Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:12, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Современное состояние транспортной системы России.

Общая характеристика транспорта в России. Роль транспорта в экономике страны.

Работа содержит 1 файл

ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК тр. о. к. д. 1.docx

— 163.85 Кб (Скачать)

Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно-экономическую, правовую и информационно-компьютерную поддержку, экологическое и эргономическое транспортное обеспечение  коммерческой деятельности предприятия.

Звеном  транспортно-обеспечивающей системы называется некоторый экономически и/или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза  транспортно-обеспечивающей системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев  транспортно-обеспечивающей системы могут выступать предприятия-поставщики,  предприятия оказывающие транспортное обслуживание, экспедиционные предприятия, торговые и посреднические организации, охранные бюро и банки и т.п.

Реальными звеньями, из которых  может состоять  транспортно-обеспечивающая система, являются:

    • различные формы собственности и организационно-правовые формы;
    • различия в характере и целях функционирования;
    • различия в  способах транспортировки в зависимости от видовых характеристик грузопотоков, уровне концентрации транспорта в производственном процессе обеспечивающих предприятий, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;
    • рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;
    • экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;
    • зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев;
    • и др.

Звенья  транспортно-обеспечивающей системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья  транспортно-обеспечивающих систем, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях  транспортно-обеспечивающей системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п.

Элемент транспортно-обеспечивающей системы — неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования часть звена  транспортной системы (подсистемы).

Выделение элемента определяется низшим уровнем декомпозиции  транспортно-обеспечивающей системы и вызвано необходимостью обособления операции или их совокупности с целью оптимизации ресурсов, построения модели  эффективной транспортировки  или его структурных подразделений, моделирования бизнес-процессов. 

 Роль и значение транспорта

  1. Экономическая роль
  2. Политическое значение – объединяет области, края, государства, создает международные связи
  3. Социальное значение – обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей
  4. Культурная функция
  5. Оборонное значение

 

  1. Транспорт как отрасль народного хозяйства, ее отличительные особенности.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая  связана с увеличением степени  удовлетворения людей и предпринимательства при помощи изменения географического положения товаров и людей.

Транспорт создает полезное пространство. Это сила, освобождающая естественные, искусственные и трудовые ресурсы из мест, где они приносят мало пользы, и перемещая их в места, где польза может быть реализована полностью.

Транспорт — это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров.

С экономической точки  зрения транспорт является одним  из определяющих элементов производственно-коммерческого процесса. "Товар" в экономическом смысле не является полностью "готовым", пока он фактически не доставлен конечному потребителю, который должен его использовать.

Экономисты различают  два типа разрывов между производством и потребителями: во времени и в пространстве.

Разрыв во времени вытекает из того, что изготовленные сегодня товары могут потребоваться только завтра или через некоторое время. Этот разрыв устраняют, используя складирование, связанную с этим технику и оборудование, а также технологию защиты товаров от порчи.

Пространственный  разрыв обусловлен тем, что производство и потребители редко находятся в одном месте. Транспорт сам по себе является важным фактором создания все больших и больших разрывов между производством и потребителем. Парадоксальная особенность транспорта состоит в том, что средство, предназначенное для преодоления брешей между производством и потребителями, часто может способствовать расширению этих разрывов.

Транспорту свойственна  сильная зависимость от внешних  воздействий. По своей природе он связан с преодолением препятствий  и дальними маршрутами.

Транспорт во многих случаях выступает как  катализатор повышения уровня активности экономики. Связывая производство и потребителей, он позволяет расширить масштабы производства и потребления.

В условиях свободного предпринимательства  фирмы поддерживает транспорт только в том случае, если он прибылен. Только прибыль является стимулом предпринимательства. Любые капиталовложения должны обеспечить отдачу. Если этого не произойдет, капитал не будет возобновляться, когда существующее имущество морально износится или устареет физически.

В рыночных условиях транспорт всегда приносит прибыль. Монополизация транспорта делает его  сверхприбыльным.

Транспортно-логистические  системы потенциально не могут раскрыть все свои возможности, если не будут  разрешены комплексные транспортные проблемы вне их рамок. Реализация транспортно-логистических каналов по продвижению материальных потоков (материальных ресурсов на этапе заготовок, товарных потоков на этапе распределения и сбыта) практически невозможна без привлечения транспорта. Решение о выборе каналов продвижения материальных потоков в значительной степени зависит от элементов транспортной системы, участие которых предполагает выполнение в том или ином варианте комплекса транспортно-перемещающих работ.

Роль транспорта в макро- и макроэкономике очень велика. Большая часть логистических операций на пути продвижения материальных потоков от первичного источника гене-рации до конечного потребителя осуществляются с применением различных транспортных средств.

Актуальность  транспортных проблем подтверждается тем, что около 50% всех затрат на транспортировку связано с транспортными издержками.

Элементы прогресса транспортировки  образуют единую транспортную систему, которая является одной из важнейших подсистем макрологистических систем. Управление материальными потоками на региональном, национальном или межнациональном уровне является одним из основных направлений макроэкономической политики любого государства. Даже в слаборазвитых странах, где речь не идет о создании микрологистических систем, государство решение вопросов экономического развития начинает с создания определенной модели макрологистической системы, основными составляющими которой являются транспорт, связь, объекты инфраструктуры продвижения материальных потоков (дороги, терминалы, линии связи и т. д.).

Никакая экономика не может  прогрессивно развиваться, если не создана  эффективная функциональная модель транспортной системы. Таким образом, становится очевидным, что транспорт является не просто одним из элементов логистики, а основным средством, с помощью которого логистика, независимо от ее масштабов, прагматически выражается в существующей реальности.

По своей природе возникновение  транспортно-логистических процессов характеризуется в условиях рыночных отношений большой степенью неопределенности. Грузоотправители прибегают к услугам транспортных структур при возникновении определенной потребности. В то же время управляемость макро-и микрологистическими процессами предполагает, что перевозки должны так же планироваться (прогнозироваться), как и производство продукции. Транспорт становится интегрированной частью управления выпуском и реализацией товаров, так как процесс воспроизводства предполагает удовлетворение текущих потребностей покупателей. Развитие рыночных отношений стимулирует развитие процессов производства, а это ведет к мультипликационному возрастанию количества транспортных связей и ужесточению требований к его надежности.

Исходя из этого, в структуризации макрологистических систем приоритетное внимание уделяется транспорту, управление которым нередко выделяется в самостоятельный блок, получивший название транспортного обеспечения коммерческой деятельности. Транспортное обеспечения к.д. основывается на оптимальном сопряжении экономических интересов отправителя, генерирующего материальные потоки, получателя и комплекса транспорт-но-технических систем, объединяющего магистральный и производственный транспорт.

Одной из особенностей транспортного обеспечения к.д.  является кооперированное использование подвижного состава всех трех категорий участников процесса продвижения материальных потоков. Транспортно - логистический подход в создании и функционировании комплексных транспортных систем обусловливает организацию транспортно-перемещающих работ по совместимым технологиям, легко адаптируемым к конкретным динамичным условиям.

Локальные технологические  процессы, протекающие в макрологистических системах во всех ее звеньях, имеют  ряд особенностей, которые зависят  от рода груза, вида транспорта и его структуры, отраслевой характеристики, состояния элементов транспортного процесса. Для реализации целей, задач и функций логистики на этом уровне необходимо, чтобы разнородные  транспортные технологии могли быть объединены в единый технологический процесс объединяющими моментами, в котором должно быть соблюдение единых транспортно обеспечивающих  принципов (синергизма, комплексности, гибкости, целесообразности и др.) и единых требований.

Генеральной функцией транспортной логистики является управление материальными потоками по всей протяженности  транспортных каналов, от источника генерации до места назначения. Целью транспортной логистики является продвижение материальных потоков до получателя строго по графику в установленное время, с минимальными затратами для всех участников товародвижения.

Чтобы этого добиться, нужно  чтобы производственно-транспортные и транспортно-сбытовые процессы были сопряжены по максимуму параметров на основе интеграции снабжения, производства, транспорта, сбыта, потребления и информационной среды.

Реализация концепции  транспортного обеспечения на транспорте помогает найти рациональные решения  сложнейших социально-экономических задач в реальном режиме времени и на перспективу. Иначе говоря, когда, где и в каком объеме должны быть произведены ресурсы и куда доставлены для потребления. Ресурсы, образующие соответствующие потоки, представляют собой материалы, товарную продукцию, рабочую силу, информацию, денежные средства, а также энергоресурсы.

Однако следует заметить, что если методология логистики на практике не подкрепляется материально-технической базой, то предпринимаемые в этом направлении усилия будут малоэффективны.

Предметом транспортного обеспечения является совокупность задач, связанных с оптимизацией коммерческих потоковых процессов. Например:

♦  Оптимизация вида и  типа транспортных средств.

♦  Совмещение элементов  различных транспортных систем.

♦Комплексное планирование транспортно-складских и производственных процессов.

♦  Рационализация маршрутов  продвижения материальных (грузовых) потоков.

♦  Интеграция транспортных и складских процессов в единый технологический алгоритм и др.

В транспортном обеспечении  по назначению выделяют две основные категории транспорта:

1.  Транспорт общего  пользования. Это совокупность  отраслей сферы материального производства, которые обеспечивают потребности субъектов хозяйствования и населения в продукции транспорта.

Понятие "транспорт общего пользования" охватывает:

♦ железнодорожный транспорт;

♦ водный транспорт;

♦ автомобильный транспорт;

♦ воздушный транспорт;

♦ трубопроводный транспорт;

Продукция транспорта представляет собой перевозки грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает, в основном, сферу обращения и потребления. За данной категорией транспорта закрепилось также название магистральный транспорт.

2.  Производственный транспорт.  Это транспортные средства и обеспечивающие их функционирование инфраструктурные элементы, принадлежащие предприятиям, организациям и учреждениям не транспортного профиля. Роль производственного транспорта состоит в обеспечении связи его владельца с транспортом общего пользования. Связь осуществляется через транспортные средства, подъездные и технологические пути и т. д.

В связи с тем, что продукцией транспорта является не конкретная материальная вещь, а комплекс определенных действий под обобщающим названием — перевозки, в транспортной логистике всегда является актуальной проблема качества управления.

Комплексным критерием  качества управления логистическими процессами в сфере транспорта является степень рационализации совокупных перевозок. К сожалению, на практике разобщенность действий участников транспортных процессов приводит к появлению нерациональных грузовых перевозок.

Информация о работе Лекции по "Транспортное обеспечение коммерческой деятельности"