Русское купечество как класс. На примере пьес Островского

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка всесторонне рассмотреть эволюцию купца в произведениях Островского.
Цель работы — проанализировать образ купца на примере пьес А. Н. Островского (с 1840-ых гг. до конца XIX века).
Задачи:
изучение истории купеческого сословия через анализ исторических и публицистических источников, имеющих отношение к описанию быта, деятельности, системы ценностей купеческого сословия;
проанализировать эволюцию образа купца в русской литературе в первой трети XIX века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
I глава. Русское купечество как класс………………………………………..5
II глава. Образ купца в пьесах А.Н. Островского………………………….15
2.1. Образ купца в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся»………….15
2.2. Тип «нового» купца в пьесе Островского «Бесприданница» ………..29
2.3. Новаторство Островского в изображении купеческого сословия……38
Заключение……………………………………………………………………41
Библиография…………………………………………………………………45
Примечания…………………………………………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

     Во-первых, анализ пьес «Свои люди — сочтемся!» представил нам картину купеческой семьи, в которой отразились самые яркие тенденции в развитии купечества той эпохи. Уже само название пьесы обращает нас к теме семейственности и к теме денег. И в «Бесприданнице»главный конфликт пьесы  определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег.

     Во-вторых, у Островского использованы говорящие фамилии, иногда за героя все говорит его фамилия. Например, в имени приказчика Лазаря Елизаровича Подхалюзина можно услышать: подлиза, подхалим, юлить, лебязить. Это не случайно, ведь в действительности он не умеет правильно оценить реальность, в людях ценит лишь похвалу в свой адрес. Имя и отчество Аграфены Кондратьевны указывает на происхождение из крестьян. А имя и фамилия главного героя Самсон Силыч Большов, говорят сами за себя, так как в них передана оценка героя окружающей средой, соответствующая и его самооценке. Имя прочитывается буквально как Богатырь – Большая Сила.

     В-третьих, в данных пьесах рассматривается  внутренний мир героя. Купцы –  люди, которые способны пренебрегать другими, считая себя исключительными. К своим слугам, Фоминишне и Тишке относятся в доме сверху вниз, хотя Большовы еще недавно были такими же крестьянами, как они. «Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкой», — говорит Липочка, ощущая свое безусловное превосходство.

       От образов купцов — Кнурова и Вожеватова — веет спокойствием и невозмутимостью. По преимуществу они скучают. Занимают их лишь расчеты прибыли. Даже присутствие при человеческой драме не лишает их этого спокойствия. Они и в этой ситуации способны решать сердечные дела жребием, торгом.

     В–четвертых, характер героев мы можем проследить через их речь, например:

     Аграфена  Кондратьевна: «Что,  что,  беспутная!  Кто вбил  в тебя такие скверности! Владыка милосердый, не  могу с духом собраться... Ах ты, собачий огрызок»! Липочка: «Видимый резон, что не  хотите  моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранничать».  Таким образом, проанализировав их речь, мы можем сказать что перед нами  малообразованные люди.

     В–пятых, через семейный конфликт автор высвечивает  отсутствие всякой нравственности в отношении друг  к другу. Отсутствие уважения и любви. Например: Липочка просто и откровенно заявляет матери: «Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!»;  «Как же! Позволю я над собой командовать! Вот еще новости!». Саимсон Силыч Большов:  «На что ж я и отец, коли не приказывать?  Даром. Что ли, я её кормил? <…> А не сядешь, так насильно посажу и заставлю жеманиться. <…> Велю, так и за дворника выдешь!», «Да, очень  мне  нужно  слушать вашу фанаберию. Захотел выдать дочь  за приказчика, и поставлю на своем, и разговаривать не смей; я и знать никого не хочу».              

     В–шестых, человек в купеческой среде лишь «вещь». Предмет купли – продажи. Большов уверенно заявляет относительно своей дочери: «За кого велю, за того, и пойдет, мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Явным предметом купли – продажи становится и Лариса Огудалова: «Каждая вещь должна иметь хозяина», «Каждой вещи своя цена есть…». Паратов: «Что такое "жаль", этого я не знаю.  У  меня,  Мокий  Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что  угодно».

В-седьмых, можно увидеть эволюцию образа купца. Если же в пьесе «Свои люди - сочтемся»  мы видим портрет купца образца 1946-49 годов. С присущими людям этого сословия азартом в получении прибыли, примитивно понимаемой религиозностью, самодурством, наивностью. Они необразованны, глупы, невежественны, грубы. Поэтому купцы не в состоянии подниматься над деньгами и размышлять моральными категориями. Купеческий класс в «Бесприданнице» мало напоминает тех, с которыми драматург знакомил нас в пьесе «Свои люди - сочтемся»: в них нет и следа патриархальной грубости. Они – владельцы пароходных компаний, носят европейские костюмы, живут последними новостями парижских газет. Однако их подражание традициям Европы не меняет их внутренней сущности.

     

    К сожалению, после Островского, ушедшего из жизни в 1886 г., русская литература не занималась столь внимательно  судьбою торгово-предпринимательского сословия. Появлялись отдельные образы у Чехова, Горького и других писателей, но они носили второстепенный характер. Литературу больше интересовали не слияние сословий, а революционные катаклизмы. После 1917 г. купечество растворилось, как и все прочие сословия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Русское купечество как класс. На примере пьес Островского