Русское купечество как класс. На примере пьес Островского

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка всесторонне рассмотреть эволюцию купца в произведениях Островского.
Цель работы — проанализировать образ купца на примере пьес А. Н. Островского (с 1840-ых гг. до конца XIX века).
Задачи:
изучение истории купеческого сословия через анализ исторических и публицистических источников, имеющих отношение к описанию быта, деятельности, системы ценностей купеческого сословия;
проанализировать эволюцию образа купца в русской литературе в первой трети XIX века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
I глава. Русское купечество как класс………………………………………..5
II глава. Образ купца в пьесах А.Н. Островского………………………….15
2.1. Образ купца в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся»………….15
2.2. Тип «нового» купца в пьесе Островского «Бесприданница» ………..29
2.3. Новаторство Островского в изображении купеческого сословия……38
Заключение……………………………………………………………………41
Библиография…………………………………………………………………45
Примечания…………………………………………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

          Главной героиней пьесы является  Лариса. Она натура тонкая и нервная, наделенная особой душевной хрупкостью. Жизненный путь Огудаловой – путь душевного одиночества и трагического надлома. Ею все восхищаются, ее вожделеют, но никто не пытается «заглянуть ей в душу», ни от кого не слышит она «теплого, сердечного слова». Лариса вынуждена жить в обстановке, напоминающей не то «базар», не то «цыганский табор». И только в пении романсов может высказать она свои чувства. Дома, «во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов», «Разве  мне самой такая жизнь нравилась? Мне было приказано, так  нужно  было  маменьке», «значит,  волей  или  неволей,  я  должна  была  вести  такую  жизнь», ее душа стремится на волю, к природе: «Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне все вижу, что  кругом  меня  происходит.  Нет,  уехать  надо,  вырваться отсюда. Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы...». [9. с. 115]

        Казалось бы, все о ней заботятся,  все ею интересуются, но на  самом деле каждый ищет свою выгоду: «Вы только о себе. Все себя любят! Когда  же  меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до погибели», «Ну, я молчу. Я вижу, что я для вас кукла; поиграете  вы  мной, изломаете и бросите», «Нет хуже этого  стыда,  когда  приходится  за других стыдиться. Вот мы ни в чем не виноваты, а  стыдно,  стыдно,  так  бы убежала куда-нибудь». [9. с. 105]

      Её  слова «Каждая вещь должна иметь  хозяина», «Каждой вещи своя цена есть…». Тут она верит, и не верит, что  она «кукла», которую можно изломать. Лариса вступает в торговую сделку: за свою красоту и светскость хочет получать преданную любовь, положение порядочной женщины и жизнь в сельском уединении, которую она представляет совсем в духе сентиментальных романов.

      Решение Ларисы «искать золота» и сделаться «дорогой, очень дорогой вещью, ставит её на грань падения». Смертельный выстрел Карандышева оказывается для неё «благодеянием», спасением от нравственной окончательной гибели. Ни на кого, не «жалуясь» и не «обижаясь», она умирает со словами любви и прощения. Каждый стремился приобрести «дорогой бриллиант», но наперекор всем усилиям он не достается никому. Откровенный цинизм, холодная расчетливость, считающая нужным себя маскировать, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек – вот что определяет психологию героев – купцов. Эпизодом, явно демонстрирующим данные принципы жизни, становится борьба за любовь Ларисы, хотя о любви здесь можно говорить условно. Они восхищаются ею, но не видят тонкой, ранимой души героини. Равняют ее по себе, выставляя себя моральными «банкротами».

       

       Островский представляет нам  героев, оказавшихся в обстановке  сдвига целых социальных слоев, столкнувшихся с необходимостью менять свои бытовые привычки, круг общения, а зачастую и нравственные убеждения. Перед нами предприимчивые купцы с широким размахом в делах — Кнуров и Вожеватов, энергичный и деятельный дворянин Паратов, «благородная» (т.е. дворянского происхождения) бесприданница Лариса Огудалова и мелкий чиновник мещанского сословия Карандышев.

        В образе миллионера Кнурова  мы видим тип «нового русского»,  говоря современным языком. Судя по возрасту Кнурова, он начинал свою предпринимательскую деятельность примерно лет тридцать назад, т.е. он вполне «годится» в дети купцу старшего поколения — Самсону Силычу Большову. В его фамилии мы слышим «кнут» и «норов», что, видимо, соответствует его характеру и способу ведения дел. Зато его имя — Мокий Парменыч — напоминает о его «низком» происхождении. Это уже совершенно другой тип купца, нежели поколение Большова. Деньги и приобретаемая за их счет свобода сыграли свою роль: он презирает провинциальную публику и «разговаривать <…> ездит в Москву, Петербург да за границу». «Со мной в первый раз в жизни такой случай.  Приглашают  обедать известных людей, а есть нечего...». «Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису  Дмитриевну не   променяет». [9. с. 99]

 «Я  все думал  о  Ларисе  Дмитриевне.  Мне  кажется,  она  теперь  находится  в  таком  положении,  что   нам,   близким   людям,   не   только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе». [9. с. 90]

      Это уже иной тип купца. Он умен, расчетлив, для него деньги являются решающим звеном. При этом очень высокого мнения о себе. Кнуров готов взяться  за чужую судьбу, он хочет не просто помочь, а принять участие. Для него Лариса тоже является игрушкой.

         Вожеватов — представитель еще  более молодого поколения купцов. Он один из владельцев очень крупной торговой фирмы, для него не проблема купить пароход и «по костюму он европеец». Он считает себя честным и исполнительным: «Нет, не все равно! Что я обещал, то исполню; для меня  слово - закон, что сказано, то свято». Он очень хитер: «А чтоб люди чего дурного не сказали, так мы станем чай пить», «Да все то же шампанское, только  в чайники  он  разольет  и стаканы с блюдечками подаст». [9. с. 137] Он развлекается поездками в Париж на всемирную выставку, а в родном волжском городе Бряхимове испытывает страшную скуку и готов дорого платить за развлечения.

«Всякому  товару цена есть, Мокий Парменыч. Я хоть молод, а не зарвусь, лишнего не передам», «Вам  можно  все:  вы капиталу не проживете, потому его нет, а уж мы такие горькие  зародились  на свете, у нас дела очень велики; так нам разума-то терять и нельзя» [9. с. 126]- он тоже является представителем бессердечных, расчетливых людей.

     Если  образы дворян — Паратова, Ларисы, её матери — полны драматизма, то от образов купцов — Кнурова и  Вожеватова — напротив, веет спокойствием и невозмутимостью. По преимуществу они скучают. Занимают их лишь расчеты прибыли. Даже присутствие при человеческой драме не лишает их этого спокойствия. Они и в этой ситуации способны решать сердечные дела жребием, торгом. Все герои вступают с ней во взаимоотношения. Это своеобразная характеристика купеческого сословия.  Все они виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истинной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, можно купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеализировала и Паратова, и Карандышева. Карандышева воспринимала как человека с доброй душой. Бедного и непонятого окружающими, она искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала его благородным и надежным, мечтала соединить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка поняла, что в купеческом мире наживы и корысти нет места для любви.

Карандышев  и Паратов в своей борьбе за Ларису проявили свои самые отталкивающие  качества характера – тщеславие, расчет и бессердечность. Оба героя вызывают осуждение. Их чувства к прекрасной девушке – пародия на любовь.

Они живут  все теми же интересами, что и их отцы и деды тридцать лет назад, только деловой кругозор стал шире, денег больше, синий сюртук сменился на европейское платье. Они уже общаются с дворянами на равных и те даже попадают в материальную зависимость от них, но они не способны возвыситься до понятий дворянского благородства и чести. Карандышев – «маленький человек», а Паратов – «хозяин жизни».

      Таким образом, купцы в «Бесприданнице» мало напоминают тех, с которыми драматург знакомил нас в пьесе «Свои люди - сочтемся»: в них нет и следа патриархальной грубости. Они – владельцы пароходных компаний, носят европейские костюмы, живут последними новостями парижских газет. Однако их подражание традициям Европы не меняет их внутренней сущности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новаторство Островского в  изображении купеческого  сословия. 

           На сегодняшний день пьесы А. Н. Островского — одно из самых важных свидетельств той эпохи, свидетельство не менее значимое, чем документы. Пьесы Островского («Бесприданница», «Свои люди - сочтемся») — это зарисовки с натуры. Во всех этих пьесах Островский явился изобразителем таких сторон русской жизни, которые до него почти вовсе не затрагивались литературой и совершенно не воспроизводились на сцене. Основная тема: разоблачение отношений внутри купеческого класса, возникает еще в заглавии - «Свои люди — сочтемся!». Островский хочет показать, что все они одинаково безнравственны и рассчитываются друг с другом одной «монетой» — предательством ради денег. Так само название пьесы «Свои люди ― сочтемся!» обращает нас к теме семейственности и к теме денег. Новой была не интрига, и не принцип подбора имён, а был подход автора к героям. Чтобы зритель сразу, не теряя времени, включился в ход событий, эмоционально отозвался на них, в героях должны узнаваться общие, типологические черты.           

В образе Большова зритель сразу узнавал  черты купца современного, "образца" 1850-х годов. То же и с Подхалюзиным. Житейские наблюдения драматурга были сгущены, сконцентрированы, сфокусированы в его персонажах. И лишь затем эти свежие наблюдения оттенялись легко узнаваемым литературным фоном. (В Подхалюзине узнаётся тип Молчалина; некоторые сцены со страдающим Большовым напоминают пародию на шекспировского короля Лира.)          

Речевые характеристики героев не просто вносили дополнительные краски в образ персонажа, не только подчёркивали его индивидуальность. Диалоги в комедиях и драмах Островского играли куда более серьёзную роль, они служили речевым аналогом действия. Экспозиция в них очень долгая, а кульминация и развязка, напротив, стремительны и скоротечны. Интерес зрителя и читателя обеспечен совсем другим: ярким описанием нравов, напряжением моральных коллизий, которые встают перед героями.           

Островский  переносил в драматургическую плоскость  психологический опыт, накопленный  русской повествовательной прозой. Он сознательно романизирует свои пьесы, то есть, подобно авторам русских психологических романов, смещает центр тяжести с интриги на внутренний мир человека.           

Тем же объясняется ещё одна черта поэтики  Островского. В его комедиях отсутствует  фигура образованного героя-резонёра (как, допустим, Чацкий у Грибоедова). Практически все персонажи принадлежат к одному - купеческому, реже дворянскому, ещё реже мещанскому - сословию. В современном купечестве, как в капле воды, отражается вся Россия, оно оказывается как бы равнодействующей русской истории, сгустком русского народа. А купеческий дом, в котором сосредоточено действие многих комедий Островского, предстаёт малой "моделью" всей срединной России. Конфликт между старшим и младшим поколениями отечественного купечества, между стариной и новизной, который разворачивается прямо на глазах у зрителя, суммирует противоречия эпохи.           

     При всём том - и это ещё один важный принцип Островского - на все социальные проблемы драматург неизменно смотрит  сквозь призму нравственности. Свой моральный (или - чаще - аморальный) выбор его герои делают в жёстко заданных общественных обстоятельствах, но обстоятельства важны не сами по себе. Они лишь обостряют вечные вопросы человеческой жизни: где правда, где ложь, что достойно, что недостойно, на чём стоит мир…  

     Комедии обличают основную и господствующую силу данного общественного строя в целом, основанного на принципе «человек человеку — волк», иронически выраженному в заглавии комедии. 

     Пьесы Островского разрушили легенду  о патриархально-идиллических нравах российского «третьего сословия» и ставили большую проблему внутреннего банкротства стародавних порядков жизни. 

       Быт в его пьесах представал как конкретная форма социально-этического понимания Островским «темного царства». И в этой комедии, и во многих последующих своих произведениях Островский рисовал широкие и живописные картины быта не как жанрового фона и окружения действия, а как той среды и тех типических обстоятельств, которые питают темную силу и являются источником ее злых выявлений в жизни. «Свои люди — сочтемся» были не жанрово-бытовой пьесой из жизни московского купечества, а первой «нравственно-обличительной» комедией о русской буржуазии и российском капитализме. Новаторство Островского заключалось в том, что, нарисовав великолепную картину социального быта русского торгового сословия, он художественными средствами раскрыл облик буржуазии, которая «не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана“».         

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Русская литература до А. Н. Островского оставила совсем немного примеров обращения к образу русского купца. По преимуществу это комические или сатирические портреты и зарисовки купеческого быта и нравов. По настоящему полно образ этого сословия представлен в творчестве А. Н. Островского, охватывающем сложный и насыщенный период русской истории — 40-ые – 80-ые гг. XIX века.

     Это время принято называть пореформенным: отмена крепостного права, земская, судебная реформы 60-ых годов, городская  реформа 1870 г. очень сильно изменили социальный облик России. Начался процесс так называемого «дворянского оскудения» и стремительное развитие купеческого сословия. Эти процессы привели к явлению, известному под названием «слияние сословий».

Информация о работе Русское купечество как класс. На примере пьес Островского