Русское купечество как класс. На примере пьес Островского

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка всесторонне рассмотреть эволюцию купца в произведениях Островского.
Цель работы — проанализировать образ купца на примере пьес А. Н. Островского (с 1840-ых гг. до конца XIX века).
Задачи:
изучение истории купеческого сословия через анализ исторических и публицистических источников, имеющих отношение к описанию быта, деятельности, системы ценностей купеческого сословия;
проанализировать эволюцию образа купца в русской литературе в первой трети XIX века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
I глава. Русское купечество как класс………………………………………..5
II глава. Образ купца в пьесах А.Н. Островского………………………….15
2.1. Образ купца в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся»………….15
2.2. Тип «нового» купца в пьесе Островского «Бесприданница» ………..29
2.3. Новаторство Островского в изображении купеческого сословия……38
Заключение……………………………………………………………………41
Библиография…………………………………………………………………45
Примечания…………………………………………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..2

I глава. Русское купечество как класс………………………………………..5

II глава. Образ купца в пьесах А.Н. Островского………………………….15

2.1. Образ купца  в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся»………….15

2.2. Тип  «нового» купца в пьесе Островского  «Бесприданница» ………..29

2.3. Новаторство  Островского в изображении купеческого  сословия……38

Заключение……………………………………………………………………41

Библиография…………………………………………………………………45

Примечания……………………………………………………………………47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     История купеческого сословия в России насчитывает  не одну сотню лет. Однако нас интересует история  становления купечества, как класса, с 1840-ых гг. до конца XIX века, когда с купечеством произошла мощная метаморфоза и его представители поменяли низкий полумужицкий статус на очень высокий. За полвека «бородатые мужики» поднялись наверх экономики и отчасти политики, стали созидателями отечественной культуры.

     Эта тема актуальна на сегодняшний день тем, что в последние двадцать лет в России после 70-летнего перерыва вновь складывается торгово-предпринимательский класс. Кроме того, в советской истории и литературоведении рассмотрение образов купцов носило предвзятый, заведомо негативный характер.

     Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка всесторонне рассмотреть эволюцию купца в произведениях Островского.

     Цель работы — проанализировать образ купца на примере пьес А. Н. Островского (с 1840-ых гг. до конца XIX века).

     Задачи:

  1. изучение истории купеческого сословия через анализ исторических и публицистических источников, имеющих отношение к описанию быта, деятельности, системы ценностей купеческого сословия;
  2. проанализировать эволюцию образа купца в русской литературе в первой трети  XIX века.
  3. выявить типичные черты образа купца в пьесах Островского.
  4. проанализировать  образов «новых» русских купцов в пьесе «Бесприданница»;

               Объектом исследования  является образ купца в произведениях Островского.

               Предметом исследования явились пьесы «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся».

               Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Структура каждой главы строится согласно раскрываемой в ней тематике. Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяются его объект, предмет, цель и конкретные задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, перечисляются методы анализа. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с образом купца в русской литературе. Во второй главе показаны особенности купеческого сословия и эволюция купца в пьесах Островского. В конце имеется заключение, где излагаются возможные перспективы исследования.

     Практическая ценность данной работы заключается в возможности применения выводов и материалов исследования во внеклассных школьных занятиях по литературе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Русское купечество как класс.

 Образ купца в русской  литературе. 

     В целом русская литература дает безотрадную картину купеческой бесчестности и плутовства. Читая произведения русских писателей, мы можем проследить эволюцию этого образа. Но для этого, нам необходимо проследить историю становления «купеческого сословия » как класс.

       Русское купечество как класс сложилось в Iой половине 18 века.

Петр 1 проводил четкую политику на расширение социальной базы купечества. Вместо покровительства старым замкнутым высшим разрядам — гостям и гостиной сотне — правительство стало поощрять всю наиболее зажиточную верхушку города. Представители «гостей» и гостиной сотни, окончательно уравненные в юридическом отношении со всей гильдейским купечеством в 1728 году, частью вошли в него, частью  разорились и выбыли из торгового сословия, перейдя в мещане. Теперь Купечество пополнялось людьми из разных слоев общества. [1. с. 15]

       Купцы, записанные в гильдии,  получили ряд весьма серьезных льгот, положивших начало их выделению в привилегированное сословие

     Принадлежность  к первым двум гильдиям повышала социально-экономический статус купца  — они имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб. Купцы  1-й гильдии торговали  в Российской Империи, и за ее пределами, поэтому владели  морскими суднами; членам же 2-й гильдии — только речные, третьегильдийцев ограничивалась мелочным торгом, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. [1. с. 16]

    В дореволюционные годы членами «Купеческого сословия» были купцы,  записанные в гильдии, но они не всегда являлись торговцами или промышленниками. Это были люди, уплатившие гильдейские сборы и повинности, принятые в состав купеческих обществ и пользовавшиеся теми преимуществами, которые по прежним законам были представлены людям купеческого звания. Торговцами же являлись лица, выбиравшие так называемые промысловые свидетельства, т. е. уплатившие основной промысловый налог и на основании этих свидетельств либо производившие торговлю, либо занимавшиеся промышленной деятельностью. Городовым положением 1892 года, а в особенности Положением о государственном промысловом налоге 1898 года, купеческое сословие было обречено на несомненное умирание. [2. с. 18]

  Подробные, почти документальные, свидетельства о быте, нравах и даже внешнем виде купцов дошли до нас в очерках и рассказах представителей натуральной школы. В частности В. Белинский писал: «Ядро народонаселения составляет купечество. Девять десятых этого многочисленного сословия носят православную, от предков завещанную бороду, длиннополый суртюк синего сукна, и ботфорты с кисточкой, скрывающие в себе оконечности плисовых или суконных брюк, одна десятая позволяет себе брить бороду и, по одежде, по образу жизни, вообще по внешности, походить на разночинцев и даже дворян средней руки. Сколько старинных вельможеских домов перешло теперь в собственность купечества! И вообще, эти огромные здания, памятники уже отживших свой век нравов и обычаев, почти все без исключения превратились или в казенные учебные заведения, или, как мы уже сказали, поступили в собственное богатство купечества. Как расположилось и как живет в этих палатах и дворцах «поштенное» купечество — об этом любопытные могут справиться, между прочим, в повести г. Вельтмана «Приезжий из уезда, или суматоха в столице». Но не в одних княжеских и графских палатах — хороши эти купцы и в дорогих каретах и колясках, которые вихрем несутся на превосходных лошадях, блистающих самою дорогою сбруею: в экипаже сидит «поштенная» и весьма довольная собою борода; возле нее помещается плотная и объемистая масса ее дражайшей половины, разбеленная, разрумяненная, обремененная жемчугами, иногда с платком на голове и с косичками от висков, но чаще в шляпке с перьями, а на запятках стоит сиделец в длиннополом жидовском суртюке, в рыжих сапогах с кисточками, пуховой шляпе и в зеленых перчатках… Проходящие мимо купцы средней руки и мещане с удовольствием пощелкивают языком, смотря на лихих коней, и гордо приговаривают: «Вишь, как наши-то!», а дворяне, смотря из окон, с досадою думают: «Мужик проклятый – развалился, как и бог знает кто!». Для русского купца толстая статистая лошадь и толстая статистая жена — первые блага в жизни… В Москве повсюду встречаете вы купцов, и все показывает вам, что Москва — по преимуществу город купеческого сословия. Ими населен Китай-город; они исключительно завладели Замоскворечьем, и ими же кишат даже самые аристократические улицы и места в Москве, каковы Тверская, Тверской бульвар, Пречистенка, Остоженка, Арбатская, Поварская, Мясницкая и другие улицы. [3. с. 15]

      Со  вступлением России на путь капитализма  наметилось явление «новых» купцов, образовавших ядро коренной московской буржуазии. Выходцы из купечества, благодаря своим состояниям легко перенимали образ жизни привилегированного сословия — дворян. «Отношение купечества к дворянству, как к сословию правящему, привилегированному, замкнутому в себе и заинтересованному в преследовании лишь своих узкосословных целей, было, естественно, полно недоверия, зависти, и недоброжелательства. Если купец принимал дворян, это значило: добивается подряда, ордена или медали, норовит дочь выдать за благородного». Дворянке никак не полагалось выходить за купца иначе, как не имея юбки за душой. [1. с. 15]

     В России относились к представителям купечества либо враждебно, либо презрительно,  либо «сверху вниз», либо иронически.

     В целом в первой половине 19 века, несмотря на постоянные попытки правительства стабилизировать состав и правовое положение купечества, оно, по выражению Р. Пайпса «пребывало в состоянии беспрестанных перемен». Верхушка купечества стремилась сочетать своих детей браком с дворянами, поскольку это давало более высокий социальный статус, доступ к государственной службе и право на покупку крепостных. Купцы, не уплатившие ежегодных гильдейских пошлин, выбывали в сословие мещан. Мелкие предприниматели из крестьян, мещан и ремесленников, сколотив минимальный капитал, необходимый для перехода в купеческое сословие, вступали в гильдии, внуки их могли стать уже дворянами. Таким образом, купечество в социальном своем плане являлось своего рода перевалочным пунктом для всех, кто двигался вверх или вниз по общественной лестнице, купцы по прежнему стремились найти себе выгоду.

     Во  второй половине 19 века в правовом положении  купечества происходит значительные изменения. Только человек, выкупивший гильдейское свидетельство, имел право именоваться купцом.

     Об  отношениях между дворянством и  купечеством в Москве в конце  XIX века любопытные мысли высказывал Немирович — Данченко:

     «Дворянство завидовало купечеству, купечество щеголяло своим стремлением к цивилизации  и культуре, купеческие жены получали свои туалеты из Парижа, ездили на «зимнюю весну» на Французскую Ривьеру и, в то же самое время, по каким-то тайным психологическим причинам заискивали у высшего дворянства. Чем человек становится богаче, тем пышнее расцветает его тщеславие. И выражалось оно в странной форме. Вспомним одного такого купца лет сорока, очень элегантного, одевался он не иначе, как в Лондоне, имея там постоянного портного… Он говорил об одном аристократе так: «Очень уж он горд. Он, конечно, пригласит меня на бал или раут — так это что. Нет, ты дай мне пригласить тебя, дай мне показать тебе, как я могу принять и угостить. А он все больше — визитную карточку». [4. с. 99]

     Важнейшим источником пополнения рядов купечества на протяжении всего XIX века был приток предпринимателей из числа крестьян и мещан. Естественно, образовательный уровень сословия был крайне низок (как правило, образования не было вообще).

     До 70-ых годов купечество не имело сколько-нибудь серьезного политического веса, так как главную политическую роль играло, безусловно, дворянство. «Они делали свое дело, покупали и продавали», — как сказал о них Белинский. Однако в 70-ые годы наметился серьезный рост активности купечества на общественном поприще. Он был обусловлен как минимум двумя причинами: 1) — процессом перетекания капиталов и собственности от дворян к купцам после реформы 1861 г.; 2) — городской реформой 1870г. По этой реформе в городах избирались городские думы и управы. Возглавлял и думу, и управу городской глава. Круг избирателей определялся имущественным цензом, а так как самыми богатыми все чаще оказывались представители именно купеческого сословия, то доля купцов становилась все более и более значительной в составах дум (особенно в торговых центрах). Купцы все в больших размерах выделяли средства в пользу городов на самые разные цели.  [5. с. 31]  

     Благодаря продвижению купцов вверх социальной лестницы, в последней четверти XIX века начинается процесс сближения сословий (или, как говорили тогда «слияния»). Об этом тогда много спорили. Следы этих споров мы видим в частности в разговоре Левина и Облонского в «Анне Карениной» Л. Толстого. Левин стал свидетелем невыгодной для Облонского продажи леса купцу Ракитину.

     « — Однако как ты обходишься с  ним! — сказал Облонский. — Ты и  руки ему не подал. Отчего же не подать руки?

     — Оттого, что я лакею не подам  руки, а лакей во сто раз лучше.

     — Какой ты однако ретроград! А слияние  сословий? — сказал Облонский.

     — Кому приятно сливаться — на здоровье, а мне противно».

     В конце XIX века этот процесс приобрел очень наглядный характер. Купеческие особняки сооружались известными архитекторами в традиционно дворянских районах — на Воздвиженке, Пречистенке, Поварской, Никитской. Древние дворянские гнезда переходили в руки купцов-миллионеров. В этих особняках стали появляться новые обитатели — дети купцов. Не в пример отцам и тем более дедам, они получали образование в лучших гимназиях, в российских и заграничных университетах, воспитывались под присмотром гувернеров и внешне мало чем отличались от представителей родового дворянства.

Информация о работе Русское купечество как класс. На примере пьес Островского