Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Современное состояние транспортной системы России.

Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны.

Работа содержит 1 файл

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК тр. о. к. д. 1.docx

— 163.85 Кб (Скачать)

Производя выбор вида транспорта, необходимо знать его грузоподъемность и грузовместимость.

Под грузовместимостью транспортного средства понимают суммарный объем помещений транспортного средства, используемых для размещения и перевозки грузов.

У морских и речных судов  различают:

♦  теоретическую грузовместимость;

♦  зерновую грузовместимость для сыпучих грузов;

♦  киповую грузовместимость для штучных грузов;

♦  грузовместимость для  жидких грузов.

На железнодорожном транспорте в отношении грузовых вагонов  различают:

♦  полный объем вагона;

♦  погрузочный (полезный) объем вагона.

Полный (геометрический) объем вагона равен произведению длины, ширины и высоты данного вагона.

Погрузочный (полезный) объем представляет собой используемую часть полного объема. Погрузочный объем может быть больше полного объема при загрузке вагона выше борта.

Соотношение полного объема вагона и его грузоподъемности характеризует удельный объем, т. е. часть объема, которая приходится на 1 тонну грузоподъемности (м3/т). Для анализа грузовместимости рассчитывают коэффициент использования грузовместимости. Это показатель, который отражает часть полного объема грузовых помещений транспортных средств, используемого для размещения груза.

У грузовых вагонов коэффициент  использования грузовместимости рассчитывается как частное от деления погрузочного объема на полный объем.

На судах морского и  речного флотов коэффициент (степень) использования грузовместимости определяется по следующим формулам:

а) для простого рейса (при  перевозке грузов между двумя  портами)

 

б)  для сложного рейса (при перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка).

 

где  — коэффициент использования грузовместимости;

  — масса отдельных партий груза;

  — объем, занимаемый каждой партией груза (м3);

  — дальность перевозки отдельных партий груза (км);

L — средняя дальность перевозки груза;

W — грузовместимость судна (т).

 

Грузоподъемность  подвижного состава — это один из показателей мощности транспортного средства. Он измеряется количеством грузов в тоннах, которые им могут быть приняты к перевозке.

На практике часто используется понятие удельной грузоподъемности, т. е. части грузоподъемности, которая приходится на 1 м3 полного объема грузовых помещений. Эта величина является обратной удельному весу. Если плотность груза меньше удельной грузоподъемности транспортного средства, то грузовместимость используется полностью, а грузоподъемность недоиспользуется. Если же плотность груза больше удельной грузоподъемности, то полностью используется последняя, но недоиспользуется грузовместимость.

На железнодорожном транспорте повышение грузоподъемности вагона без увеличения числа осей ограничивается допустимой нагрузкой на путь. Разрабатываются технические нормы загрузки вагонов, которые делятся на:

♦  общесетевые и

♦  местные.

Эти нормы зависят от плотности  груза, его формы и рода. За недогруз вагона до технической нормы виновная сторона (грузоотправитель, экспедитор или др.) уплачивает штраф.

Грузоподъемность морских  и речных судов — это максимальное количество грузов (в тоннах), которое судно может принять к перевозке. Для получения максимальной грузоподъемности необходимо правильно установить допустимую осадку судна (при погружении по грузовую марку) и строго нормировать все судовые запасы.

Дедвейт (или полная грузоподъемность) определяется по формуле

 

где Вп — водоизмещение судна с полным грузом (т);

BQ — водоизмещение судна без груза (т).

 

Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном.

Различают полную и чистую грузоподъемность судна.

Полная грузоподъемность (Д) — это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант...) и перевозимого груза.

Чистая грузоподъемность (ДТ) равна массе перевозимого груза:

 

где С — масса всех судовых запасов. Грузоподъемность автотранспорта определяется его конструкцией и указывается в техническом паспорте автомобиля, прицепа, полуприцепа. Средняя грузоподъемность ходового автомобиля зависит от структуры парка подвижного состава и коэффициента использования парка транспортных средств по выпуску.

Для анализа использования  грузоподъемности транспортных средств в логистике рассчитываются соответствующие коэффициенты.

Коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава — это показатель степени использования грузоподъемности автомобиля, вагона, судна, самолета.

Коэффициент использования  грузоподъемности автомобиля характеризует  использование номинальной грузоподъемности автомобиля в статике и динамике.

Статический коэффициент рассчитывается как отношение загрузки автомобиля в тоннах к его номинальной грузоподъемности в момент окончания погрузки.

Данный показатель "за одну ездку" определяется делением количества фактически перевезенного груза на номинальную грузоподъемность автомобиля.

Этот же показатель "за смену" определяется делением объема перевозок на произведение номинальной грузоподъемности и количества выполненных за смену ездок.

Динамический  коэффициент использования грузоподъемности рассчитывается как отношение фактических тонно-километров на возможные тонно-километры при полном использования грузоподъемности.

Попутно отметим, что тонно-километр является единицей измерения грузооборота транспорта. Она характеризует перемещение 1 т груза на расстояние 1 км.

Коэффициент использования  грузоподъемности вагона исчисляется делением средней статистической нагрузки вагона на его среднюю грузоподъемность.

Коэффициент удельной грузоподъемности вагона определяется как отношение грузоподъемности вагона к его полно-му объему. Чем ниже удельная грузоподъемность, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в вагоне данного типа с полным или близким к полному использованием его грузоподъемности.

Коэффициент использования  грузоподъемности судна равен частному от деления величины тонно-километров (тонно-миль), фактически выполненных судном за отчетный период, на количество тоннаже-километров (тоннаже-миль) в порожнем и груженом состоянии за этот период.

Отметим, что тоннаже-километр — это единица измерения пройденного расстояния грузовыми самоходными и несамоходными судами с учетом их грузоподъемности. Для самоходного флота данный показатель дается в группировке:

♦  тоннаже-километры, пройденные в груженом состоянии вверх;

♦  тоннаже-километры, пройденные в груженом состоянии вниз;

♦  тоннаже-километры, пройденные всего в груженом состоянии;

♦ тоннаже-километры, пройденные в порожнем состоянии в оба направления.

У несамоходных судов пройденное расстояние учитывается в тоннаже-километрах, а также в километрах по видам работ ("с грузом", "порожним" и "всего") и с подразделением на: вверх, вниз, в оба направления.

Тоннаже-миля исчисляется  как произведение 1 т груза, перевезенной на расстояние 1 мили. Одна морская миля равна 1,852 км, поэтому 1 тонно-миля приравнивается к 1,852 тонно-километра.

Коэффициент использования  коммерческой грузоподъемности самолета характеризует использование его нормативной коммерческой грузоподъемности. Он определяется делением приведенных тонно-километров на предельный объем приведенных тонно-километров.

Приведенный тонно-километр — это показатель, характеризующий объем всей выполненной отдельными видами транспорта работы по перевозке грузов и пассажиров. Приведение выполняется суммированием тонно-километров (и пассажиро-километров). На воздушном транспорте для этой цели используется коэффициент, равный 0,09.

Вообще данный показатель используется не только для вышеназванных  расчетов, но также для анализа  производительности труда на транспорте. Например, производительность труда работников железных дорог может быть измерена количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника эксплутационного контингента. Для этих целей приведенные тонно-километры рассчитывают суммированием грузооборота (или удвоенного пасса-жирооборота).

Практически проблемы выбора в транспортной логистике возникают  по каждому аспекту управления материальными  потоками. Не менее актуальным, наряду с выбором вида транспорта и подвижного состава, является решение задач  оптимальной маршрутизации и  планирования грузопотоков в транспортных системах.

Транспортные средства и  транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых-экономистов о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.

Постоянный рост объемов  перевозок товаров автомобильным  транспортом, в том числе принадлежащим  торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности  работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.

Так, использование парка  подвижного состава можно оценить  при помощи коэффициентов технической  готовности и выпуска.

Коэффициент технической  готовности (Кr) подвижного состава к работе определяется по формуле:

 


 

где  АДг — автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии;

АДС — списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

Коэффициент выпуска подвижного состава (Кв) можно определить по формуле

 

 

где АДЭ — число автомобиле-дней эксплуатации.

Указанные показатели можно  улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.

Для определения степени  использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический  и динамический коэффициенты.

Статический коэффициент (Кс) определяется отношением

 

 

где — количество фактически перевозочного груза; — номинальная грузоподъемность автомобиля.

Динамический коэффициент () определяется отношением

 

где Рт.ф — фактическая транспортная работа, ткм;

Рн — количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.

Улучшению использования  грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что, на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.

В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль, поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холостой пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую — попутный груз сторонних организаций.

Даже перевозку собственных  грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена  в оба конца рейса.

Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой, освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом  издержки обращения.

Поэтому мы предлагаем для  оценки работы транспортных средств  использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:

 

где — пробег с грузом, км,

Пп — общий пробег, км.

И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно-километра. В нем заложены все факторы, характеризующие уровень использования автомобиля.

Информация о работе Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"