик, позволяющей эффективно управлять накладными затратами как на оперативном, так и на стратегическом уровне.
Нa предприятии использование метода ФСА преследует две основные цели:
снижение накладных расходов предприятия. При использовании ФСА достигается непосредственные контроль причин накладных расходов (носителей издержек), а не самих затрат как таковых, что в свою очередь обеспечивает долгосрочный контроль затрат. Данная цель является элементом оперативного уровня управления затратами;
стратегический элемент управления затратами заключается выявлении возможностей рационализации и совершенствования производственной деятельности предприятия. Это достигается благодаря появившейся возможности менеджеров выявлять направления по улучшению соотношения затраты/полезность для услуг отделов. Основными направлениями по улучшению данного соотношения являются отказ от ненужных бизнес-функций; рационализация существующих бизнес-функций; введение новых бизнес-функций.
Следовательно, ФСА позволяет руководству компании более объективно управлять затратами как на оперативном, так и на стратегическом уровне, оценивая не только их величину, но и причины. Существующие системы управления затратами не дают реального представления о затратах на инспектирование, хранение, перемещение и т.д. Схематическое изображение потоков деятельности (бизнес-процессов) и расчет затрат по бизнес-функциям дают руководству представление обо всей массе понесенных затрат и о лишних затратах, которые продолжает нести хозяйствующий субъект.