Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 02:41, дипломная работа
Экономическая сущность и преимущества лизинга. Организация коммерческой деятельности лизинговой компании ООО «Прогресс-Нева Лизинг». Рекомендации по совершенствованию лизинговой деятельности.
Финансовый лизинг — наиболее распространенный вид лизинга, предусматривающий сдачу в лизинг имущества на длительный срок, сопоставимый со сроком его амортизации. К отличительным особенностям финансового лизинга можно отнести следующие:
1. Право выбора имущества и его продавца, как правило, принадлежит лизингополучателю; имущество приобретается с уведомлением продавца о цели его приобретения.
2. Риск случайной гибели, порчи, утраты лизингового имущества переходит к лизингополучателю после подписания акта (протокола) приемки-передачи.
3. Претензии по качеству, комплектности и т. д. в гарантийный срок лизингополучатель направляет непосредственно продавцу имущества.
4. Сервисное обслуживание и страхование объекта лизинга входят, как правило, в обязанности лизингополучателя, если иное не предусмотрено договором лизинга.
5. Продолжительность лизингового договора близка к нормативному сроку службы и окупаемости объекта лизинга.
6. Учет объекта лизинга осуществляется на балансе лизингодателя или на забалансовом счете 001 лизингополучателя по соглашению сторон.
В России суммарная стоимость сделок по финансовому лизингу составляет порядка 90%.
Оперативный (операционный)
лизинг — вид лизинга, при котором
объект передается лизингополучателю
на срок, значительно меньший нормативного
срока службы объекта. По окончании срока
лизингового договора лизингополучатель
может продлить его, возвратить объект
лизинга лизингодателю или же приобрести
его у лизингодателя. Таким образом, лизингодатель,
приобретая объект по заявке будущего
лизингополучателя, несет определенный
риск, связанный с дальнейшим использованием
объекта в случае его возврата. Лизингодателю
не гарантирован возврат инвестированных
средств. Выделение оперативного лизинга
в отдельный вид лизинга в условиях России
оценивается неоднозначно. В гражданском
законодательстве нет определения оперативного
лизинга. В последней редакции Федерального
закона «О финансовой аренде (лизинге)»
от 29 января 2002 г. оперативный лизинг исключен
как вид лизинга. Оперативный лизинг имеет
большее сходство с простыми арендными
отношениями и регулируется общими нормами
ГК РФ об аренде, не относящимися к финансовой
аренде (лизингу). Если раньше оперативный
лизинг упоминался преимущественно в
дискуссиях о зарубежном опыте, то в 2005
году этот продукт появился в ассортименте
многих лизинговых компаний. Оперативный
лизинг имеет свою определенную и довольно
обширную рыночную нишу. Во-первых, это
поставки высокотехнологичного оборудования
— оно быстро устаревает, поэтому для
клиента выгоднее обновлять его каждые
два-три года, чем получать в собственность.
Во-вторых, поставки оборудования для
выполнения разовых или сезонных работ
— например, в строительстве или сельском
хозяйстве. Особенно высок спрос па краткосрочную
аренду транспортных средств, что весьма
актуально в контексте острой конкуренции
в автолизинге. Более того, в России
он привлекателен как для крупных, так
и для небольших компаний. Для крупных
компаний имеет значение, что срок оперативного
лизинга, совпадающий со сроком гарантии,
дает возможность существенно сократить
расходы, связанные с содержанием собственной
сервисной и ремонтной базы. Для малых
и средних компаний оперативный лизинг
может быть удобен, поскольку он позволяет
обновлять парк импортной двух-трехлетней
техникой, тогда как сейчас они имеют возможность
пользоваться либо подержанной отечественной,
либо подержанной импортной, выпущенной
пять-десять лет назад. На практике сделки
операционного лизинга в настоящее время
осуществляются по следующей схеме. Предмет
лизинга передается лизингополучателю
(обычно на срок более шести месяцев) по
договору финансовой аренды (с использованием
налоговых льгот). После возврата предмета
лизингодателю он передается другому
лизингополучателю, но уже на условиях
обычной аренды.
1.2. Преимущества лизинга
Выбирая для себя те или иные способы приобретения имущества, компания реально должна себе представлять экономические последствия такого выбора. Существуют различные источники финансирования, однако в условиях России пока еще не приходится говорить о достаточном развитии рынка ценных бумаг, а банки зачастую предпочитают работать с крупными предприятиями, способными предоставить достаточное обеспечение и имеющими стабильную кредитную историю. Малые и средние предприятия или недавно образованные компании чаще всего не имеют доступа к банковскому финансированию. Часто единственным источником внешнего финансирования для подобных предприятий становится финансовая аренда (лизинг) либо кредиты поставщиков. В качестве преимуществ лизинга можно выделить следующие:
1. Доступность: решение об осуществлении лизинговой сделки основывается в большей степени на способности лизингополучателя генерировать достаточную сумму денежных средств для выплаты лизинговых платежей и в меньшей мере зависит от кредитной истории предприятия.
2. Для заключения лизинговой сделки необходимо заплатить лишь до 30% от стоимости объекта лизинга. Таким образом, приобретение имущества осуществляется без единовременного отвлечения большого объема собственных средств.
3. При заключении лизингового договора требования к обеспечению сделки ниже в связи с тем, что в течение срока действия договора объект лизинга является собственностью лизингодателя и выступает в качестве обеспечения. Срок договора лизинга гораздо длиннее срока договора банковского кредита.
4. Лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость выпускаемой продукции (оказываемых услуг), что значительно уменьшает налогооблагаемую базу и дает возможность экономить на налоге на прибыль.
5. Лизинг дает возможность применения ускоренной амортизации с максимальным коэффициентом 3. Амортизация имущества с таким коэффициентом позволяет в 3 раза быстрее окупить приобретение и провести его замену на более совершенное.
6. Выделяемый в лизинговых платежах НДС принимается к зачету при уплате в бюджет.
7. В ходе лизинговой сделки лизингополучателем не привлекается заемный капитал и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственных и заемных средств, т. е. не снижается возможность получения дополнительных займов.
8. При заключении договора лизинга лизингополучатель может получить весь комплекс дополнительных услуг по государственной регистрации, прохождению техосмотра, таможенной очистке, транспортировке, монтажу и наладке имущества и многое другое.
9. Гибкий и удобный график лизинговых выплат в соответствии с производственными циклами и потоками денежных средств: лизинговая компания при расчете лизинговых платежей в обязательном порядке учитывает финансовое состояние лизингополучателя, его пожелания по периодичности и размерам выплат.
Все вышеперечисленные преимущества рассматривались непосредственно со стороны лизингополучателя, и они соответственно являются основополагающими и решающими в процессе выбора. Но, так как мы говорим о лизинге как о 3-х сторонней сделке, следовательно, уместным является упомянуть о целях, которые преследуют лизингодатель и продавец, являющиеся также субъектами лизинговых отношений. Производитель (продавец) находит в лизинге прежде всего дополнительный канал сбыта машин и оборудования, позволяющий расширить объем продаж без привлечения дополнительных средств на рекламу и выстроить долгосрочные отношения с покупателями – лизингодателями. Для лизингодателя это, прежде всего, способ вложения капитала, позволяющий эффективно использовать свои денежные активы. Для государства - при сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государства особую актуальность:
1. Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности.
2. Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.
3. Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого, например, налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций, эффективно управлять процессом совершенствования их отраслевой структуры, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного российского капитала на Запад, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства, решению других насущных социально-экономических задач.
1.3. Состояние российского рынка лизинговых услуг
Российский рынок лизинга с 2000 года демонстрировал уверенный рост, увеличивая темпы развития, вплоть до четвертого квартала 2008 года, когда произошло значительное сокращение объемов и количества сделок в результате глобального экономического кризиса. Указанный период стал наиболее сложным и охарактеризовался падением рублевой ликвидности и ростом просроченной задолженности по лизинговым платежам. В результате объем рынка лизинга в 2008 году сократился на 27,8% и составил 720 млрд. руб.
Середина 2009 года стала переломным моментом для рынка лизинга. После стремительного сокращения объемов бизнеса, наблюдавшегося на протяжении трех кварталов, рынок начал вновь оживать. В результате к концу года объем лизинговых операций составил более 270 млрд рублей без учета НДС.
Также
существенно повысился рейтинг
Российской Федерации на европейском
рынке лизинга. В пределах европейского
континента произошло восхождение с 20−го
на 5−е место. К 2008 году России удалось
опередить Канаду, Австралию, Испанию,
Австрию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию,
Данию, Бельгию — грандов Старого и Нового
света, в которых десятилетиями складывались
интересные традиции и высокая культура
проведения лизинговых операций [50].
Кроме того прошедший год стал для лизинговых компаний периодом проверки качества сформированных портфелей сделок. Значительное время и усилия были потрачены лизингодателями на работу с проблемными клиентами и санацию лизингового портфеля [50]. Нехватка заемных средств в начале года с одной стороны, а с другой - нехватка надежных клиентов в результате ужесточения требований, обусловили сокращение объема новых сделок на рынке по сравнению с 2008 годом на 56% (рис 1.2).
Объем полученных за год лизинговых платежей составил 3,5-5 млрд. долларов, объем профинансированных средств не менее 7-8 млрд. долларов. Совокупный портфель лизинговых компаний составил порядка 12 млрд. долларов, увеличившись за год на треть (рис 1.2).
Рис. 1.2. Объемы полученных лизинговых платежей и профинансированных средств в 2002-2006 гг.
О
благоприятных перспективах для
роста свидетельствует
Рис. 1.3. Источники финансирования лизинговых сделок в 2009 г.
По
сравнению с прошлым годом
почти в 2 раза сократился объем финансирования
за счет собственных средств - с 18,5% в 2008
г. до 10% в 2009 г. Также по сравнению с предыдущим
годом несколько сократился и выпуск векселей
- с 3,7% до 2%, зато увеличилась доля финансирования
через облигационные займы - с 3,3% до 4%.
При этом доля зарубежного финансирования
составила порядка 18%. И в ближайшие годы
при сохранении по крайней мере текущих
темпов роста тенденция роста доли зарубежного
финансирования будет только усиливаться.
Во-первых, оно в несколько раз дешевле
российского, а во-вторых, российские лизинговые
компании постепенно становятся все более
привлекательными для западных финансовых
институтов по мере роста и повышения
уровня надежности. Основная доля нового
бизнеса в этом году пришлась на сегмент
лизинга железнодорожного тягового и
подвижного состава, лизинг грузового
и легкового автотранспорта, лизинг сельскохозяйственной
техники и продукции, дорожно-строительной
и прочей строительной техники и промышленных
комплексов (рис. 1.4).
В целом на сегменты, на долю которых приходится более 1% от общего объема нового бизнеса, приходится суммарно более 85% итога. Примечательно, что заметный рост был на сегменте лизинга сельскохозяйственного оборудования, осуществляемого частными компаниями. При этом наибольшие объемы реальных новых сделок в 2006 г. пришлись на традиционные регионы - Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Уральский. На их долю в совокупности приходится более 91% новых сделок. Южный и Сибирский регионы остаются, по-прежнему, областью низкой активности (рис. 1.5).
При этом Центральном ФО наиболее активно развивался лизинг легкового и грузового автотранспорта, грузовых вагонов, строительной и дорожно-строительной техники, погрузчиков, сельскохозяйственной техники и продукции, а также лизинг промышленных комплексов. В Приволжском ФО наиболее популярны были лизинг грузового автотранспорта, грузовых вагонов, сельскохозяйственной техники и продукции, а также оборудование для добычи полезных ископаемых. На Урале по объему новых сделок выделялись грузовой автотранспорт и грузовые вагоны.
Информация о работе Лизинг: экономическое содержание и перспективы развития