Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".
Транспортировка и экспедиция заказов. Могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
Сбор и доставка порожних товароносителей. Играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями.
Информационное обслуживание склада. Предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах). Информационное обслуживание охватывает:
Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания. Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупателей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением до продажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг:
так и послепродажных услуг:
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада
Первый вопрос, который рассматривается фирмой при решении вопроса обеспечения складской площади – владение складом. Основные альтернативы:
Критическим фактором экономичности собственного склада фирмы является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией. В таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и расширять перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.
Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низком объеме оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К такому выбору прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок. Такие склады не требуют инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства. Сокращаются финансовые риски от владения собственным складом, увеличивается гибкость использования складской площади, т.к. можно изменять арендованные складские мощности и сроки аренды.
Следующий вопрос, который решают компании при формировании складской сети – количество складов и схема их размещения. Малые и средние фирмы имеют, как правило, один склад. Для крупных фирм с большим национальным или международным рынком это вопрос является очень трудным. Применяется метод поиска компромисса и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта. Наиболее распространенные варианты размещения складской сети – централизованное и децентрализованное. Вопрос об увеличении числа складов связан с изменением затрат.
Территориальное размещение складов и их количество определяется мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта, концентрацией потребителей, расположением поставщиков и покупателей. Задача размещения и формирования складской сети, как и любая логистическая задача – оптимизационная, т.к. с одной стороны – строительство новых (покупка действующих) складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой – наряду с повышением уровня обслуживания потребителей необходимо сокращать издержки обращения за счет максимального приближения складов к клиентам.
При увеличении количества складов транспортные расходы уменьшаются, т.к. склады становятся ближе к потребителям, сокращается расстояние доставки, что приводит к уменьшению расходов. Стоимость складирования возрастает, т.к. расходы на эксплуатацию будут увеличиваться пропорционально числу складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, хранящихся на складе, и связанных с этим затрат. При максимальном приближении складов к потребителям появляется возможность более четко выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения их потребностей, что в итоге позволяет сократить расходы от упущенных продаж.
При
определении складских
Точность
в расчетах складского пространства
во многом зависит от правильного
прогноза спроса на продукцию данного
склада и определения необходимых
запасов в натуральном
При выборе места расположения склада оптимальным считается тот вариант, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов. Затраты на транспорт включают капиталовложения на развитие транспортной сети и расходы на транспортировку грузов. При увеличении мощности и размеров склада удельные капитальные затраты на 1 т грузооборота сокращаются, что говорит в пользу более крупных складов. Однако при этом будут увеличиваться транспортные расходы на доставку.
Рациональная организация технологических решений на складе требует выполнения следующих принципов:
Иногда резервы рациональной организации логистического процесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении освещения, организации рабочего места. В поиске резервов эффективности функционирования склада нет мелочей, все должно анализироваться, а результаты анализа использоваться для улучшения организации логистического процесса.
Тема 7.4. Кросс-докинг
Кросс-докинг (англ.: cross-docking от cross – напрямую и dock – док, причал, стыковка, соединение) – транзитное или сквозное складирование – технология и сам процесс приёмки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения. Чаще всего (и это классическая и наиболее распространенная схема кросс-докинга) при этом имеет место прямая перегрузка из одного транспортного средства в другое (иногда сопровождаемая одновременной перетаркой, пере-комплектованием и некоторыми другими возможными операциями с грузами и товарами). Кросс-докинг, таким образом, позволяет получить значительное сокращение издержек (затрат) на складское хранение, простои и порожний прогон транспорта и др.
При кросс-докинге отгрузка товара на склад и его последующая доставка получателю согласованы по времени таким образом, чтобы исключить хранение товара на складе. В результате партия продукции доставляется от поставщика (производителя) продавцу за максимально короткий срок. Фактически кросс-докинг – это прием и отправка товара напрямую внутри склада фактически без его размещения в зоне хранения, с использованием перегрузочных комплектующих платформ.
Не
все товары можно обрабатывать в
системе сквозного
Эти факторы должны быть определены для каждого товара путем анализа информации предыдущих периодов.
При
разработке программы сквозного
складирования важно в первую
очередь оценить имеющиеся
Для создании проекта кросс-докинга необходимы следующие элементы: