Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Современное состояние транспортной системы России.

Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны.

Работа содержит 1 файл

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК тр. о. к. д. 1.docx

— 163.85 Кб (Скачать)

■     проверка жалоб клиентуры или конкурирующих предприятий. Зарубежный опыт показывает, что этот канал получения информации о нарушениях правил транспортного обслуживания является наиболее эффективным. Несомненно, работа «по жалобам» станет одним из основных видов деятельности органов РТИ, как только клиентура поймет, что транспортная инспекция стоит на страже ее интересов и в состоянии применить реальные санкции, а предприятия транс- порта убедятся в возможностях РТИ по недопущению недобросовестной конкуренции и защите законных прав действующих перевозчиков;

5) контроль за ценообразованием и применением тарифов. Данная функция является одной из важнейших. К сожалению, нынешняя кризисная ситуация характеризуется общим ослаблением контроля за финансовой дисциплиной, отсутствием четких инструкций по применению тарифов и вынужденным (вследствие роста цен на все виды ресурсов) повсеместным освобождением транспортных тарифов. Результатом является практически бесконтрольное ценообразование на транспорте, причем в ряде случаев увеличение цен на транспортные услуги значительно превышает необходимую величину.

Видимо в перспективе  будет создана новая тарифная система, сочетающая централизованный контроль за общим уровнем тарифов с достаточной свободой формирования тарифов в конкретных регионах, на отдельных видах перевозок конкретными предприятиями;

6)  налоговое регулирование транспортной деятельности. Налоги в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры, и для транспортных предприятий, являются рычагом «однонаправленного» воздействия и применяются для стимулирования выполнения определенных видов деятельности или же, напротив, для «ограждения» тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.

Налоговая система Российской Федерации, как и система тарифов, находится в стадии формирования. Однако уже сейчас законодательство предоставляет региональным органам власти возможность определенного «маневра» с помощью местных налогов. Это означает, что региональные отделения РТИ в принципе получают возможность участия в подготовке решений об изменении местного налогообложения транспортных предприятий с учетом специфики их работы, важности для региона выполняемых перевозок и т.д.

7) контроль и анализ состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка. Эта задача является в настоящее время чрезвычайно важной для всей системы регулирования транспортной деятельности в Российской Федерации, а может быть, и первоочередной. Дело в том, что отечественная транспортная статистика никогда не была ориентирована на анализ соотношения спроса и предложения на транспортном рынке и информировала в основном об объемных показателях работы транспорта. Между тем для подготовки целенаправленных решений в области регулирования транс- портной деятельности совершенно необходима достоверная информация о потребностях в транспортных услугах и степени их удовлетворения.

В получении данных о состоянии  транспортного обслуживания на местах региональным отделениям РТИ будет  принадлежать ведущая роль. При этом помимо анализа официальной отчетности и статистики транспортный инспектор должен иметь представление о состоянии транспортного обслуживания в важнейших секторах транспортного рынка своего региона, составляя эту картину на основе общения с транспортниками, клиентурой, представителями властей и т.д.

Новая система официальной  отчетности транспортных предприятий, как и методика анализа соотношения спроса и предложения в различных секторах транспортного рынка, находится еще в стадии разработки. Тем не менее в практике работы отделений РТИ могут использоваться простейшие методические приемы для анализа состояния транспортного рынка;

8) финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помощи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования.

Практика развитых стран  показывает, что финансовые ресурсы, необходимые для сооружения транспортных систем (дорог, терминалов, вокзалов и т.п.), не всегда оказываются доступными даже для крупных предприятий. В России сегодня из-за резкого падения финансовых возможностей предприятий эта проблема стоит чрезвычайно остро.

Разумеется, региональное отделение  РТИ не обладает ресурсами для  финансирования развития транспортных систем. Однако в тех ситуациях, когда  при обсуждении местного бюджета  решается вопрос о размерах и структуре ассигнований на развитие регионального транспорта, транспортный инспектор должен высказать свое обоснованное мнение по поводу того, какие объекты с учетом сложившейся транспортной ситуации должны финансироваться в первую очередь;

9) покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повышение рентабельности которых за счет самоокупаемости является по тем или иным причинам невозможным.

Чаще всего объектами  дотации являются системы городского пассажирского транспорта, рентабельность которых не может быть обеспечена при разумном уровне цен. Роль отделения  транспортной инспекции в данном случае тоже, что и при решении  вопросов о финансировании развития транспорта;

10) разработка и контроль за выполнением экологических стандартов. Данная функция государственного регулирования приобрела особую актуальность в последние годы, когда общепризнанной стала ведущая роль транспорта в загрязнении окружающей среды (считается, что на его долю приходится более трети всех загрязнений).

Задача региональных отделений  РТИ при осуществлении данной функции заключается в контроле за экологическим состоянием транспортных предприятий;

11) разработка и контроль за выполнением норм безопасности и охраны труда на транспорте и технических стандартов безопасности. Участие региональных отделений РТИ при реализации данной функции заключается в организации совместно с органами ГИБДД системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов;

12) направление средств на социальное обеспечение транспортных предприятий. Подобная мера применяется, прежде всего, в тех случаях, когда предприятия оказываются не в состоянии своими силами сохранить квалифицированные кадры. Снижение квалификации персонала неизбежно ведет к ухудшению качества обслуживания клиентов и, как следствие, к ухудшению финансовых результатов деятельности предприятия. Прямая социальная поддержка оказывается обычно только наиболее крупным предприятиям, действующим в ключевых секторах рынка.

Возможности региональной транспортной инспекции в данном случае заключаются, по-видимому, во всемерной поддержке  требований транспортных предприятий по улучшению социального положения работающих в тех случаях, когда эти требования обоснованы и их невыполнение реально грозит срывом транспортного обслуживания важных секторов транспортного рынка;

13) разработка и применение административно-экономических .мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях (при катастрофах, стихийных бедствиях, уборке урожая и т.п.). В настоящее время еще предстоит выработать механизмы, сочетающие административно-правовые рычаги со средствами экономического стимулирования и полной компенсации дополнительных издержек транспорта.

Из приведенного выше краткого перечисления форм государственного регулирования транспортного рынка можно сделать вывод о том, что региональные отделения РТИ имеют возможность участвовать в реализации практически всех этих форм.

 

Организация управления транспортной системой

В России имеется министерство транспорта. В этом министерстве образованы:

  • Федеративная авиационная служба (ФАС) России;
  • Федеративная служба морского флота (Рос Морфлот);
  • Федеративная служба речного флота (РосРечфлот);
  • Федеративная автомобильно-дорожная служба.

Начальник каждой службы является министром. Железные дороги – единственный вид  транспорта вне юрисдикции министерства транспорта.

В министерстве транспорта имеет ся советник (МТ). МТ, в отличие от ранее  существующих транспортных министерств  не распоряжается собственностью транспортных предприятий и не планирует их хозяйственную деятельность. Задача МТ – проведение собственной политики в области цен и тарифов.

На местах в регионах формируются региональные управления транспортно-дорожным комплексом.

На морском транспорте учреждены морские администрации портов, которые осуществляют регулирование деятельности компаний.

На железных дорогах в основном сохранилась вертикальная структура управления: МПС дороги – отделения дорог со структурными единицами: станции, депо (локомотивные, вагонные), дистанции, участки.

В МПС имеется программа коренной реорганизации.

В России, где конкуренция практически  невозможна из-за естественных монополий  и технологических особенностей перевозки грузов и пассажиров (пространство, погода, климат), государство должно выделять видам транспорта сектор транспортного  рынка на монопольное обслуживание.

Государство оставляет  за собой право:

  1. контроля качества обслуживания
  2. правильности применения и уравнения тарифов
  3. контроля безопасности движения транспортных средств
  4. соблюдением норм и правил проектирования и строительства транспортных средств и сооружений
  5. выполнением стандартов экономических воздействий транспорта
  6. учет национальных интересов.

Государственное регулирование должно иметь следующие сферы:

  1. организация рынка транспортных услуг с определением параметров спроса и предложения транспортной продукции и услуг, юридического закрепления прав и обязанностей транспортных предприятий (получение лицензий), в выполнении правил справедливой конкуренции
  2. регулирование тарифов не только важно для отрасли, а государства в целом, т.к. уровень тарифов влияет на качество жизни людей
  3. налоговое регулирование (введение льгот на работы по восстановлению, замене и модернизации транспортных средств)
  4. инвестиционное регулирование
  5. рациональное дотирование убыточных, но социально значимых транспортных предприятий.

 

 

  1. Пути воздействия на ситуацию на рынке транспортных услуг посредством лицензирования.

В настоящее время возможны следующие методы воздействия региональных отделений РТИ (совместно с транспортной администрацией региона) на деятельность предприятий, работающих в том или ином секторе рынка:

1) меры по защите потребителей от дискриминации со стороны транспортных предприятий монополистов, а также от неоправданного завышения транспортными предприятиями цен на обслуживание:

•     установление конкретных лицензионных требований для предприятий монополистов по обязательному обслуживанию конкретных потребителей;

■     информирование финансово-контрольных органов региона  о недопустимо высокой рентабельности отдельных предприятий-монополистов;

■     информирование транспортных предприятий, клиентуры  транспорта и населения о действующих  в данном секторе рынка тарифных ограничениях;

■     введение практики обязательной публикации транспортными  предприятиями применяемых тарифов (в случае, если они отличаются от установленных федеральными или местными органами власти);

запрет применения на отдельных  видах деятельности договорных или свободных тарифов;

■     организация  совместных обсуждений и совещаний  для принятия транспортниками согласованных  с клиентурой региональных «единых» тарифов на отдельные виды перевозок;

2) увеличение  предложения в данном секторе  рынка:

•     установление для отдельных транспортных предприятий, работающих в других секторах рынка, дополнительных лицензионных требований по работе в данном секторе;

■     подготовка предложений для местной  администрации по снижению стоимости  лицензий для предприятий, работающих в данном секторе;

■     подготовка рекомендаций для местной администрации  по введению льготного местного налогообложения  для транспортных предприятий, работающих в данном секторе;

■     разрешение применения свободных или договорных тарифов для предприятий, работающих в данном секторе;

3) ограничение конкуренции в данном секторе рынка:

подготовка предложений  для местной администрации по увеличению стоимости лицензий для предприятий, работающих в данном секторе рынка;

■     подготовка рекомендации для местной администрации  по введению повышенного местного налогообложения  для транспортных предприятий, работающих в данном секторе рынка;

■     запрещение применения свободных или договорных тарифов для предприятий, работающих в данном секторе рынка;

Информация о работе Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"