Русское купечество как класс. На примере пьес Островского

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка всесторонне рассмотреть эволюцию купца в произведениях Островского.
Цель работы — проанализировать образ купца на примере пьес А. Н. Островского (с 1840-ых гг. до конца XIX века).
Задачи:
изучение истории купеческого сословия через анализ исторических и публицистических источников, имеющих отношение к описанию быта, деятельности, системы ценностей купеческого сословия;
проанализировать эволюцию образа купца в русской литературе в первой трети XIX века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
I глава. Русское купечество как класс………………………………………..5
II глава. Образ купца в пьесах А.Н. Островского………………………….15
2.1. Образ купца в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся»………….15
2.2. Тип «нового» купца в пьесе Островского «Бесприданница» ………..29
2.3. Новаторство Островского в изображении купеческого сословия……38
Заключение……………………………………………………………………41
Библиография…………………………………………………………………45
Примечания…………………………………………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

 Большов  все понимает, да и унижаться сил уж больше нет: «Уж я вижу, что дело-то  кончено. Сама себя раба  бьет, коли  не чисто  жнет! Ты уж  не плати за  меня ничего: пусть что хотят со мной, то и делают. Прощайте, пора мне! Прощай,  дочка».  «Прощайте,  Алимпияда Самсоновна!  Ну,  вот вы теперь  будете богаты,  заживете  по-барски. По гуляньям это, по балам дьявола тешить! А не забудьте вы, Алимпияда Самсоновна, что есть клетки с железными решетками, сидят там бедные - заключенные.  Не забудьте  нас, бедных-заключенных. (Уходит с Аграфеной Кондратьевной.) [9. с. 78]

              Автор с присущим ему юмором  описывает купеческую среду со  своими привычками и стремлениями. Через семейный конфликт автор  высвечивает отсутствие всякой  нравственности в отношении друг  к другу, отсутствие уважения и любви. Человек в купеческой среде лишь «вещь», предмет купли – продажи.

            Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен. Он превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно: «Вы,  тятенька,  извольте  рассудить:  нынче  без  капитала нельзя-с, без капитала-то немного наторгуешь», «Прощайте, тятенька! Бог милостив - как-нибудь обойдется»!, «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с,-- это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно  быть, во сне  приснилось. А  вот  мы магазинчик  открываем,  милости  просим! Малого ребенка пришлете  - в луковице не обочтем». [9. с. 78]

      Таким образом, мы видим, что Подхалюзин эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Большову, он является продолжателем его рода.  Лазарь Елизарыч не видел других образцов, тонкости этикета ему не знакомы. Он, как и Большов, ищет лишь материальное благополучие.

                              В пьесе «Свои люди — сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в той или иной ситуации. Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.

      Подхалюзин  является еще большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж: «Хорошо,  как  даст-с!  А  как  дать-то  нечего?  Вы дел-то тятенькиных не  знаете,  а я их  очен-но  хорошо  знаю:  тятенька-то  ваш банкрут-с»; «У нас,  слава богу,  денег-то побольше, чем у какого Благородного»;  «А если за меня-то  вы,  Алимпняда Самсоновна, выйдете-с, так первое слово: вы и дома-то будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости али в театр-с -- окромя бархатных, и надевать  не  станем.  В рассуждении шляпок или салопов --  не будем смотреть  на разные дворянские приличия,  а наденем какую чудней! Лошадей заведем орловских. (Молчание.) Если вы насчет физиономии сумневаетесь, так  это, как вам будет угодно-с, мы  также и  фрак наденем  да бороду обреем, либо так подстрижем, по  моде-с, это  для нас все одно-с». [9. с. 36]

        Это как бы «новый» Большов,  еще более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным: «Эх, житье,  житье! Вот чем свет тут ты полы мети! А  мое ли дело полы мести!», «а то вот... всякая шваль над тобой командует. Вот она жисть-то какая анафемская! А уж это чтобы урваться  когда из  дому,  с приятелями  в  три  листика,  али  в  пристенок сразиться -- и не думай лучше! Да уж и в голове-то, правда, не то!»,(Лезет на стул коленками и смотрит в зеркало.) «Здравствуйте, Тихон Савостьяныч! Как вы поживаете? Все  ли вы  слава богу?  А  ну,  Тишка, выкинь  коленце»! (Делает гримасу.) «Вот оно что»!(Другую.) «Эвось оно как...» (Хохочет).  [9. с. 40]

      Островский  показывает нам эволюцию образа купца. Поэтому, давая оценку купцу Большову, а в его лице и всему купечеству образца 1846-1849 гг., мы должны понимать, что его моральный облик результат не сознательного выбора, а неосознанного подчинения поведенческому стереотипу. Он искренне уверен, что не совершает ничего предосудительного. Деньги изменили его внешний облик, жилище. Дали ему возможность иметь прислугу и тем самым в корне изменить свой быт в сторону комфорта. Деньги позволили обучать дочь модным штучкам, вроде танцев, фортепиано, покупать ей ворох модных платьев. Но деньги не поколебали его нравственных устоев, потому что моральный облик может меняться лишь в результате серьезной внутренней работы над собой. Большов на это не способен. Он слишком необразован, невежествен для этого. Он не умеет мыслить никакими категориями, кроме выгоды. Он набожен, но эта набожность — примитивное понимание религии и церкви как способа и места замаливания грехов. Представление этой среды об истиной христианстве наглядно выразила Фоминишна в разговоре с Липочкой: «Да на что тебе дались эти благородные? Что в них за особенный с вкус»?   [9. с. 49]

    Итак, в пьесе «Свои люди — сочтемся!» мы видим портрет купца образца 1946-49 годов. С присущими людям этого сословия азартом в получении прибыли, примитивно понимаемой религиозностью, самодурством, наивностью. Эти качества обусловлены его невежеством: он совершенно не в состоянии подниматься над деньгами и размышлять моральными категориями. Расчет, а еще больше азарт, подталкивают его к одной преступной авантюре  — посчитаться со всеми кредиторами. Но поверенные  в его делах Подхалюзин и Рисположенский находят свой расчет и, не задумываясь, предают Большова. Все они стоят друг друга — живут расчетом и не останавливаются перед преступлением, они — свои люди. И они сочлись — одно моральное преступление потянуло цепочку других.

    Итак, не выходя за рамки семейно –  бытового конфликта, сосредоточась на нравственной проблематике, Островский   обнажает социальной «лицо» тогдашней жизни. В семье, как в капле воды, отражается вся сложность, неустроенность, непутевость русской жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТИП «НОВОГО»  КУПЦА В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА».

    В «Бесприданнице», представляющей собой  вершину  позднего творчества Островского, представлена, по словам Л. М. Лотман, «тщательная разработка всех оттенков сложной психологии представителя среднего слоя общества, его внутренних противоречий <…> Писатель как будто рассматривает этого героя с более близкого расстояния, видит его более «крупным планом, чем прежде». [10. с. 149]

      Действие  драмы А.Н.Островского «Бесприданница»  происходит в 70-е годы XIX века в большом городе Бряхимове, на Волге. Писатель показывает, как в дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия молодой девушки, живущей по законам «горячего сердца». Это было время торжества разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности

   Здесь затронута проблематика  предшествующих лет, изображен мир предпринимателей. Однако другим стал «мир купцов» - это уже не то «темное царство», где умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей. Изменяется манера их поведения, но неизменным остаются законы человеческих отношений. Кнуров, Вожеватов, Дикой, Кабанова: думается, имеют приличное образование, а потому, вероятно, и состояние. Кнуров в начале пьесы читает газету, да не какую – нибудь, а французскую. Это даже и не снилось темным торгашам из «Грозы». Вообще образованные купцы у Островского – редкость, а идеальные отсутствуют вовсе. Те же Кнуров и Вожеватов, пользуясь своим богатством и властью, разыгрывают в «орлянку» судьбу Ларисы Огудаловой, решают (без ее ведома), кто из них возьмет ее на ярмарку. В «Грозе» же читатель встречает несколько утрированные портреты купцов, изуродованных наличием власти (Кабанова и Дикой). Таковы, в основном, у Островского купцы. Купцы у Островского не идиализированы, несмотря на то, что он подчеркивает ряд их положительных качеств. Они подвергаются осуждению, так как их главная цель жизни – деньги. Если их не хватает (конечно, относительно), то все заботы купеческие заключаются в том, где и как их достать (эти вопросы обычно разрешаются в пользу какого – либо обмана).  Если же денег много, то, в принципе, цель не меняется, что говорит о жадности, да к тому же, добавляется еще и забота о том, как уберечь это богатство. Тем и живут купцы: недоплачивают служащим, выдают (продают) дочерей выгодно замуж, обсчитывают покупателей. Объединяет их лишь то, как это ни парадоксально звучит,  что каждый выступает за себя, преследуют личную выгоду во всем; в этом  их своеобразный уклад.

          Несмотря на весь этот мрак, практически в каждой пьесе из глубины вырывается «светлый луч» (по выражению Добролюбова), предвещающий скорое окончание царства тьмы.

      Для нас важно понять образ купца. Исходя из этого, мы обратимся к их образам. Драма начинается в праздник, и из первых реплик персонажей зритель узнает, что в такие дни времяпрепровождение рядовых бряхимовцев состоит из посещения обедни, сытной трапезы, семичасового «отдыха» и чаепития «до третьей тоски». Купеческая же аристократия развлекается моционом и питьем шампанского под видом чая. Богачи скучают и лишь появление Паратова заставляет их встряхнуться. О появлении Паратова возвещает пушечный выстрел. Еще с XVIII века вельможи сопровождали свои бурные развлечения пушечными выстрелами. Паратов — «барин», дворянин, и эта пушка публичное напоминание о его барстве. Для купцов же, во всем хотевших походить на дворян, это признак почета, значительности лица. Еще один признак вельможества — наличие рядом шута, купленного Паратовым актера Счастливцева по прозвищу Робинзон, которого он широким жестом, как вещь, по старой барской привычке одалживает Вожеватову.

      Паратов приезжает в Бряхимово красиво  и с размахом отпраздновать расставание  со своей свободой, которую он продал за несколько миллионов приданого. Праздник, шум, залихватская барская щедрость словно выливаются на городскую набережную с его приездом. Заскучавшие купцы вливаются в компанию Сергея Сергеича. Сегодня они люди одного круга: купеческие деньги и необходимость дворянина заниматься предпринимательством уравняли их. Но память о недавней сословной разобщенности глубоко сидит в них. Качества блестящего барина достигаются без стараний и денег самого Паратова. Это проявляется в сцене его встречи, тщательно заранее подготовленной.

      У него нет никаких ценностей, нет  сострадания к другим, вся выгода заключается лишь в деньгах: «Что такое "жаль", этого я не знаю.  У  меня,  Мокий  Парменыч,ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что  угодно.  А  теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты;  Я  женюсь  на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.», «Но достается оно мне не дешево: я должен  проститься  с моей свободой,  с моей  веселой жизнью;  поэтому надо  постараться как можно повеселей провести последние дни». [9. с. 88] Паратов действительно ни от кого не зависит. Люди для него лишь игрушки, хотя он и ведёт себя с ними довольно хорошо. Тем не менее, он бессердечен и это проявляется в том, что когда он проплывал мимо острова и решил взять с собой человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актёр, который бы развлекал его в дальнейшем путешествии.

«Но ты  не  по  времени  горд. Применяйся  к  обстоятельствам,  бедный   друг   мой!   Время   просвещенных покровителей, время меценатов прошло;  теперь  торжество  буржуазии,  теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век.  Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в  бочке  с  горы,  для  собственного удовольствия, прокатят - на какого Медичиса нападешь» - по этим словам мы можем узнать об эпохе, о его отношении к ней. [9. с. 89]

        Солидные купцы осуждают театральное  поведение Паратова. Видя в нем  демонстрацию своего наследного  барства: «Чего другого, а шику  довольно». [9. с. 74] Характер Паратова противоречив, он воплощение переломной эпохи слияния сословий. Дворянин, вынужденный заняться предпринимательством, он должен стать «своим человеком» среди купцов. Он должен разделить их вкусы и удовольствия,  их «коммерческий» взгляд на жизненные ценности. Внешне он достаточно легко вписывается в эту систему, однако слова о «торжестве буржуазии» и грядущем «золотом веке» все-таки звучат из его уст пародийно.

     Одновременно  с этим дворянские традиции диктуют  ему необходимость «барского  поведения», которое утвердилось в сознании обывателей, как идеал: он проявляет щедрость, открытость, ведет себя с уверенной непринужденностью человека, принадлежащего к избранному кругу. Именно поэтому Лариса не допускает сравнения Паратова с кем бы то ни было. Она говорит Карандышеву: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». [9. с. 87]

     Для Ларисы Паратов  идеал, но при этом и жертва времени, так как должен постоянно догонять купцов в умении приумножать капиталы (даже ценою женитьбы на деньгах). Он не может забыть своего дворянского происхождения и вынужден мириться с внутренним дискомфортом в обществе купцов и чиновников. Его вынужденное поведение «и вашим и нашим» не может сделать его счастливым. Втягиваясь в эту жизнь, Паратов постепенно утрачивает дворянские понятия благородства и чести. Ход истории не остановить и такие, как он, никогда не смогут вернуться в золотой век дворянства. Это Островский показывает наглядно: колебания между любовью и деньгами у него сиюминутны и разрешаются в пользу денег, а символ ушедшей дворянской эпохи — благородная Лариса — погибает, унося в могилу невозвратный идеал мужчины-дворянина.

      Таким образом, можно сказать что Паратов - богатый человек, живущий ради наживы, другими словами, его главной  целью является получение прибыли. Он следит за своим внешним видом, общительный человек, с барской  речью, иногда он говорит поговорками. Ему очень важна свобода личности, он бессердечен. Еще один представитель «купеческого сословия», изменилось лишь время, а чувства и поступки остались прежними.   

Информация о работе Русское купечество как класс. На примере пьес Островского