Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:36, дипломная работа
Жанр антиутопии актуален и в наше время. Писатели за столетие развили его и усовершенствовали. Несмотря на то, что тоталитарный режим ушел, писатели замечают несовершенство государственного строя, видят в нем разрушающее начало. Многие авторы современности пишут свои произведения в антиутопическом жанре, потому что человечество не перестают волновать вопросы о будущем, об идеальном, об истинно правильном
Введение………………………………………………………………
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ЖАНРА АНТИУТОПИИ
1.1. История становления жанра антиутопия………
1.2. Особенности жанра антиутопия………………………….
1. 3. Жанровые подвиды……………………………………
1. 4. Новое в жанре антиутопия……………………………….
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ЖАНРООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ АНТИУТОПИИ В РОМАНЕ О. СЛАВНИКОВОЙ «2017»
2.1. Жанровое определение романа О. Славниковой «2017»
2.2. Отражение политической системы…………………..
2.3. Хронотоп в романе …..
2.4. Система образов …….
2.5. Тема любви……………………….
Заключение……………….
Библиографический список………………………………..
Таким образом, мы рассмотрели жанр антиутопии, определили его основные черты и можем сделать некоторые выводы. Антиутопия - изображение идеально плохого общества, изображение еще не существующего социального зла, зла чисто житейского, глубоко личностного, направленное на развенчивание утопических тенденций. Антиутопические романы не выдумывают новых идей и концепций, они просто имитируют жизнь в ее наиболее драматических и трагических изломах, поэтому их успех огромен. К тому же, антиутопия не подвергается социальной критике, так как чаще всего автор ничего и не предлагает, а лишь фантазирует на тему будущего. За многие годы существования жанр усовершенствовался, изменился, перераспределил основные центры, на которые направлена сатира. Как и положено манере постмодерна, жанр антиутопии размывается и определить точно, описывает ли художественное произведение общество утопическое или его антипод очень часто невозможно. Но основное, что обрело в нем выражение – уход от научно-технократических концепций и замена их концепциями изменения самой человеческой породы. Исчезли сильные герои, которые разворачивают борьбу с государством и врагами людей. Остались лишь философы, наблюдающие за распадом и затуханием человечества.
В современной
антиутопии мы видим основные темы,
волнующие нынешнее поколение людей:
негативное отношение к существующему
государственному строю, размышления
на тему научно-технического прогресса
и его последствий для
ГЛАВА 2.
2.1. Жанровое
определение романа О.
Роман Ольги Славниковой «2017» написан в 2005году. Это позволяет нам рассматривать его как произведение новейшей эпохи, диктующей новые тенденции в литературе. Хотя сама О. Славникова отказывается называть свой роман антиутопией. «Мой роман не антиутопия. Естественно, по названию книги читатель сразу вспоминает роман Джорджа Оруэлла «1984», написанный в 1948 году. Но там расстояние между датой создания и временем действия довольно большое. У меня намного меньше. Мир не успеет сильно измениться. Он останется живым и теплым, каким мы его видим сегодня. На самом деле «2017» –- роман о любви. Двое встречаются, влюбляются, но не верят в то, что с ними происходит. Они не знают настоящих имен друг друга, не обмениваются телефонами и адресами. Всякий раз назначается только одно свидание. Если оно не состоится, герой и героиня теряют друг друга навсегда. В результате их отношения превращаются в городской экстрим. Внешняя среда агрессивна, она подбрасывает героям неожиданные испытания. Тестируется сама возможность одного человека любить другого.» [27] Это право автора и, пожалуй, действительная потребность литературы. Но конечно же мы не можем не заметить даже в самом названии отсыл к произведению Дж. Оруэлла «1984», что само по себе является намеком на антиутопию. Таким образом мы будем рассматривать «2017» как произведение жанра антиутопии и в данной работе выявим ее основные признаки в этом романе.
События романа происходят на Урале, прозрачно переименованном в Рифейский край. В центре повествования - история героя, талантливого резчика по камню и ювелира Крылова, его отношения с бывшей женой, а ныне успешной бизнес-вумэн, Тамарой и с загадочной, полупризрачной возлюбленной Татьяной. Все это - на фоне картин жизни Рифейской столицы, прозябания обывателей и подковерной борьбы элит, с встроенными эпизодами рискованных экспедиций охотников за драгоценностями - хитников. Здесь не только авантюра и азарт, но и попытка утвердить свою независимость, остаться собой, сохранить достоинство, выйти по нолям в единоборстве с миром, который заведомо не подлинен.
Общаясь с языческими духами земли, герои выстраивают свою жизнь без Бога: «Он решил освободить свою территорию от воздействия силы, пронизывающей мир. Имя этой силе давала только религия…» Такие тайные квартиры появляются по ходу повествования едва ли не у всех основных персонажей, каждый ищет способ оставить Бога проигравшим: «Он видел задачу в том, чтобы после смерти развеять душу, как иные завещают развеять в воздухе прах, и чувствовал в себе железную волю уйти пустым» [40]. Эксперимент, разумеется, заканчивается крахом. Добровольно оставившие Бога, герои чувствуют в конце концов собственную оставленность, пожелавшие «уйти пустым», они испытывают смертельное состояние опустошенности. И как всегда при индивидуалистическом бунте, обнаруживается, что в основе его лежит любовь к Богу, обида на Его молчание, на то, что Он не обратился своевременно ни к одному из них со своим словом лично. Все бунтари втайне сентиментальны и ужасно обидчивы. Накануне решающих событий, а то и гибели каждый из них начинает понимать, что выход из этого рукотворного тупика только в любви, и бросается в этот коридор со всей накопленной за годы одинокого противостояния яростью.
Устами одного из героев романа излагается впечатляющая версия мирового «застоя». Человечество уже немало лет объединено - не догадываясь об этом - в «одну мировую молекулу». Иными словами - в сверхорганизм, управляемый некими анонимными, но вполне конкретными элитами. В потайных лабораториях и исследовательских центрах найдены и отработаны рецепты решения всех проблем, лечения всех язв человечества. Уже можно накормить всех голодных, вылечить всех страждущих, снабдить жильем всех бездомных. Но это означало бы вступление мира в новую, непредсказуемую фазу. Поэтому его невидимые властители, заинтересованные в сохранении статус-кво, скрыли все эти достижения, заморозили всякое развитие и сознательно законсервировали жизнь в некоем произвольном состоянии. Это и сообщает объемлющей нас реальности привкус искусственности, неподлинности.
Ближе к концу романа
Славникова проясняет социально-
Нам предстоит сложная работа, в ходе которой необходимо выявить признаки антиутопии в этом произведении, чтобы доказать его принадлежность к этому жанру несмотря на утверждения многих критиков об обратном.
Например, Александр Чанцев[37] считает, что «произведение наполнено политической сатирой, что свойственно дистопиям. Отсутствует главное – не дается хоть сколько-нибудь явного проекта положительного будущего. Только намек, но он является повторением далекого прошлого – революции 1917 года. Более того описанная «ряженая революция», происходящая в 2017 году и повторяющая революцию вековой давности – не исключение, а наиболее яркое выражение отрицания истории. В этом смысле рассматриваемый роман является лишь естественной фиксацией царящего в обществе ощущения потерянности в нынешней политической ситуации, а его популярность, видимо, связана с удовлетворением потребности читающих кругов российского общества в своего рода фантазматическом катастрофизме. По своей эмоциональной окраске эта потребность является скандальной, она сродни интересу к описанию всяческих кровавых происшествий в «желтой прессе». Это, безусловно, придает анализируемому произведению черты жанра дистопической сатиры».
Воссозданная О. Славниковой модель будущего в романе, ее острая сатирическая направленность уже позволяют нам описывать роман с точки зрения жанра антиутопии. Автор не только открывает нам негативные стороны социального уклада, но и говорит об их разрушительном начале. А катастрофа (социальная, природная, техногенная) является неотъемлемым элементом постутопии. Создаётся совершенно особая атмосфера, в которой видно философское напряжение между страхом обыденной жизни и карнавальными элементами, пронизывающими всю повседневность. Люди – маски, вся страна, город – площадка для карнавала, участники его одновременно и зрители, и актёры. Как мы видим, этот роман - своеобразный метод диагностики нынешнего мира, пародирующий реальность.
Опираясь на исследования, проведенные Л. М. Юрьевой в диссертации « …», мы рассмотрим «2017» О. Славниковой с точки зрения жанра антиутопии по основным характеристикам антиутопических произведений: отражение политической системы государства, рассмотрение особенностей хронотопа романа, выявления типа главного героя и изучения любовной линии как неотъемлемой части антиутопического мира.
2. 2. Отражение политической системы.
Первое, что характерно
для антиутопии - резкая критика
существующего уклада жизни путем
воссоздания его в
В том, как описана у Славниковой Россия в недалеком будущем, есть черты, явственно роднящие этот роман с «Днем опричника»: реставрация прошлого (как средневекового, так и советского) и киберпанковская футурология. Славникова не так сильно, как Сорокин, подчеркивает эти мотивы в своем романе, - скорее, они возникают в форме беглых упоминаний или намеков, создавая сложную и многоплановую фантастическую «фактуру». Автомобиль в мире героев Славниковой открывается лазерным ключом, в ходу – мобильные телефоны, оснащенные видеосвязью, и книги с голографическими обложками, у состоятельной героини по имени Тамара работает служанка-африканка, что свидетельствует об усилившейся глобализации и т. д. Небольшое количество таких упоминаемых в романе инноваций имеет свое объяснение – вал технических новинок типа «сотовой видеосвязи, биопластики, сверхтонких мониторов, голографического видео, первых чипов в медицине, в косметике, даже в стиральном порошке» якобы был искусственно заторможен в конце 2000-х годов, потому что в намечавшемся мире сверхвысоких технологий, как говорит Тамара, «из восьми миллиардов людей семь с половиной ни для чего не нужны» (с. 212).
Присутствует в романе и изоляционистское возрождение средневекового «русского духа»: в ресторане бизнес-леди Тамару сажают за почетный столик «под стилизованным портретом Президента РФ, на котором глава Российского государства был изображен в виде богатыря на страшном косматом коне, держащим меч размером с доску из хорошего забора», и потчуют четырьмя видами кваса (с. 197). Не обошлось и без возрождения худших реалий советского прошлого, но в гиньольно-трансформированном виде: мумия Ленина, взятая из Мавзолея, «гастролирует» по стране (с. 310), «в преддверии столетия Октябрьской революции» по телевизору «рассказывают о восстановлении разрушенных памятников и новеньком Дзержинском», школы «возрождают традиции советской педагогики» (с. 170), простые люди закупают тушенку в консервах, «напоминающих противопехотные мины» (с. 380), живут в «хрущевках» и ведут долгие разговоры на кухнях. Картина, нарисованная Славниковой, тем более противоречива и пестра, что российско-советское в бытовой культуре сочетается с европейско-американским: в ходу 600-долларовая купюра, а в кинотеатрах демонстрируют новые голливудские блокбастеры и кормят попкорном. Симулятивному (и бесконечному) повторению в будущем у Славниковой подвергается, как и в романе Сорокина, и непосредственное настоящее, о чем говорит образ «Президента, внешне похожего не столько на своего непосредственного предшественника, сколько на великого Путина, служившего теперь для кандидатов идеальным образцом» (с. 372). На место мэра «пришел в точности такой же, а потом еще один – так что поговаривали, будто достопамятный политик, и его преемник, и нынешний отец рифейцев, украшающий собою в преддверии праздника сотни торцов и фасадов, - один и тот же человек. В этом <…> не было никакой технической проблемы» (с. 239).
Центральным символом романа нам представляется картина бессмысленного дурацкого бунта ряженых, происшедшего ровно спустя столетие после известного всем российского переворота. Революция 1917-го — это высокая трагедия. Бунт 2017 у Славниковой — низкий и жалкий фарс. 1917-й поменял судьбы мира, страны и каждого его современника. 2017-й не поменял ничего — только разлучил на время две песчинки по имени «Таня» и «Ваня», но эта разлука состоялась бы и без него и никакого значения не имела. За сто лет, говорит нам Славникова, мы переместились из мира трагической подлинности в фарсовый мир неподлинности и своим упростительным и позитивистским упрямством и алчностью преобразовали неподлинность и фальшь в новую подлинность, поистине наводящую ужас.
В романе любовная история камнереза Крылова и загадочной Татьяны, оказывающейся в итоге страшной Хозяйкой Медной Горы, развивается на фоне государственных катаклизмов, начинающихся на Урале во время празднования столетия Октябрьской революции, и сопровождается мифологическими темами, связанными с уральским (или, в романе Славниковой, «рифейским») фольклором. Во время городского праздника по случаю годовщины октябрьского переворота 1917 года, устроенной в советско-авторитарных традициях («растянутый на полфасада портрет» мэра), ряженные в красноармейцев и белогвардейцев горожане начинают стрелять друг в друга, происходит чудовищной силы взрыв какой-то бомбы, прибывает ОМОН, площадь оцепляют. Предсказание Крылова о том, что «сейчас по всей стране пойдут такие глюки. Везде ради круглой даты будут напяливать буденовки и белогвардейские погоны, и везде это будет заканчиваться эксцессом» (с. 335), оказывается верным. Перерастание празднования годовщины революции в настоящую революцию – трансформация, описанная в литературе задолго до романа Славниковой: еще герою А. Платонова «революция снилась парадом». Далее, тема неизжитого конфликта времен Гражданской войны очевидным образом восходит к «Острову Крым» В. Аксенова: в обоих произведениях люди гибнут во время «торжественных» событий – празднования столетия революции у Славниковой и встречи крымчанами войск СССР у Аксенова. Задавленная властями в столице Рифейского края (под которой, видимо, имеется в виду родной город писательницы - Екатеринбург) «ряженая революция» (с. 371) перекидывается на другие регионы России – столкновения «красных» и «белых» происходят в Перми, Астрахани, Красноярске, Иркутске, Ангаре. «В Питере революционные матросы захватили филиал военно-морского музея, а именно крейсер “Аврора”, и попытались жахнуть из бакового орудия по отсыревшему Зимнему», но дать залп им не удается, потому что все орудия на крейсере давно заварены, поэтому «дело кончилось всего лишь большим железным грохотом и приводом хулиганов в ближайший участок» (с. 373-374). Тем не менее «жертвы костюмированных столкновений исчислялись сотнями – и это только по официальным сводкам» (с. 374). «Вирус Истории» и «Эпидемия Истории» распространяются и на Москву – по улицам идут «гражданские шествия», а «в переулке подростки, в советских детсадовских синих буденовках, в кожаных куртках с целыми кольчугами багряных советских значков, с разбегу пинали и валили вякающие иномарки» (с. 538-539). Описание этих подростков - наглядная параллель лимоновцам, упомянутым в произведениях Доренко, Прилепина и Ключаревой – молодым людям в кожаной «униформе», использующим советскую эмблематику (серп и молот на флаге нацболов).
Информация о работе Роман О.Славникова "2017" как антиутопия "нового" типа