Лизинг: экономическое содержание и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 02:41, дипломная работа

Описание работы

Экономическая сущность и преимущества лизинга. Организация коммерческой деятельности лизинговой компании ООО «Прогресс-Нева Лизинг». Рекомендации по совершенствованию лизинговой деятельности.

Работа содержит 1 файл

Глава 11 НОВ.doc

— 753.00 Кб (Скачать)

     Таблица 2.5

     Характеристика  показателя автономии

Наименование  показателя Обозначение показателя Методика расчета
Показатель  автономии, % П6 Величина собственных средств за отчетный период / валюта баланса × 100

    Расчет:

    П6 2008 = 16 421 / 348 545 * 100 = 4,7 %

    П6 2009  = 41 454 / 469 485 * 100 = 8,8%

    Где П6 2008 – Показатель автономии за 2008 г., %;

             П6 2009 - Показатель автономии за 2009 г., %.

     За 2008 г. показатель автономии увеличился почти в 2 раза (с 4,7% до 8,8), что говорит о возросшей финансовой независимости компании от заемных средств. Но Банки, финансирующие лизинговую деятельность, ожидают, что доля собственного капитала в валюте баланса будет составлять не менее 10%. Таким образом, анализ финансово- экономических показателей показал, что наблюдается положительная динамика, свидетельствующая о постоянном росте и развитии компании. Ни один показатель за рассматриваемый период не уменьшился. Однако, в долгосрочной перспективе возможно недофинансирование ряда потенциальных сделок. Это может отрицательно отразиться на дальнейшем росте и развитии компании.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Рекомендации по совершенствованию лизинговой деятельности

    3.1. Проблемы российского рынка лизинговых услуг и тенденции их развития

     Современный рынок лизинговых услуг характеризуется  насыщением, выравниванием спроса и  предложения. Основной тенденцией развития отрасли является возросшая конкуренция. Что побуждает лизинговые компании принимать меры для работы в новых условиях. Они вынуждены сегодня бороться за клиента, по наиболее крупным и выгодным проектам проводятся тендеры.

     В целом тенденции развития российского  рынка лизинга находятся в русле мировой практики лизингового бизнеса.

     Факторы, оказывающие влияние на состояние  отрасли следующие:

  • высокий спрос на услуги лизинга со стороны малого и среднего бизнеса;
  • высокий уровень износа основных фондов предприятий, в среднем по промышленности достигающий 50% (рис. 3.1). Этот фактор еще долгое время будет создавать спрос на лизинг;

Рис. 3.1. Степень износа основных фондов крупных  и средних промышленных предприятий  по некоторым отраслям экономики на начало 2009 г. 

   
  • ограниченный  доступ лизинговых компаний к инвестиционным ресурсам, основным источникам финансирования лизинговых программ остаются банковские кредиты;
  • неэффективность российской финансовой системы в целом и в частности, в отношении финансирования реального сектора экономики;
  • налоговые преимущества лизинга, значение которых увеличивается параллельно с общим сокращением перечня налоговых льгот;
  • экономический рост и макроэкономическая стабилизация.

     Таким образом, основными тенденциями  на рынке лизинговых услуг являются следующие:

     1. Увеличение срока лизинга – сегодня это три – пять лет, максимальный срок лизинга – семь – десять лет для объектов классической недвижимости (здания, сооружения) и железнодорожного подвижного состава.

     2. Снижение лизинговых ставок. Одним из факторов является удешевление кредитных ресурсов за счет прихода на рынок «дешевых» денег нерезидентов. Другим фактором является то, что лизинговые компании уменьшают размер маржи, закладываемой в расчет – с 6-7 до 3-4 %. В результате чего среднегодовое удорожание лизинговой сделки может составлять теперь 7%, тогда как еще несколько лет назад речь шла о 18%.А в отдельных секторах лизинга оборудования ставки могут доходить до 5% годовых [41]. Более того, новациями на рынке автолизинга стали «беспроцентный лизинг» и лизинг с низким процентом». Эти продукты предполагают, что сумма всех лизинговых платежей равна стоимости автомобиля в салоне или платежи строятся из расчета 1-3% годовых. Хотя, в случае «беспроцентного» лизинга речь идет лишь об автомобилях определенных марок и моделей (до двух десятков различных иномарок), которые можно получить по таким схемам. Они строятся с учетом тех скидок, которые дилеры или сами производители готовы предоставить лизинговым компаниям [36].

     3. Уменьшение размера авансовых платежей, уплачиваемых лизингополучателями на стадии заключения договора. В 2006-2007 годах средняя ставка аванса составляла порядка 30% от стоимости оборудования. Сейчас размер аванса может варьироваться от 10 до 20%. Есть случаи, когда компании работают без аванса.

     4. Развитие венчурного лизинга в России. То есть, в отдельных секторах (дорожно-строительная и строительная техника, коммерческий автотранспорт, спецтранспорт) компании начинают практиковать переход к проектному финансированию, когда предмет лизинга рассматривается как основной источник дохода для погашения лизинговых платежей. В данном случае лизинговая компания не требует дополнительного гарантийного обеспечения (залога). Гарантией возврата лизинговых платежей является исключительно доходная часть бизнеса лизингополучателя от эксплуатации предмета лизинга. Таким образом, постепенно происходит отказ лизингодателей от требований по дополнительному обеспечению лизинговых сделок. Так, в 2009 году 6 % лизинговых сделок заключались без обеспечения, а в 54 % сделок обеспечением служили авансовые платежи (рис. 3.2).

     

     Рис. 3.2. Обеспечение по  лизинговым сделкам в 2009 г., в % от общего объема

     5. Уменьшение (порой до десяти тысяч рублей) стоимости имущества, предоставляемого в лизинг и количества запрашиваемых документов, что ведет к упрощению процедур получения лизинга. В том числе, за счет использования новых технологий взаимодействия лизинговых компаний с потенциальными клиентами – так называемые скоринговые модели рассмотрения заявок, то есть оценка лизингополучателей по определенным характеристикам. Таким образом, лизингодатель может принять решение о сделке в срок от нескольких минут до трех часов. Система обеспечивает электронный документооборот и «электронное» принятие решений по сделкам.

     6. Расширение комплекса дополнительных услуг, оказываемых лизинговыми компаниями. Так, например, растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Поиск конкурентных преимуществ, которые становятся необходимым условием для развития лизинговой компании, не ограничиваются собственно финансовой областью. Они начинаю предлагать услуги аутсорсинга в различных сферах. Новые лизинговые продукты появлялись в 2008 году преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта – самом развитом и конкурентном на российском рынке (табл. 3.1). Лизинг с полным набором услуг (Full-service leasing). Этот продукт предполагает, что лизинговая компания помимо своей основной функции – приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю – берет на себя еще ряд задач, а именно уплату всех налогов, регистрацию транспортного средства, страхование и техническое обслуживание автомобиля. Лизингодатель может брать на себя и более широкий круг обязательств – от услуги по подбору автомобиля исходя из производственных задач покупателя, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления топливной карты. Стали применяться на отечественном рынке и программы Trade-in и Full-Life-Cost. Смысл Trade-in заключается в том, что в конце срока договора лизинга стоимость старого автомобиля идет в зачет авансового платежа для покупки новой машины. Full-Life-Cost – это система абонентского технического обслуживания автомобиля, в которую включается круглосуточная помощь на дорогах, в том числе эвакуация при поломке или страховом случае. Ряд лизинговых компаний предоставляют клиентам содействие в таможенном оформлении импортных машин. В отдельных случаях лизингодатели сообщают, что принимают на себя юридическую защиту интересов клиента и предмета лизинга.

     Таблица 3.1.

Сегменты с высоким, средним и низким уровнем конкуренции

Высокий уровень конкуренции Средний уровень конкуренции Низкий уровень конкуренции
Автотранспорт грузовой Авторемонтное оборудование         Авиатехника
Банкоматы и специальное банковское оборудование Медицинское оборудование
Легковые  автомобили Дорожно-строительная техника          Здания и сооружения
Деревообрабатывающее  оборудование Оборудование  для производства нефтепродуктов
Оборудование  для добычи полезных ископаемых Оборудование  для текстильной промышленности
Оборудование  для производства бумаги и бумажных изделий Компьютеры и офисное оборудование
Машиностроительная  техника  Системы безопасности
Ж/д  транспорт Суда
Оборудование  для металлургии Химическое  оборудование
Оборудование  для производства тары  
Пищевое и холодильное оборудование
Погрузчики
Полиграфическое оборудование
Портовое  оборудование
Прочая  строительная техника
С/х  техника и оборудование
Складское оборудование
Телекоммуникационное  оборудование
  Энергетическое оборудование
 
 

     Соответственно, вследствие того, что лизинговые сделки становятся более сложными и длительными, отсюда возникает необходимость в оказании услуг по управленческому и финансовому консалтингу. Лизинговая компания в данном случае становится не просто звеном между поставщиком и лизингополучателем, а интеллектуальным организационным центром. Эти возможности лизинговой компании востребованы при сложной схеме лизинга, например при лизинге производственной недвижимости (большое количество наименований в предмете лизинга). Или, например, новую услугу – денежные займы на пополнение оборотных средств начала предлагать своим партнерам-лизингополучателям «Московская лизинговая компания» [32].

     7. Одной из характерных тенденций  прошедшего года является интенсификация  работы с малым и средним  бизнесом. Число новых сделок  с малым и средним бизнесом в общем числе сделок на сегодняшний день составляет уже 80% (рис. 3.3), в то время, как в общем по портфелю оно равняется 70% (рис. 3.4). К концу 2009 года с малым бизнесом работало более 70% лизинговых компаний, практически столько же, сколько со средним бизнесом (79%). У 47,1% компаний объем сделок с малым бизнесом по сравнению с прошлым годом вырос более чем в 1,5 раза. В той же пропорции объем сделок со средним бизнесом увеличился у 52,5% лизинговых компаний [34].

     

Рис 3.3. Доля сделок с малым, средним и крупным  бизнесом в общем числе новых сделок, % 
 
 

Рис. 3.4.  Доля сделок с малым, средним и крупным бизнесом в общем числе текущих сделок, % 

     7. Также развитие рынка будет, по всей видимости, связано с дальнейшим формированием групп лизинговых компаний и разделением специализации внутри них. Причем, если сейчас оно происходит преимущественно по отраслевому признаку, то в дальнейшем к нему добавится разделение по клиентам. Одни будут работать с малым бизнесом, другие со средним, третьи - с крупными проектами. Сейчас такие цепочки передачи клиентов уже есть, но пока они в основном существуют между группами компаний. При этом в целом деятельность групп будет оставаться достаточно широко диверсифицированной в силу цикличности инвестиционного спроса. Однако, сейчас специализация возможна только на лизинге автотранспорта, а также на лизинге подвижного состава. В остальных направлениях специализироваться достаточно сложно - инвестиционный спрос сильно колеблется, поэтому диверсификация неизбежна.

Информация о работе Лизинг: экономическое содержание и перспективы развития