Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка всесторонне рассмотреть эволюцию купца в произведениях Островского.
Цель работы — проанализировать образ купца на примере пьес А. Н. Островского (с 1840-ых гг. до конца XIX века).
Задачи:
изучение истории купеческого сословия через анализ исторических и публицистических источников, имеющих отношение к описанию быта, деятельности, системы ценностей купеческого сословия;
проанализировать эволюцию образа купца в русской литературе в первой трети XIX века.
Введение………………………………………………………………………..2
I глава. Русское купечество как класс………………………………………..5
II глава. Образ купца в пьесах А.Н. Островского………………………….15
2.1. Образ купца в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся»………….15
2.2. Тип «нового» купца в пьесе Островского «Бесприданница» ………..29
2.3. Новаторство Островского в изображении купеческого сословия……38
Заключение……………………………………………………………………41
Библиография…………………………………………………………………45
Примечания…………………………………………
Большов все понимает, да и унижаться сил уж больше нет: «Уж я вижу, что дело-то кончено. Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет! Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят со мной, то и делают. Прощайте, пора мне! Прощай, дочка». «Прощайте, Алимпияда Самсоновна! Ну, вот вы теперь будете богаты, заживете по-барски. По гуляньям это, по балам дьявола тешить! А не забудьте вы, Алимпияда Самсоновна, что есть клетки с железными решетками, сидят там бедные - заключенные. Не забудьте нас, бедных-заключенных. (Уходит с Аграфеной Кондратьевной.) [9. с. 78]
Автор с присущим ему юмором
описывает купеческую среду со
своими привычками и
Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен. Он превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно: «Вы, тятенька, извольте рассудить: нынче без капитала нельзя-с, без капитала-то немного наторгуешь», «Прощайте, тятенька! Бог милостив - как-нибудь обойдется»!, «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с,-- это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем, милости просим! Малого ребенка пришлете - в луковице не обочтем». [9. с. 78]
Таким образом, мы видим, что Подхалюзин эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Большову, он является продолжателем его рода. Лазарь Елизарыч не видел других образцов, тонкости этикета ему не знакомы. Он, как и Большов, ищет лишь материальное благополучие.
В пьесе «Свои люди — сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в той или иной ситуации. Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
Подхалюзин является еще большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж: «Хорошо, как даст-с! А как дать-то нечего? Вы дел-то тятенькиных не знаете, а я их очен-но хорошо знаю: тятенька-то ваш банкрут-с»; «У нас, слава богу, денег-то побольше, чем у какого Благородного»; «А если за меня-то вы, Алимпняда Самсоновна, выйдете-с, так первое слово: вы и дома-то будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости али в театр-с -- окромя бархатных, и надевать не станем. В рассуждении шляпок или салопов -- не будем смотреть на разные дворянские приличия, а наденем какую чудней! Лошадей заведем орловских. (Молчание.) Если вы насчет физиономии сумневаетесь, так это, как вам будет угодно-с, мы также и фрак наденем да бороду обреем, либо так подстрижем, по моде-с, это для нас все одно-с». [9. с. 36]
Это как бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным: «Эх, житье, житье! Вот чем свет тут ты полы мети! А мое ли дело полы мести!», «а то вот... всякая шваль над тобой командует. Вот она жисть-то какая анафемская! А уж это чтобы урваться когда из дому, с приятелями в три листика, али в пристенок сразиться -- и не думай лучше! Да уж и в голове-то, правда, не то!»,(Лезет на стул коленками и смотрит в зеркало.) «Здравствуйте, Тихон Савостьяныч! Как вы поживаете? Все ли вы слава богу? А ну, Тишка, выкинь коленце»! (Делает гримасу.) «Вот оно что»!(Другую.) «Эвось оно как...» (Хохочет). [9. с. 40]
Островский показывает нам эволюцию образа купца. Поэтому, давая оценку купцу Большову, а в его лице и всему купечеству образца 1846-1849 гг., мы должны понимать, что его моральный облик результат не сознательного выбора, а неосознанного подчинения поведенческому стереотипу. Он искренне уверен, что не совершает ничего предосудительного. Деньги изменили его внешний облик, жилище. Дали ему возможность иметь прислугу и тем самым в корне изменить свой быт в сторону комфорта. Деньги позволили обучать дочь модным штучкам, вроде танцев, фортепиано, покупать ей ворох модных платьев. Но деньги не поколебали его нравственных устоев, потому что моральный облик может меняться лишь в результате серьезной внутренней работы над собой. Большов на это не способен. Он слишком необразован, невежествен для этого. Он не умеет мыслить никакими категориями, кроме выгоды. Он набожен, но эта набожность — примитивное понимание религии и церкви как способа и места замаливания грехов. Представление этой среды об истиной христианстве наглядно выразила Фоминишна в разговоре с Липочкой: «Да на что тебе дались эти благородные? Что в них за особенный с вкус»? [9. с. 49]
Итак, в пьесе «Свои люди — сочтемся!» мы видим портрет купца образца 1946-49 годов. С присущими людям этого сословия азартом в получении прибыли, примитивно понимаемой религиозностью, самодурством, наивностью. Эти качества обусловлены его невежеством: он совершенно не в состоянии подниматься над деньгами и размышлять моральными категориями. Расчет, а еще больше азарт, подталкивают его к одной преступной авантюре — посчитаться со всеми кредиторами. Но поверенные в его делах Подхалюзин и Рисположенский находят свой расчет и, не задумываясь, предают Большова. Все они стоят друг друга — живут расчетом и не останавливаются перед преступлением, они — свои люди. И они сочлись — одно моральное преступление потянуло цепочку других.
Итак,
не выходя за рамки семейно –
бытового конфликта, сосредоточась на
нравственной проблематике, Островский
обнажает социальной «лицо» тогдашней
жизни. В семье, как в капле воды, отражается
вся сложность, неустроенность, непутевость
русской жизни.
ТИП «НОВОГО» КУПЦА В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА».
В «Бесприданнице», представляющей собой вершину позднего творчества Островского, представлена, по словам Л. М. Лотман, «тщательная разработка всех оттенков сложной психологии представителя среднего слоя общества, его внутренних противоречий <…> Писатель как будто рассматривает этого героя с более близкого расстояния, видит его более «крупным планом, чем прежде». [10. с. 149]
Действие
драмы А.Н.Островского «
Здесь затронута проблематика предшествующих лет, изображен мир предпринимателей. Однако другим стал «мир купцов» - это уже не то «темное царство», где умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей. Изменяется манера их поведения, но неизменным остаются законы человеческих отношений. Кнуров, Вожеватов, Дикой, Кабанова: думается, имеют приличное образование, а потому, вероятно, и состояние. Кнуров в начале пьесы читает газету, да не какую – нибудь, а французскую. Это даже и не снилось темным торгашам из «Грозы». Вообще образованные купцы у Островского – редкость, а идеальные отсутствуют вовсе. Те же Кнуров и Вожеватов, пользуясь своим богатством и властью, разыгрывают в «орлянку» судьбу Ларисы Огудаловой, решают (без ее ведома), кто из них возьмет ее на ярмарку. В «Грозе» же читатель встречает несколько утрированные портреты купцов, изуродованных наличием власти (Кабанова и Дикой). Таковы, в основном, у Островского купцы. Купцы у Островского не идиализированы, несмотря на то, что он подчеркивает ряд их положительных качеств. Они подвергаются осуждению, так как их главная цель жизни – деньги. Если их не хватает (конечно, относительно), то все заботы купеческие заключаются в том, где и как их достать (эти вопросы обычно разрешаются в пользу какого – либо обмана). Если же денег много, то, в принципе, цель не меняется, что говорит о жадности, да к тому же, добавляется еще и забота о том, как уберечь это богатство. Тем и живут купцы: недоплачивают служащим, выдают (продают) дочерей выгодно замуж, обсчитывают покупателей. Объединяет их лишь то, как это ни парадоксально звучит, что каждый выступает за себя, преследуют личную выгоду во всем; в этом их своеобразный уклад.
Несмотря на весь этот мрак, практически в каждой пьесе из глубины вырывается «светлый луч» (по выражению Добролюбова), предвещающий скорое окончание царства тьмы.
Для нас важно понять образ купца. Исходя из этого, мы обратимся к их образам. Драма начинается в праздник, и из первых реплик персонажей зритель узнает, что в такие дни времяпрепровождение рядовых бряхимовцев состоит из посещения обедни, сытной трапезы, семичасового «отдыха» и чаепития «до третьей тоски». Купеческая же аристократия развлекается моционом и питьем шампанского под видом чая. Богачи скучают и лишь появление Паратова заставляет их встряхнуться. О появлении Паратова возвещает пушечный выстрел. Еще с XVIII века вельможи сопровождали свои бурные развлечения пушечными выстрелами. Паратов — «барин», дворянин, и эта пушка публичное напоминание о его барстве. Для купцов же, во всем хотевших походить на дворян, это признак почета, значительности лица. Еще один признак вельможества — наличие рядом шута, купленного Паратовым актера Счастливцева по прозвищу Робинзон, которого он широким жестом, как вещь, по старой барской привычке одалживает Вожеватову.
Паратов приезжает в Бряхимово красиво и с размахом отпраздновать расставание со своей свободой, которую он продал за несколько миллионов приданого. Праздник, шум, залихватская барская щедрость словно выливаются на городскую набережную с его приездом. Заскучавшие купцы вливаются в компанию Сергея Сергеича. Сегодня они люди одного круга: купеческие деньги и необходимость дворянина заниматься предпринимательством уравняли их. Но память о недавней сословной разобщенности глубоко сидит в них. Качества блестящего барина достигаются без стараний и денег самого Паратова. Это проявляется в сцене его встречи, тщательно заранее подготовленной.
У него нет никаких ценностей, нет сострадания к другим, вся выгода заключается лишь в деньгах: «Что такое "жаль", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч,ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты; Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски.», «Но достается оно мне не дешево: я должен проститься с моей свободой, с моей веселой жизнью; поэтому надо постараться как можно повеселей провести последние дни». [9. с. 88] Паратов действительно ни от кого не зависит. Люди для него лишь игрушки, хотя он и ведёт себя с ними довольно хорошо. Тем не менее, он бессердечен и это проявляется в том, что когда он проплывал мимо острова и решил взять с собой человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актёр, который бы развлекал его в дальнейшем путешествии.
«Но ты не по времени горд. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век. Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят - на какого Медичиса нападешь» - по этим словам мы можем узнать об эпохе, о его отношении к ней. [9. с. 89]
Солидные купцы осуждают
Одновременно с этим дворянские традиции диктуют ему необходимость «барского поведения», которое утвердилось в сознании обывателей, как идеал: он проявляет щедрость, открытость, ведет себя с уверенной непринужденностью человека, принадлежащего к избранному кругу. Именно поэтому Лариса не допускает сравнения Паратова с кем бы то ни было. Она говорит Карандышеву: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». [9. с. 87]
Для Ларисы Паратов идеал, но при этом и жертва времени, так как должен постоянно догонять купцов в умении приумножать капиталы (даже ценою женитьбы на деньгах). Он не может забыть своего дворянского происхождения и вынужден мириться с внутренним дискомфортом в обществе купцов и чиновников. Его вынужденное поведение «и вашим и нашим» не может сделать его счастливым. Втягиваясь в эту жизнь, Паратов постепенно утрачивает дворянские понятия благородства и чести. Ход истории не остановить и такие, как он, никогда не смогут вернуться в золотой век дворянства. Это Островский показывает наглядно: колебания между любовью и деньгами у него сиюминутны и разрешаются в пользу денег, а символ ушедшей дворянской эпохи — благородная Лариса — погибает, унося в могилу невозвратный идеал мужчины-дворянина.
Таким
образом, можно сказать что Паратов
- богатый человек, живущий ради наживы,
другими словами, его главной
целью является получение прибыли.
Он следит за своим внешним видом,
общительный человек, с барской
речью, иногда он говорит поговорками.
Ему очень важна свобода личности, он бессердечен.
Еще один представитель «купеческого
сословия», изменилось лишь время, а чувства
и поступки остались прежними.
Информация о работе Русское купечество как класс. На примере пьес Островского