Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике"
4. Понятие как
форма мышления. Содержание и
объем понятий. Закон
Понятие — это форма мышления, в кот. отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Признаки-это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.
Содержанием понятия наз. мыслимая в понятии совокупность существенных признаков предмета. С.п. квадрат является совокупность 2-х существенных признаков: быть прямоугольником и иметь равные стороны.
Совокупность предметов, мыслимая в понятии, называется объемом понятия. Под понятием школьник подразумевается множество всех школьников, кот. существуют сейчас, ранее и будут существовать. Объем понятия составляет логический класс, или множество. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество.Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) является отношением включения и выражается при помощи символа С: А С В. Это выражение читается: А является подклассом В. Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса - это предмет, входящий в данный класс. Отношение элемента к классу выражается при помощи символа : є: Ає В (А является элементом класса В). Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.
Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, наз. универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). У.кл. обусловлен предметной областью, т. е. множеством предметов, относящихся к какой-либо определенной сфере научной или практической деятельности. Границы предметной области относительны, они могут охватывать как все предметы материального или идеального мира, так и его отдельные части.
Если класс состоит из одного элемента, это единичный класс (например, планета Юпитер); класс, который не содержит ни одного элемента, наз. нулевым (пустым) классом (например, вечный двигатель). Число элементов пустого класса равно нулю.К нулевым (пустым) классам относятся логически противоречивые понятия, включающие в свое содержание несовместимые признаки. К ним относятся: "круглый квадрат", "горячий лед", "родной сын бездетной матери" и т. п. Это логически пустые понятия. Иногда выделяют фактически пустые понятия. К ним относят классы, объем которых составляют предметы, не существующие в реальном мире: черт, леший, Баба Яга. Однако, являясь пустыми для предметной области реальных предметов, они не могут рассматриваться как пустые в предметной области сказок. Не являются пустыми многие научные абстракции, наделенные признаками, которые не существуют и не могут существовать в действительности: идеальный газ, абсолютно твердое тело, плоскость, линия, точка и многие другие понятия, имеющие важное значение для науки.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия : Чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот.