Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".

Работа содержит 1 файл

Логистика.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

     Основная  цель транспортной логистики вытекает из общей цели логистики и заключается в обеспечении доставки товара до места назначения в нужное время и при условии минимизации расходов на транспортировку.

     К задачам транспортной логистики относят:

  • создание транспортных систем (цепей);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов;
  • выбор вида транспортного средства;
  • выбор типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

     Техническая сопряженность в транспортном комплексе  означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами. Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, сообщение без перегрузок.

     Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов. Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Точно так же более мощные виды транспорта – железнодорожный и водный – обходятся дешевле в расчете на единицу веса перевозимого груза, чем менее мощные – автомобильный и воздушный виды транспорта.

     Экономия  за счет масштабов  грузоперевозки возникает в силу того, что постоянный компонент транспортных расходов распределяется на весь груз, так что чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. В состав постоянных издержек входят административные расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку; затраты на простой транспортного средства под погрузкой-разгрузкой; затраты на оформление платежных документов и эксплуатационные расходы. Эти издержки считаются постоянными, так как их величина не зависит от размера грузовой отправки.

     Экономия  за счет дальности  маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Например, перевозка одного груза на расстояние 800 км обойдется дешевле, чем доставка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 400 км. Этот эффект также называют принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счет дальности перевозки возникает в силу тех же причин, что и экономия за счет масштабов перевозок. Постоянные издержки, связанные с погрузкой-выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути. Чем длиннее маршрут, тем на большее расстояние распределяются эти затраты, что ведет к сокращению транспортных расходов в расчете на единицу пути.

     Эти принципы необходимо учитывать при  оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания. Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств и максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки при обязательном удовлетворении всех сервисных ожиданий потребителей.

     Оптимум транспортных издержек должен быть таким, чтобы общие логистические издержки оставались минимальными. Достигается это путем установления баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания, критериями которого являются скорость и надежность перевозки. Надежность характеризуется частотой и продолжительностью перевозок, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повышать эффективность логистики.

     Транспорту  принадлежит особая роль в становлении  и развитии логистики в России. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, первыми увидели необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки. Крупные российские государственные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, грузораспределительные и логистические центры, системы информационно – компьютерной поддержки логистического сервиса. Тем не менее, потенциал логистики в транспортном комплексе используется недостаточно.

     Современные представления о транспортировке грузов в России стало существенно изменяться с развитием рыночных отношений - от транспорта как отрасли, приравненной к промышленным отраслям, до сферы услуг – транспортного сервиса. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают такие виды транспорта и способы транспортировки, которые обеспечивают наилучшее качество логистического сервиса. Транспортный сервис в современных условиях включает не только собственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое число экспедиторских, информационных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п.

     Поэтому транспортировку можно определить как ключевую логистическую функцию, связанную с перемещением продукции  транспортным средством (или средствами) по определенной технологии в цепи поставок, и состоящую из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страховании рисков, таможенными процедуры и т.п.

     Время транспортировки груза зависит от:

  • расстояния перевозки;
  • скорости транспортировки;
  • времени перевалки (время на погрузочно-разгрузочные работы).

     Время перевалки зависит от многих факторов, в частности, от количества перевозимого груза, способа перевозки груза (контейнерные перевозки минимизируют время перевалки) и производительности погрузочно-разгрузочных механизмов.

     Время транспортировки любым видом  транспорта определяется по следующей формуле:

T = S/V + Tn,

где T – время транспортировки,

    S – расстояние,

    V – скорость перевозки,

    Tn – время для погрузочно-разгрузочных работ.

Тема 6.2. Виды транспорта

     Транспорт представляет собой систему, которая  состоит из магистрального транспорта, удовлетворяющего потребности отраслей и населения в перевозках грузов и пассажиров (железнодорожный транспорт, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный) и внутрипроизводственного транспорта (транспорта компаний).

     В России развитая сеть железных дорог. Основными преимуществами железнодорожного транспорта являются масштабность перевозок (высокая пропускная способность), высокая грузоподъемность и невысокая себестоимость перевозок. К недостаткам можно отнести низкую маневренность перемещения груза, невысокую скорость перевозки.

     Груз  разгружается на станции, затем на автомобилях  доставляется к покупателю, что приводит к увеличению общих сроков доставки груза и к возникновению дополнительных затрат по сравнению с прямыми затратами на железнодорожную перевозку. Из такого рода проблем возникают логистические задачи для участника рынка, цель которых – снижение общего размера транспортных расходов и/или сокращение совокупного времени на доставку груза покупателю.

     Наибольшая  экономическая целесообразность железнодорожных  перевозок возникает при наличии  у получателя собственных подъездных  путей, когда груз доставляется прямо на склад. Обычно это добывающие отрасли, металлургия, производство удобрений. Основными грузами, перевозимыми по железной дороге, являются насыпные (песок, щебень, уголь) и наливные грузы.

     Автомобильный транспорт обеспечивает маневренность в обмен на относительно высокую стоимость в расчете на единицу груза. Автомобильный транспорт имеет широчайшее распространение, так как только при помощи автомобилей можно механизировать процесс доставки груза до любого потребителя. В нашей стране сеть автомобильных дорог развита слабо, отсутствует необходимая инфраструктура, качество дорожного покрытия низкое. В связи с этим автомобильные перевозки используются, в основном, на короткие расстояния (до 300 км). К преимуществам автомобильного транспорта можно также отнести альтернативность (большое разнообразие типов транспортных средств), высокую скорость доставки и небольшие капиталовложения в освоение грузооборота.

     Водный  транспорт подразделяется на морской и речной. Морской транспорт обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки. Данный вид транспортировки является наиболее дешевым в расчете на единицу перевозимого груза. Морское судно обеспечивает очень высокую грузоподъемность и возможность перевозить грузы всех типов. Недостатком морского транспорта являются невысокая скорость перевозки и зависимость от портового хозяйства.

     Речной  транспорт также обеспечивает невысокую  себестоимость перевозок, но его  использование ограничено естественными  географическими условиями. К тому же, речной транспорт используется только сезонно, в период навигации.

     Высокая скорость перемещения грузов, обеспечиваемая воздушным транспортом, достигается за счет огромного расхода энергии в расчете на единицу груза, что приводит к резкому удорожанию процесса перевозки единицы груза в расчете на единицу расстояния. Авиационный транспорт – самый дорогой грузовой транспорт. Воздушный транспорт обеспечивает высокую скорость перевозки в обмен на ее высокую стоимость. Экономическая целесообразность использования авиаперевозок возникает при транспортировке скоропортящихся грузов, а также при доставке грузов в районы, не связанные с остальной частью страны автомобильными и железными дорогами.

     Особенностью  трубопроводного транспорта является тот факт, что перемещается сам груз, а не его транспортный носитель. Трубопроводы – транспортное устройство, позволяющее перемещать определенный вид грузов (нефть, газ) на очень большие расстояния – от места добычи до места потребления. Преимущества: масштабность и дешевизна, но в силу своих технических особенностей трубопроводный транспорт предназначен лишь для небольшой группы грузов (жидкости, газы).

     Каждый  из перечисленных выше видов транспорта имеет свою материально-техническую  базу, документацию и технико-экономические  показатели работы.

Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта

     Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании экономики страны. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на долю железных дорог приходится около 50% грузооборота всех видов транспорта страны.

     В период с 1995 по 2010 год средний годовой  грузооборот железнодорожного транспорта составлял 700–1200 млн. тонн грузов. На втором месте по объемам перевозок трубопроводный транспорт, который перевозит в среднем на 10–15% меньше, чем железнодорожный. На третьем месте автомобильный транспорт с грузооборотом 500–1000 млн. тонн в год.

     Основной  сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки насыпных и наливных грузов. Основными грузами, перевозимыми по железной дороге в России, являются уголь, лес, руда, строительные материалы, нефтепродукты.

     Технико-экономические  особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:

  • возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов – осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);
  • массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;
  • универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов с относительно большой скоростью
  • регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
  • возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;
  • сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

Информация о работе Лекции по "Логистике"