Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка всесторонне рассмотреть эволюцию купца в произведениях Островского.
Цель работы — проанализировать образ купца на примере пьес А. Н. Островского (с 1840-ых гг. до конца XIX века).
Задачи:
изучение истории купеческого сословия через анализ исторических и публицистических источников, имеющих отношение к описанию быта, деятельности, системы ценностей купеческого сословия;
проанализировать эволюцию образа купца в русской литературе в первой трети XIX века.
Введение………………………………………………………………………..2
I глава. Русское купечество как класс………………………………………..5
II глава. Образ купца в пьесах А.Н. Островского………………………….15
2.1. Образ купца в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся»………….15
2.2. Тип «нового» купца в пьесе Островского «Бесприданница» ………..29
2.3. Новаторство Островского в изображении купеческого сословия……38
Заключение……………………………………………………………………41
Библиография…………………………………………………………………45
Примечания…………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I глава. Русское купечество как класс………………………………………..5
II глава. Образ купца в пьесах А.Н. Островского………………………….15
2.1. Образ купца в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся»………….15
2.2. Тип
«нового» купца в пьесе
2.3. Новаторство
Островского в изображении
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Примечания……………………………………………………
Введение
История купеческого сословия в России насчитывает не одну сотню лет. Однако нас интересует история становления купечества, как класса, с 1840-ых гг. до конца XIX века, когда с купечеством произошла мощная метаморфоза и его представители поменяли низкий полумужицкий статус на очень высокий. За полвека «бородатые мужики» поднялись наверх экономики и отчасти политики, стали созидателями отечественной культуры.
Эта тема актуальна на сегодняшний день тем, что в последние двадцать лет в России после 70-летнего перерыва вновь складывается торгово-предпринимательский класс. Кроме того, в советской истории и литературоведении рассмотрение образов купцов носило предвзятый, заведомо негативный характер.
Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка всесторонне рассмотреть эволюцию купца в произведениях Островского.
Цель работы — проанализировать образ купца на примере пьес А. Н. Островского (с 1840-ых гг. до конца XIX века).
Задачи:
Объектом исследования является образ купца в произведениях Островского.
Предметом исследования явились пьесы «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся».
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Структура каждой главы строится согласно раскрываемой в ней тематике. Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяются его объект, предмет, цель и конкретные задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, перечисляются методы анализа. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с образом купца в русской литературе. Во второй главе показаны особенности купеческого сословия и эволюция купца в пьесах Островского. В конце имеется заключение, где излагаются возможные перспективы исследования.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности применения выводов и материалов исследования во внеклассных школьных занятиях по литературе.
Русское купечество как класс.
Образ
купца в русской
литературе.
В целом русская литература дает безотрадную картину купеческой бесчестности и плутовства. Читая произведения русских писателей, мы можем проследить эволюцию этого образа. Но для этого, нам необходимо проследить историю становления «купеческого сословия » как класс.
Русское купечество как класс сложилось в Iой половине 18 века.
Петр 1 проводил четкую политику на расширение социальной базы купечества. Вместо покровительства старым замкнутым высшим разрядам — гостям и гостиной сотне — правительство стало поощрять всю наиболее зажиточную верхушку города. Представители «гостей» и гостиной сотни, окончательно уравненные в юридическом отношении со всей гильдейским купечеством в 1728 году, частью вошли в него, частью разорились и выбыли из торгового сословия, перейдя в мещане. Теперь Купечество пополнялось людьми из разных слоев общества. [1. с. 15]
Купцы, записанные в гильдии, получили ряд весьма серьезных льгот, положивших начало их выделению в привилегированное сословие
Принадлежность к первым двум гильдиям повышала социально-экономический статус купца — они имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб. Купцы 1-й гильдии торговали в Российской Империи, и за ее пределами, поэтому владели морскими суднами; членам же 2-й гильдии — только речные, третьегильдийцев ограничивалась мелочным торгом, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. [1. с. 16]
В дореволюционные годы членами «Купеческого сословия» были купцы, записанные в гильдии, но они не всегда являлись торговцами или промышленниками. Это были люди, уплатившие гильдейские сборы и повинности, принятые в состав купеческих обществ и пользовавшиеся теми преимуществами, которые по прежним законам были представлены людям купеческого звания. Торговцами же являлись лица, выбиравшие так называемые промысловые свидетельства, т. е. уплатившие основной промысловый налог и на основании этих свидетельств либо производившие торговлю, либо занимавшиеся промышленной деятельностью. Городовым положением 1892 года, а в особенности Положением о государственном промысловом налоге 1898 года, купеческое сословие было обречено на несомненное умирание. [2. с. 18]
Подробные, почти документальные, свидетельства о быте, нравах и даже внешнем виде купцов дошли до нас в очерках и рассказах представителей натуральной школы. В частности В. Белинский писал: «Ядро народонаселения составляет купечество. Девять десятых этого многочисленного сословия носят православную, от предков завещанную бороду, длиннополый суртюк синего сукна, и ботфорты с кисточкой, скрывающие в себе оконечности плисовых или суконных брюк, одна десятая позволяет себе брить бороду и, по одежде, по образу жизни, вообще по внешности, походить на разночинцев и даже дворян средней руки. Сколько старинных вельможеских домов перешло теперь в собственность купечества! И вообще, эти огромные здания, памятники уже отживших свой век нравов и обычаев, почти все без исключения превратились или в казенные учебные заведения, или, как мы уже сказали, поступили в собственное богатство купечества. Как расположилось и как живет в этих палатах и дворцах «поштенное» купечество — об этом любопытные могут справиться, между прочим, в повести г. Вельтмана «Приезжий из уезда, или суматоха в столице». Но не в одних княжеских и графских палатах — хороши эти купцы и в дорогих каретах и колясках, которые вихрем несутся на превосходных лошадях, блистающих самою дорогою сбруею: в экипаже сидит «поштенная» и весьма довольная собою борода; возле нее помещается плотная и объемистая масса ее дражайшей половины, разбеленная, разрумяненная, обремененная жемчугами, иногда с платком на голове и с косичками от висков, но чаще в шляпке с перьями, а на запятках стоит сиделец в длиннополом жидовском суртюке, в рыжих сапогах с кисточками, пуховой шляпе и в зеленых перчатках… Проходящие мимо купцы средней руки и мещане с удовольствием пощелкивают языком, смотря на лихих коней, и гордо приговаривают: «Вишь, как наши-то!», а дворяне, смотря из окон, с досадою думают: «Мужик проклятый – развалился, как и бог знает кто!». Для русского купца толстая статистая лошадь и толстая статистая жена — первые блага в жизни… В Москве повсюду встречаете вы купцов, и все показывает вам, что Москва — по преимуществу город купеческого сословия. Ими населен Китай-город; они исключительно завладели Замоскворечьем, и ими же кишат даже самые аристократические улицы и места в Москве, каковы Тверская, Тверской бульвар, Пречистенка, Остоженка, Арбатская, Поварская, Мясницкая и другие улицы. [3. с. 15]
Со вступлением России на путь капитализма наметилось явление «новых» купцов, образовавших ядро коренной московской буржуазии. Выходцы из купечества, благодаря своим состояниям легко перенимали образ жизни привилегированного сословия — дворян. «Отношение купечества к дворянству, как к сословию правящему, привилегированному, замкнутому в себе и заинтересованному в преследовании лишь своих узкосословных целей, было, естественно, полно недоверия, зависти, и недоброжелательства. Если купец принимал дворян, это значило: добивается подряда, ордена или медали, норовит дочь выдать за благородного». Дворянке никак не полагалось выходить за купца иначе, как не имея юбки за душой. [1. с. 15]
В России относились к представителям купечества либо враждебно, либо презрительно, либо «сверху вниз», либо иронически.
В целом в первой половине 19 века, несмотря на постоянные попытки правительства стабилизировать состав и правовое положение купечества, оно, по выражению Р. Пайпса «пребывало в состоянии беспрестанных перемен». Верхушка купечества стремилась сочетать своих детей браком с дворянами, поскольку это давало более высокий социальный статус, доступ к государственной службе и право на покупку крепостных. Купцы, не уплатившие ежегодных гильдейских пошлин, выбывали в сословие мещан. Мелкие предприниматели из крестьян, мещан и ремесленников, сколотив минимальный капитал, необходимый для перехода в купеческое сословие, вступали в гильдии, внуки их могли стать уже дворянами. Таким образом, купечество в социальном своем плане являлось своего рода перевалочным пунктом для всех, кто двигался вверх или вниз по общественной лестнице, купцы по прежнему стремились найти себе выгоду.
Во второй половине 19 века в правовом положении купечества происходит значительные изменения. Только человек, выкупивший гильдейское свидетельство, имел право именоваться купцом.
Об отношениях между дворянством и купечеством в Москве в конце XIX века любопытные мысли высказывал Немирович — Данченко:
«Дворянство
завидовало купечеству, купечество щеголяло
своим стремлением к
Важнейшим источником пополнения рядов купечества на протяжении всего XIX века был приток предпринимателей из числа крестьян и мещан. Естественно, образовательный уровень сословия был крайне низок (как правило, образования не было вообще).
До 70-ых годов купечество не имело сколько-нибудь серьезного политического веса, так как главную политическую роль играло, безусловно, дворянство. «Они делали свое дело, покупали и продавали», — как сказал о них Белинский. Однако в 70-ые годы наметился серьезный рост активности купечества на общественном поприще. Он был обусловлен как минимум двумя причинами: 1) — процессом перетекания капиталов и собственности от дворян к купцам после реформы 1861 г.; 2) — городской реформой 1870г. По этой реформе в городах избирались городские думы и управы. Возглавлял и думу, и управу городской глава. Круг избирателей определялся имущественным цензом, а так как самыми богатыми все чаще оказывались представители именно купеческого сословия, то доля купцов становилась все более и более значительной в составах дум (особенно в торговых центрах). Купцы все в больших размерах выделяли средства в пользу городов на самые разные цели. [5. с. 31]
Благодаря продвижению купцов вверх социальной лестницы, в последней четверти XIX века начинается процесс сближения сословий (или, как говорили тогда «слияния»). Об этом тогда много спорили. Следы этих споров мы видим в частности в разговоре Левина и Облонского в «Анне Карениной» Л. Толстого. Левин стал свидетелем невыгодной для Облонского продажи леса купцу Ракитину.
« — Однако как ты обходишься с ним! — сказал Облонский. — Ты и руки ему не подал. Отчего же не подать руки?
— Оттого, что я лакею не подам руки, а лакей во сто раз лучше.
— Какой ты однако ретроград! А слияние сословий? — сказал Облонский.
— Кому приятно сливаться — на здоровье, а мне противно».
В конце XIX века этот процесс приобрел очень наглядный характер. Купеческие особняки сооружались известными архитекторами в традиционно дворянских районах — на Воздвиженке, Пречистенке, Поварской, Никитской. Древние дворянские гнезда переходили в руки купцов-миллионеров. В этих особняках стали появляться новые обитатели — дети купцов. Не в пример отцам и тем более дедам, они получали образование в лучших гимназиях, в российских и заграничных университетах, воспитывались под присмотром гувернеров и внешне мало чем отличались от представителей родового дворянства.
Информация о работе Русское купечество как класс. На примере пьес Островского