Роль природы в романах английских писательниц 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования являются произведения английских писательниц 19 века (на примере романов Д.Остен «Гордость и предубеждение» и Ш. Бронте «Джейн Эйр»). Таким образом, целью работы является определение понятия пейзажа, его роли в художественном произведении на материале английской литературы. Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить имеющуюся литературу по данной теме;
- определить понятие пейзажа;
- найти примеры использования пейзажа в английской литературе и проанализировать их с точки зрения цели их включения в текст произведения;
- сопоставить полученные данные и сделать вывод.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Роль природы в литературе…………………………………………………......4
1.1 Роль природы в произведениях В. Скотта………………..............................14
2 Роль природы в романах английских писательниц 19 века………………………………………………………………………………....20
2.1 Роль природы в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение»…………………………………………………………………....20
2.2 Роль природы в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»……....................29
2.3 Сравнительный анализ двух романов………………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………………45
Список использованных источников……………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

готовый курсач Якуниной Алены.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

    Факультет филологии

     Кафедра английской филологии и методики преподавания английского языка 

     Курсовая  работа

     по  дисциплине “История зарубежной литературы” 

Роль  природы в романах английских писательниц 19 века

(на  примере романов  Джейн Остен “Гордость и предубеждение” и Шарлотта Бронте “Джейн Эйр”) 

     ГОУ ОГУ 031001.62.5.3.11.6.ОО 
 

     Руководитель работы

     доктор  педагогических наук, профессор

     ___________________Темкина  В.Л.

"_____"_________________20__ г.

Исполнитель

студент группы 06 фил(а)-1

___________________ Якунина А.Е.

     "_____"_________________20__ г. 
 
 
 

     Оренбург 2011 

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

1 Роль  природы в литературе…………………………………………………......4

1.1 Роль  природы в произведениях В. Скотта………………..............................14

  2 Роль природы в романах английских писательниц 19  века………………………………………………………………………………....20

   2.1 Роль природы в романе Джейн Остен «Гордость и     предубеждение»…………………………………………………………………....20

 2.2 Роль природы в романе Шарлотты Бронте  «Джейн Эйр»……....................29

 2.3 Сравнительный анализ двух романов………………………………………..41

Заключение…………………………………………………………………………45

Список  использованных источников……………………………………………..47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Изображение жизни в литературе не может быть полным без описаний природы. Но это не единственная причина использования пейзажа в художественном произведении. Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие, подчеркивает психологическое состояние героев, придает рассказанным историям более глубокий смысл.

          В связи с этим актуальность нашей работы определяется тем, что мировая литература всегда находилась в поле зрения читателей и критиков. Рассмотреть литературное произведение под разным углом зрения представляется интересным и занимательным, тем более что описания природы дают нам более полную картину произведения и выражают мысли, чувства, эмоции писателя, его отношение ко времени, в котором он живет, к своим героям.

     Новизной данного исследования является то, что до нас данная область в литературе не была ни кем исследована достаточно полно.

    Предметом исследования данной курсовой работы является природа в романах.

     Объектом данного исследования являются произведения английских писательниц 19 века (на примере романов Д.Остен «Гордость и предубеждение» и Ш. Бронте «Джейн Эйр»). Таким образом, целью работы является определение понятия пейзажа, его роли в художественном произведении на материале английской литературы. Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

     - изучить имеющуюся литературу по данной теме;

     - определить понятие пейзажа;

     - найти примеры использования пейзажа в английской литературе и проанализировать их с точки зрения цели их включения в текст произведения;

     - сопоставить полученные данные и сделать вывод.

     Курсовая работа имеет практическую значимость в интерпретации литературного текста, в истории зарубежной литературе. 

  1 Роль природы в литературе 

     Пейзаж – один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства (в отличие от интерьера, т.е. изображения внутренних помещений). В совокупности пейзаж и интерьер воссоздают среду, внешнюю по отношению к человеку. При этом может подчеркиваться условность границ между пейзажем и интерьером. Пространство, оказывающееся по разные стороны границ, могут быть не только разделены,  но и противопоставлены.

     Традиционно под пейзажем понимается изображение природы, но это не совсем то, что подчеркивает сама этимология и что, к сожалению, редко учитывается в определениях понятия. Как справедливо указывает Л.М. Щемелева, пейзаж – это описание «любого незамкнутого пространства внешнего мира». За исключением, так называемого дикого пейзажа, описание природы обычно вбирает в себя образы вещей, созданных человеком. Пейзаж – это описание картин природы. Функции его в произведении разнообразны. Чаще всего писатели вводят в повествование картины природы, чтобы оттенить характеры людей или их судьбы. Но в ряде случаев картины природы имеют не только вспомогательное значение – например, в так называемых пейзажных стихах, где главный объект изображения – именно явления природы. И все же не сами по себе, а в обязательном соотнесении с человеческой жизнью. Создавая картины природы, писатели соотносят их с человеческими интересами, порывами, надеждами, раздумьями, стремлениями. Ту же роль играют и создаваемые писателями образы животных.[1,272]

     Пейзаж не является обязательным слагаемым художественного мира, что подчеркивает условность последнего. Существуют произведения, в которых вообще нет пейзажа, представить же его отсутствие в окружающей нас действительности сложно. Если обратиться к такому роду литературы, как драма, то здесь пейзаж зачастую сильно редуцирован, его функцию на театре могут выполнять декорации, и их особый вид – «декорации словесные»[2, 70], т.е. указания на место действия в речи персонажа. Театральной системой « трех единств», которая была основой классицистической драматургии, выдвигалось требование не менять место действия, что, естественно,  ущемляло права пейзажа. Перемещение персонажей происходило только внутри одного здания.[2,70-72]

     Однако в литературе большую часть составляют произведения, где пейзаж есть. И если автор включает в свой текст описание природы, то это всегда чем-то мотивировано. «Во многих произведениях, - пишет Г.Л. Абрамович, - пейзаж выполняет важную идейно-композиционную роль. Речь, понятно, идет не о тех произведениях, где природа является непосредственным предметом изображения и в таком качестве и рассматривается во внутреннем соотнесении с идейно-нравственными и эстетическими воззрениями писателя… имеются в виду произведения, в которых пейзажи выполняют служебное назначение, участвуя, наряду с другими изобразительными средствами, в раскрытии идейного замысла писателя. Конечно, не всякий пейзаж непосредственно участвует в раскрытии всего идейно-художественного целого. Он может быть соотнесен с отдельными эпизодами, явлениями, лицами, и, в конечном счете, способствовать созданию целого, вступая во взаимодействие со всеми другими элементами литературного произведения» [3,153].

     М.Н. Эпштейн выделяет  идеальный, бурный и унылый виды литературных пейзажей.  Идеальный пейзаж сложился еще в античной литературе, на протяжении веков разрабатывался литературой средневековья и Возрождения, стал точкой отсчета развития пейзажа в литературе (в основном в поэзии) нового времени в конце 18 – нач.19 вв. Текстовыми элементами идеального пейзажа являются: 1) мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи; 2) вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду; 3) цветы, широким ковром устилающие землю; 4) деревья, дающие тень; 5) птицы, поющие на ветках. Уже в ХIХ веке можно наблюдать развитие идеального пейзажа: к теме прекрасной природы добавляются темы трагизма человеческой жизни, противопоставление городской суете и сельским страданиям.

     Признаки бурного пейзажа включают в себя: 1) звуки – шум, рев, грохот, свист, вой; 2) черная мгла, сумрак; 3) ветер – бушующий, порывистый; все сметающий на своем пути; 4) волны, пучины – кипящие, ревущие; 5) дремучий лес или груды скал, волны, бьющиеся о скалы; 6) трепет, дрожь мироздания, крушение всех опор. Эти элементы могут быть сопоставлены с мирным пейзажем. Если идеальный пейзаж – это в основном южная природа, то бурный – северная.

     Признаки унылого пейзажа включают в себя: 1) особый час дня: вечер, ночь или особое время года – осень (удаление от солнца, источника жизни); 2) непроницаемость для взора и слуха, пелена, застилающая восприятие (туман, тишина); 3) лунный свет, таинственный, жутковатый, отраженный свет льет печаль на душу; 4) картина обветшания, увядания, тления, развалин; 5) образы северной природы. С середины ХIХ века унылый пейзаж трансформируется в бедный, серый или мокрый. Это пейзаж – погодный.

     Вторая половина 19 в. меняет элементы унылого пейзажа: 1) исчезает луна, нет ни солнца, ни лун – один рассеянный серый ни свет, ни мрак; 2) Тучи – серые, лохматые, рваные; 3) в подтексте социальные мотивы – голод, болезнь, нищета; 4) дождь, мелкий, монотонный; 5) мокрота, сырость, промозглость; 6) грязь, липкая, дорожная слякоть, сплошная вязкость; 7) холод, пронизывающий энтропное состояние мира, в котором нет ни жары, ни мороза; 8) ветер, заунывный, стонущий; 9) мокрая опавшая листва – знак увядания и гниения; 10) галки и вороны – обыденные серый дневные птицы. В ХХ веке такой пейзаж переходит в тихий. [4,72-77]

     Пейзаж играет в произведении различную роль, часто он полифункционален. Остановимся на важнейших функциях пейзажа:

     1.Обозначение места и времени действия.  Именно с помощью пейзажа читатель наглядно может представить себе, где происходят события и когда они происходят (на борту теплохода, на улицах города, в лесу и пр.) и когда они происходят (т.е. в какое время года и суток). Пейзаж помогает автору рассказать о месте и времени изображаемых событий. Иногда об этой роли пейзажа говорят сами заглавия произведений: «Кавказ» Пушкина, «На Волге» Некрасова, «Невский проспект» Гоголя. Но пейзаж – это не простое указание на время и место действия (например: такого-то числа в таком-то городе…), а художественное описание, т.е. использование образного, поэтического языка. Пейзаж – один из содержательных элементов литературного произведения, выполняющие многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), с которыми он связан, метода писателя, а так же от рода и жанра произведения. Долгое время в поэзии эстетическому табуированию подвергались обозначения времени прозаическим способом (т.е. с использованием чисел и дат). Во всяком случае, в поэтиках классицизма отдается явное предпочтение описанию перед простыми обозначениями, рекомендуется также вставлять назидательные рассуждения.

     2. Сюжетная мотивировка. Природные и, в особенности, метеорологические процессы (изменения погоды: дождь, гроза, буран, шторм на море и пр.) могут направить течение событий в ту или иную сторону. Динамика пейзажа очень важна в хроникальных по преимуществу сюжетах, где первенствуют события, не зависящие  от воли персонажей. Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором, на котором развертываются действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения человеком его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое. Неслучайно М.М. Пришвин подчеркивал, что человек – часть природы, что он вынужден подчиняться ее законам, именно в ней Homo sapiens обретает радости, смысл и цели существования, здесь раскрывается его духовные и физические возможности. Пейзаж традиционно выступает атрибутом жанра «путешествий», а также произведений, где основу сюжета составляет борьба человека с препятствиями, которые чинит ему природа, с различными ее стихиями. Природа органично входит в жизнь имущих героев, переплетается с их мыслями, иногда помогает пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.

     3. Форма психологизма. Эта функция наиболее частая. Именно пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев,  подготавливает читателя к изменениям в их жизни. Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы. Но как эстетическое переживание, связанное с осознанием законов мировой, космической жизни и духовной деятельности человека, оно складывалось постепенно, веками, передавалось от одного поколения к другому. Литература и живопись отразили различные этапы постижения человеком жизни природы и самого себя.

     Мировоззрение древнего человека исключает возможность эстетического восприятия природы, но не исключает возможности её литературного изображения. Поэтому для фольклора и литературы раннего периода характерны такие описания природы, которые получают название «внепейзажные образы природы». В древней литературе и фольклоре силы природы мифологизировались, олицетворялись, природа персонифицировалась. В таком персонифицированном виде природа участвовала в жизни людей, изображаемых в художественном произведении (например, в «Слове о полку Игореве»). Литература и живопись отразили различные этапы постижения человеком жизни природы и самого себя. Изображение природы как объективно существующего мира в литературе появляется одновременно с интересом к человеческой личности, раскованностью чувств, которые принесли с собой сентиментализм и романтизм. Стремление осознавшей себя личности к свободному проявлению «я» в частной и общественной жизни столкнулись у романтиков со стеснительной властью государственных законов, религиозных влияний, человеческих отношений, стремление к свободе, к созданию новых общественных условий характеризовали творчество романтиков. Пейзаж в творчестве романтиков и ещё раньше сентименталистов не имел декоративного или аллегорического значения, как в произведениях классицизма, перестал быть только фоном для человеческих переживаний, он оказался неотъемлемой частью сложной психологической характеристики человека. Постепенно впервые возникла связь пейзажа с характеристикой внешности героя, отношением автора к происходящему, его мировоззрением. Сложный путь от романтизма к реализму проходит пейзаж русской поэзии, а затем и в прозе. Вопрос о философском и психологическом значении пейзажа в произведениях, связи с другими средствами художественного изображения: портретной, речевой, авторской характеристики героев, часто находится в центре внимания писателей.

Информация о работе Роль природы в романах английских писательниц 19 века