Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций
Тема 1. Современное состояние транспортной системы России.
Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны.
Основной целью любых мер по регулированию транспортной деятельности должно быть в конечном счете обеспечение достаточного по объему и удовлетворительного по качеству транспортного обслуживания всех групп промышленных потребителей транспортных услуг и населения.
Поэтому любые действия регулирующих органов и местных органов власти, направленные на ограничение деятельности транспортных предприятий или предписывающие им что-либо, должны быть направлены на улучшение обслуживания потребителей.
Организация системы государственного
регулирования транс-этной
На федеральном уровне
система регулирования
Центральным звеном государственной системы управления >анспортом на федеральном уровне является Министерство транс-)рта РФ. Как правительственный орган оно разрабатывает и реали-гет государственную транспортную политику путем подготовки жонодательных и нормативных актов, реализующих в сфере )анспортной деятельности принципиальные положения социально-сономической и научно-технической политики государства, обос-ование статей федерального бюджета, касающихся финансирова-ия развития транспорта и отдельных транспортных предприятий, а 1кже путем планирования и организации выполнения общегосу-арственных транспортных программ.
Министерство транспорта
РФ имеет свой центральный аппарат
и епартаменты по видам транспорта
и дорожному хозяйству. Рос-ийская
транспортная инспекция (РТИ) входит в
состав министер-тва. Между ними и
распределяются функции, задачи и полномочия
шнистерства по регулированию транспортной
деятельности в Рос-ийской Федерации.
Центральный аппарат занимается
концепту-1льными и стратегическими
проблемами, подготовкой, согласова-шем
и продвижением в законодательных
органах проектов законов 1 нормативных
актов, текущей работой по координации
деятельно-;ти различных видов транспорта,
руководит разработкой и
Органы РТИ осуществляют сбор и представление вышестоящему органу установленной статистической отчетности и другой информации, определение субъектов ТДК региона, подлежащих лицензированию, контроль за выполнением на территории региона транспортного законодательства и т.п.
Существующая в настоящее время структура министерства доказала в основном свою работоспособность. Структура Министерства транспорта РФ и функции его подразделений не являются жестко регламентированными и постоянно совершенствуются с учетом изменяющихся социально-экономических и политических условий.
Формирующаяся система территориального управления деятельностью транспорта состоит из трех типов управляющих структур: органов транспортной администрации, неадминистративных хозяйственно-финансовых структур и координационных органов.
Проведением региональной транспортной политики и непосредственным регулированием транспортных рынков должны заниматься департаменты (отделы, комитеты) транспорта местных администраций.
Именно на региональном и местном уровне должны разрабатываться и применяться такие методы регулирования, как контроль за ценообразованием и применением тарифов, налоговые льготы (в пределах местных налогов), покрытие текущих убытков ТП, занимающихся социально-значимыми перевозками, финансирование развития транспортной инфраструктуры (частично) и т.д.
Особое место в этой системе занимают отделения и филиалы РТИ. Первоначально отделения и филиалы РТИ были созданы как органы федерального регулирования и контроля транспортной деятельности в регионе со следующими функциями: сбор и предоставление вышестоящему органу РТИ установленной статистической отчетности и другой информации, определение субъектов ТДК региона, подлежащих лицензированию, осуществление в установленном порядке непосредственного лицензирования, контроль за вы- полнением на территории региона транспортного законодательства и т.п.
В процессе этой деятельности отделения РТИ накопили значительный объем информации о местных рынках транспортных услуг, использование которой позволит им оказывать существенное влияние на транспортную ситуацию в регионе.
Занимая в настоящее время
центральное место в
Местные органы власти могут получать объективную информацию о состоянии транспортного обслуживания на территории региона и в отдельных секторах транспортного рынка, предложения по изменению условий работы автотранспортных предприятий, помощь в разработке региональных программ развития автомобильного транспорта региона и его инфраструктуры; использовать органы РТИ как инструмент прямого управления работой некоторых ТП путем применения дополнительных требований, включаемых в лицензию.
Клиентура получает гарантии достаточной квалификации транспортников, а сами транспортные предприятия — организованный рынок транспортных услуг, защиту от недобросовестной конкуренции и т.п.
Изменения структуры органов государственной власти не могли не отразиться и на региональном механизме управления транспортом. По данным Минтранса России, в четырех субъектах Федерации (Карелии, Чите, Кирове, Камчатке) вообще отсутствуют в органах исполнительной власти какие-либо структуры регулирования транспортной деятельности, а в половине республик, краев и областей транспортом занимаются 1-2 специалиста в аппаратах исполнительных органов или многоотраслевых комплексах. Автомобильный транспорт, видимо, одна из самых децентрализованных подотраслей среди транспортных отраслей. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие между федеральными и региональными органами регулирования автотранспортной деятельности. Однако формирование федеральных органов регулирования значительно опережает формирование региональной системы. По сути дела, если первая уже практически сложилась и здесь принципиальных изменений не ожидается, то во многих регионах из всех необходимых органов регулирования присутствуют лишь отделения и представительства федеральных структур.
В этой ситуации Министерство транспорта РФ пытается ускорить этот процесс. Естественно Минтранс пытается соблюсти свои интересы, сделав региональную структуру управления тесно связанной с Департаментом автотранспорта. Предполагается создать в регионах территориально-отраслевые государственные органы.
По мере формирования транспортных администраций федеральные органы должны стремиться к тому, чтобы делегировать им полномочия по проведению государственной транспортной политики и регулированию работы предприятий на местах. Делегирование предусматривается осуществлять путем заключения соглашений между Минтрансом и региональными администрациями о выполнении последними конкретных функций государственного управления ТДК от имени министерства с указанием ответственности исполнителя. Таким образом, будет существовать функциональная подчиненность Минтрансу по делегированным вопросам региональных транспортных департаментов, заключивших соглашения и становящихся на добровольной основе органами государственного регулирования ТДК двойного ведения.
Местные администрации — самостоятельные центры власти, источник которых находится на самих территориях. Нельзя заставить их делать то, чем они заниматься не желают (в данном случае — автомобильным транспортом). Если они заинтересованы положением на рынке автоперевозок в регионе, то сотрудничество с Минтрансом станет неизбежным. А в реализации федеральной транспортной политики необходимо опираться не на административную власть, а на закон и экономический интерес, ибо участие в федеральных транспортных программах — это инвестиции, привлечь которые стремится каждый регион.
Таким образом, мы получили
следующую структуру
Государственное регулирование транспортной деятельности в условиях рынка осуществляется в следующих основных формах:
1) разделение транспортного рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями и определение коммерческого и технологического статуса транспортных предприятий, действующих в различных секторах рынка.
Деление транспортного рынка на сектора осуществляется прежде всего для создания примерно равновыгодных условий для транспортных предприятий, работающих на различный видах перевозок. Равновыгодность, в свою очередь, создает примерно равную при- влекательность различных видов деятельности для предпринимателей, что и гарантирует в конечном счете достижение основной цели государственного регулирования — примерного соответствия спроса и предложения на всех видах транспортной деятельности, для всех групп грузовладельцев и пассажиров.
Кроме того, без четкого деления рынка на сектора невозможен целенаправленный сбор и анализ статистики, а также подготовка конкретных мероприятий по регулированию транспортной деятельности;
2) разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В мировой практике подобные правила сводятся иногда лишь к простой регистрации. Однако чаще всего при подаче заявки на получение лицензии существует принципиальная возможность отказа, связанная с двумя основными причинами.
Первой причиной является
существование таких секторов рынка,
где предложение и так уже
превышает спрос. Поэтому появление
там новых конкурирующих
Второй причиной отказа предприятию или предпринимателю в выдаче лицензии может быть его несоответствие определенным требованиям (платежеспособность, репутация предпринимателя, его профессиональная пригодность, наличие необходимой технической базы и т.д.). Эти требования направлены в конечном счете на достижение главной цели государственного регулирования транспортной деятельности — клиентура должна получать достаточное и квалифицированное транспортное обслуживание.
Следует помнить, что ужесточение или ослабление требований к предприятиям, желающим получить лицензию, является одним из эффективных рычагов воздействия на транспортный рынок. Разумеется, формальные требования к предприятиям, изложенные в положениях и инструкциях для транспортных инспекций, едины для всех. Однако в практической деятельности региональных отделений РТИ очень многое зависит от прочтения этих требований в каждой конкретной ситуации. Для транспортного инспектора чрезвычайно важно правильно оценить ситуацию на конкретном секторе транспортного рынка и найти оптимальное решение, которое, с одной стороны, не приведет к оттоку предприятий, а с другой — исключит появления на рынке недобросовестных предпринимателей, неквалифицированного транспортного обслуживания, неоправданно высокой конкуренции;
3) непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширению прав действующих предприятий {лицензирование транспортной деятельности).
В настоящее время основным содержанием деятельности региональных отделений РТИ является именно непосредственное лицензирование владельцев транспортных средств. Однако следует совершенно ясно понимать, что выдача лицензий — это лишь один, чисто технических аспект деятельности РТИ и что «поголовное» лицензирование и, более того, получение максимальных доходов от выдачи лицензий вовсе не являются основным содержанием работы инспекции или критериями оценки ее деятельности;
4) контроль за выполнением транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований. На органы РТИ также возложены определенные контрольные функции:
■ контроль на линии. В основном это проверка наличия на транспортном средстве лицензионной карточки и соответствия вида лицензии выполняемой в данный момент перевозке. Этот метод контроля невозможен без содействия органов ГИБДД, что и предусмотрено Положением о транспортной инспекции;
■ контроль на предприятиях. Это могут быть как плановые, так и разовые проверки транспортных предприятий, цель которых — уточнить или подтвердить соответствие предприятия требованиям, налагаемым на него выданной лицензией. Данный контроль ни в коем случае не должен дублировать функции финансовых, санитарных и других контрольных органов, однако может осуществляться комплексно во взаимодействии с этими органами;
Информация о работе Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"