Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:12, научная работа
Целью выполнения данной работы является анализ логистических издержек предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты логистических издержек;
рассмотреть основные методы анализа логистических затрат;
на основании проведенного анализа разработать пути оптимизации логистических издержек предприятия.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты логистических издержек предприятия …… 5
1.1 Понятие и сущность логистических издержек ………………….. 5
1.2 Классификация логистических затрат……………………………. 7
1.3 Факторы логистических издержек ………………………………. 13
1.4 Особенности учета логистических издержек …………………… 17
2 Методы анализа логистических издержек ……………………………….... 23
3 Пути оптимизации логистических издержек ……………………………… 38
Заключение ……………………………………………………………………... 40
- прямые - управляемые - продуктивные - убыточные - фактические - на покупку
- косвенные - нерегулируемые - на поддержание - временные - нормальные продукции
логистической - частичные - плановые - на произ-
деятельности водство
- на контроль - на сбыт
Рисунок 2 – Классификация логистических издержек
1. По способу отнесения к логистическим процессам:
Прямые затраты логистической деятельности могут быть непосредственно отнесены на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель.
Косвенные затраты могут быть непосредственно отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.
2. По признаку управляемости:
Управляемые издержки логистической деятельности – издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).
Нерегулируемые издержки – издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии).
3. По решаемым задачам:
Продуктивные затраты логистической деятельности – затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.
Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.
Затраты на контроль – затраты логистической деятельности на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.
4. По конкретным целям анализа затрат:
Убыточные затраты – затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание).
Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта.
Частичные затраты – это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.
5. По способу получения данных:
Фактические затраты логистической деятельности – затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов.
Нормальные затраты логистической деятельности – средние затраты, приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания.
Плановые затраты логистической деятельности – затраты, рассчитанные для определенного объекта и определенного периода при запланированной программе обслуживания и заданной технологии.
6. По группам расходов:
Затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал.
Затраты на производство продукции включают расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку, продукции, хранение продукции незавершенного производства, а также издержки от замораживания финансовых средств.
Затраты на сбыт продукции включают расходы на хранение запасов готовой продукции, оформление заказа (упаковку, сортировку, маркировку и другие операции), продажу, транспортировку готовой продукции, а также издержки на вложенный капитал.
Логистические затраты можно также подразделить на такие два вида:
1) затраты на формирование конечного продукта;
2) трансакционные затраты.
Затраты на формирование конечного продукта – это затраты производителя на преобразование сырья в конечный продукт.
Трансакционные затраты – это затраты по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта.
1.3 Факторы логистических издержек
Состав логистических затрат зависит от следующих факторов:
специфика предприятия;
масштаб деятельности предприятия:
вид транспорта, используемый в основной деятельности;
наличие транспортных средств в собственности или в аренде;
вид, масса и размер перевозимого груза;
тара перевозимого груза;
маршрут и вид сообщения: международные, междугородние или городские перевозки;
расстояние перевозки;
организация складирование: наличие собственного склада, аренда места на складе и др.;
способы погрузки и выгрузки, используемые в основной деятельности;
налоги;
таможенные правила и т.д.
Комплексный характер и сложность определения логистических издержек обусловлены влиянием большого числа факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия.
Систему факторов, влияющих на формирование логистических затрат, можно представить в следующем виде:
1) позитивные и негативные;
2) внутренние и внешние;
3) управляемые и неуправляемые;
4) поэлементные и комплексные;
5) организационно-экономические и организационно, технические;
6) интенсивные и экстенсивные;
7) структурные и управленческие.
Влияние фактора на логистические издержки может быть как положительным, так и отрицательным. Если в результате воздействия того или иного фактора уровень логистических издержек повышается, то его влияние признается отрицательным. Если же издержки снижаются под воздействием какого-либо фактора, то его влияние признается положительным.
На величину логистических затрат влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним относят: масштабы деятельности предприятия; уровень сложности структуры его ассортимента и соответственно структуры применяемых материалов; производственную структуру и организацию процессов физического продвижения материалов на предприятии; объем поддерживаемых запасов; финансовую ситуацию и ее влияние на уровень и тенденции изменения логистических затрат.
Внешние факторы – прежде всего определяемые рынком экономические параметры и системы функционирования экономики. К внешним факторам, влияющим на логистические затраты предприятия, чаще всего относят:
Определяемый рынком уровень стоимости внешних логистических услуг (в частности, транспортных и информационных услуг, экспедирования, хранения и т.п.);
Ставку кредитования сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов (возможности предприятия влиять на размер ставки ограничены и лежат в пределах нескольких процентных пунктов, обсуждаемых в ходе переговоров с банком);
Ставку налога на недвижимость (применительно к складским зданиям и сооружениям, а также к земельным участкам, занятым под склады и хранилища);
Ставку транспортного налога;
Экологические платежи за пользование окружающей природной средой (если они касаются логистических процессов);
Амортизационные нормы для материальных компонентов основных средств (эти нормы определяют амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в логистических системах);
Ставки начислений на выплаты из фонда социального страхования и прочих аналогичных фондов, в которые предприятие обязано перечислять соответствующие финансовые средства (эти денежные выплаты входят в состав затрат на содержание трудовых ресурсов, участвующих в логистических процессах).
Рост значения фактора может влиять как на увеличение, так и на снижение величины логистических издержек. В таблице 1 представлены основные факторы, влияющие на величину логистических издержек.
Таблица 1 – Факторы, влияющие на формирование логистических издержек
Логистические функции и операции | Факторы формирования логистических издержек | |
Количественные факторы | Качественные факторы | |
Поступление, обработка и оформление заказа
| Величина и другие условия заказа Количество заказов Доля затрат на один заказ
| Масштаб применения современных информационных технологий
|
Планирование производства | Изменение объемов хозяйственной деятельности Степень использования ресурсов Материалоемкость продукции | Требования к качеству продукции Концентрация, специализация, координация и интеграция Инновационные технологии |
Закупка и поставка продукции | Размер и частота заказа Количество поставщиков Производственная программа График запуска-выпуска продукции Цены на сырье и материалы, эффект масштаба в закупках Ограниченность собственного и заемного капитала | Кредитно-денежная и налоговая политика Расположение поставщиков Методы поставки и обслуживания Диапазон деловой активности и финансовое положение предприятия |
Продолжение таблицы 1 – Факторы, влияющие на формирование логистических издержек
Логистические функции и операции | Факторы формирования логистических издержек | |
Количественные факторы | Качественные факторы | |
Складирование и хранение продукции | Размер заказа Складские площади Уровень и состояние запасов Уровень оборудования складов Оборачиваемость оборотных средств | Использование современных концепций управления |
Сбыт продукции | Территория внешних и внутренних рынков Сезонные колебания потребности в продукции Темпы инфляции | Конкурентоспособность предприятия на рынке Концентрация потребителей Деятельность предприятий-конкурентов Прогноз конъюнктуры рынка |
Доставка продукции потребителю | Характер грузов (вес, габариты, восприимчивость к повреждениям) Тарифные ставки транспортировки, скидки Маршрутизация перевозок | Требования к условиям транспортировки Загруженность и сбалансированность поездок |