Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".

Работа содержит 1 файл

Логистика.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

      Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков  грузов на короткие расстояния. Это  связанно со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта  следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели  речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется  небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышения коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

      В России система автомагистралей  развита плохо, в связи с этим перевозки осуществляются на небольшие  расстояния, в основном, от крупных  населенных пунктов в более мелкие. Для сети автодорог характерно  радиальное расположение  с центрами в крупных  городах  и промышленных узлах, главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, которые расходятся от Москвы по двенадцати направлениям. Главные из них: Москва – Новгород – Санкт-Петербург; Москва – Смоленск – Минск; Москва – Симферополь; Москва – Нижний Новгород.

      В России плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием  составляет 29 километров на 1000 квадратных километров территории, в то время, как в США – 600 километров, в Великобритании и Франции – более 1500, в Японии – более 3000 километров на 1000 квадратных километров. В Китае, где еще десятилетие назад не была сформирована единая дорожная сеть, сегодня ее протяженность составляет 1,4 миллиона километров, скоростных автострад 16 тысяч километров (это третье место в мире). В Китае каждый сельский населенный пункт имеет подъезд с твердым покрытием, а в России около 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам, что приводит к сворачиванию сельскохозяйственного производства, оттоку населения из этих регионов.

      Материально-техническая  база автомобильного транспорта состоит из подвижного состава: автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы, автотранспортного предприятия и автомобильных дорог.

      Грузовые  автомобили различают по грузоподъемности: особо малой – до 0,5 т, малой – от 0,5 до 2 т, средней – от 5 до 15 т и особо большой – более 15т.

      Автомобили-тягачи – это автомобили, приспособленные для буксировки прицепов.

      Целесообразность  использования подвижного состава  того или иного типа определяется его эксплуатационно-техническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.

Типы  грузовых автомобилей (по грузоподъемности)

     1. Грузовики типа «Газель»: к автомобилям класса "Газель" можно отнести различные модели отечественных и импортных грузовиков. Грузовые отсеки этих автомобилей могут незначительно отличаться по габаритным размерам и, соответственно, объёмам. Объем  
9–11 куб.м. Грузоподъемность 1,5–1,7 т. Автомобили данного класса активно используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой дальности (до 500 км). Технические характеристики позволяют гарантировать достаточно высокую среднюю скорость (до 100 км/ч.) а компоновка кабины предусматривает место для одного, двух пассажиров (экспедиторов).

     2. Грузовики типа «Зил-Бычок»: объем 17 куб.м., грузоподъемность 3,5 т. Автомобили данного класса активно используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой и средней дальности (500 –700 км). Технические характеристики позволяют гарантировать достаточно высокую среднюю скорость (до 80 км/ч.). Небольшая нагрузка на ось позволяет этому автомобилю беспрепятственно ездить по территориям с ограничениями на въезд грузового автотранспорта.

     3. Грузовики грузоподъемностью 5 тонн: объем 14 –21 куб.м. Используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой и средней дальности (500 –700 км).

     4. Грузовики грузоподъемностью 1015 тонн (10-тонники): объем колеблется от 25 до 60 куб.м. в зависимости от типа грузового отсека. Грузовики данного класса активно используются на междугородних и международных направлениях. Обычно кабина оборудована спальным местом и предусматривает место для экспедитора. Современные модели 10-тонных грузовиков могут комплектоваться пневмоподвеской, что существенно улучшает плавность хода и обеспечивает лучшую сохранность легкобъющегося груза. Машины могут быть оборудованы лифтом.

     5. Евротент (еврофура) – условное понятие, обозначающее грузовой автомобиль с полуприцепом имеющим стандартные габаритные размеры (длина – 13,6 м, ширина – 2,45 м, высота – от 2,45 до 2,7 м). Объем евротента – 82 куб.м., грузоподъемность 20–22 т. В еврофуру вмещаются по ширине поставленные поперек 2 европоддона длиной 1200 мм каждый. 

      Показателями  эффективности подвижного состава могут быть себестоимость, производительность, энергоемкость, материалоемкость и др.

      Для осуществления перевозок грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП), – это транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами. Наряду с АТП существуют и гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские, автозаправочные станции.

      Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, одинаковую для всех видов транспорта.

      Грузовые  автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

  • отраслевому – перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;
  • размеру партий грузов – массовые и мелкопартионные перевозки. Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза. Крупная партия может быть равна номинальной грузоподъемности автомобиля q, но не меньше qγ (где γ – статический коэффициент использования грузоподъемности). Мелкопартионные перевозки – это называют небольшие партии груза (массой от 10 кг до qγ/2 , т);
  • территориальному признаку – городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки;
  • способу выполнения: местные – осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения – при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения – перевозки двумя или несколькими видами транспорта. Одной из форм перевозок смешанного сообщения являются комбинированные. При комбинированных перевозках груз передается с одного вида транспорта на другой без перегрузки. Это достигается, например, путем применения специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных платформах или на речных и морских судах;
  • времени освоения – постоянные, сезонные и временные перевозки. Постоянные осуществляются на протяжении всего года, сезонные – только в определенное время года, временные носят эпизодический характер;
  • организационному признаку – централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателям, и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза.
 

Типы  грузовых автомобилей, полуприцепов и прицепов (по функциям) 

Тент, полуприцеп

Предназначен  для перевозки большинства видов  грузов. Загрузка может производиться сверху, сбоку, сзади. Грузоподъемность: 20–25 тонн. Вместимость: 22–33 европаллета. Полезный объем: от 60–96 куб.м.

Рефрижератор, полуприцеп

Полуприцеп с холодильной установкой. Предназначен для перевозки скоропортящихся грузов. В грузовом отсеке от сохраняет температуру от +25 до -25°С. Грузоподъемность: 12–22 тонн. Полезный объем: 60–92 куб.м. Вместимость: 24–33 европаллета. "Евростандарт": 20 тонн, 82 куб.м, 32 паллета. Эксплуатация дороже обычных типов машин на 5–25%.

Автосцепка

Автомобиль  плюс прицеп. Преимущество: быстрая  погрузка/разгрузка и большой  полезный объем. Недостаток: не пригоден для перевозки длинномерных изделий. Грузоподъемность: 16–25 тонн. Полезный объем: 60–120 куб.м. Вместимость: 22–33 европаллета

"Jumbo"

Полуприцеп  повышенной вместимости. Достигается  за счет  
"Г"-образного пола и уменьшенного диаметра колес полуприцепа. Грузоподъемность: до 20 тонн. Полезный объем: 96–110 куб.м. Вместимость: 33 европаллета

Контейнеровоз

Пригоден  для перевозки контейнеров различных  видов. Грузоподъемность: 20–30 тонн.  

Автоцистерна

Предназначена для перевозки жидкостей. Грузоподъемность:  
12–22 тонн. Объем:8–40 куб.м.
 

Микроавтобус

Предназначен  для перевозки грузов малого объема и веса. Грузоподъемность: 1–3 тонн. Объем: 3–10 куб.м. Преимущества: низкая себестоимость перевозок, скорость доставки. 

Автовоз

Предназначен  для перевозки легковых автомобилей. Грузоподъемность: 20–25 тонн. Вместимость напрямую зависит от длины прицепа в среднем 8–10 автомобилей.

Зерновоз

Применяется для перевозки зерновых культур. Грузоподъемность: 12–22 тонн..

Самосвал

Применяется для перевозки песка и других сыпучих грузов. Грузоподъемность: 12–22 тонн.

 
 

Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция

     В практике оказания транспортных услуг  используются различные модели (способы) организации перевозки грузов, конечной целью которых при прочих равных условиях всегда является минимизация  совокупных транспортных расходов. В  зависимости от количества видов транспорта, участвующих в процессе перевозки одного и того же груза различают:

  • монотранспортную перевозку (одним видом транспорта)
  • комбинированную (смешанную) перевозку (несколькими видами транспорта)

     Мультимодальной (интермодальной) перевозкой называется перевозка, при которой управление перемещением грузовых мест из одного пункта в другой осуществляется из единого диспетчерского центра, что и дает фактическое основание предполагать возможность ответственности только одного лица за всю перевозку, при этом оформляется единый перевозочный документ. Ведь груз фактически может перемещаться на подвижном составе различных видов транспорта как последовательно, так и параллельно, а также и в комбинации этих приемов.

     Мультимодальной перевозке противопоставляется сегментированная, или раздельная, перевозка, при которой ответственность за осуществление перевозки несет фактический перевозчик.

     Для мультимодальных перевозок за пределы  страны (при осуществлении экспортно–импортных операций) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления грузов.

     В последние годы технология транспортировки, особенно для мультимодальных перевозок, связана с использованием в логистических  цепях грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.

     Одна  из причин широкого распространения  мультимодальных перевозок в  логистике – существенное снижение себестоимости транспортировки при комбинировании нескольких видов транспорта. Если говорить о факторах, препятствующих развитию мультимодальных перевозок, то серьезным барьером остаются многочисленные таможенные формальности, приводящие в ряде стран к незапланированным простоям, задержкам, дополнительным расходам.

     Наряду  с перевозчиком основным логистическим посредником в транспортировке является транспортно–экспедиторская фирма (экспедитор). Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента–грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Информация о работе Лекции по "Логистике"