Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа
Овладение процессами письма и чтения представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для школьников не всегда посильны.
Этапы становления чтения и письма представлены в работах Егорова Т.Г., Марше и Фритс, Корнева А.Н.
Содержание
Введение ………………………………………………………………3 стр.
1. Этапы становления чтения и письма……………………………..6 стр.
2. Понятие о дисграфии, дислексии. Классификации. ……… .….11 стр.
3. Характеристика специфических особенностей чтения и письма у младших школьников……………………………………………..21 стр.
4. Сравнительный анализ методик обследования чтения и письма
у младших школьников на логопункте ……………………..….26 стр.
5. Преодоление дисграфии и дислексии у младших школьников на логопункте………………………………………..……………….28 стр
Заключение……………………………...…………………………….30 стр.
Библиография………………………………………………………....32 стр.
Лед – «ледик», мед – «медик».
Ошибки на уровне предложения.
Основная масса специфических ошибок на уровне предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т. е. в нарушении связи слов: согласования и управления.
Рассмотренные выше специфические ошибки следует отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.
Признаками незрелого навыка письма могут быть:
Наличие этих ошибок не доказывает существования дисграфии, если эти ошибки единичны и нестойки.(52)
Специфические нарушения чтения.
Под специфическими нарушениями чтения понимают такие его расстройства, которые не связаны с плохой техникой чтения, а вызваны совсем другими причинами.
1. Неправильное прочитывание (замены) букв, соответствующих акустически или артикуляторно близким звукам.
В этом случае ребенок, видя, например, написанное слово «шуба», прочитает его как «суба», а слово «цыпленок»- как «сыпленок» и т. д.
В этих случаях ошибки как чтения, так и письма, равно как и звуковые замены в устной речи вызваны одной и той же причиной- затруднениями в слуховой дифференциации соответствующих звуков (Ш-С, Ц-С и т. д.).
2. Грубое искажение при чтении звуко-слоговой структуры слов, иногда до полной их неузнаваемости.
Ребенок в процессе чтения пропускает буквы или даже целые слоги, меняет их местами, добавляет лишние буквы и слоги, что резко затрудняет понимание прочитанного.
Например, вместо слова «карандаш» ребенок прочитал «кардашаш», то не удивительно, что он не может узнать этого слова.
Причина этих затруднений кроется в том, что ребенок не овладел приемами анализа и синтеза речевого потока.
3. Аграмматизмы при чтении, выражающиеся в неправильном согласовании слов между собой, в искажении или полном отсутствии окончаний в словах и пр.
4. Неправильное прочитывание (замены) букв по принципу их оптического сходства.
Этот вид нарушений чтения чаще всего встречается у тех детей, у которых к началу обучения грамоте недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления. Например: читая слово «щавель», ребенок будет сомневаться в том, как нужно назвать первую букву этого слова: то ли Ш, то ли Ц, то ли, наконец, Щ?
5. Своеобразная трудность при чтении может заключаться так же в непонимании ребенком смысла прочитанного.
Причины этого – самые разные.
Во-первых, это замены при чтении букв по причине неразличения или самих букв, или соответствующих им звуков.
Во-вторых, это искажения звуко-слоговой структуры слов.
В-третьих, это побуквенное чтение, при котором ребенку трудно узнать произнесенное им по отдельным звукам слово.
В-четвертых, это бедность у детей словарного запаса и несформированность у них грамматического строя речи.
Итак,
для младших школьников с ОНР характерны
следующие ошибки на уровне письма: ошибки
на уровне буквы и слога; на уровне слова,
предложения. А на уровне чтения: неправильное
прочитывание (замена) букв; грубое искажение
при чтении; аграмматизмы; неправильное
прочитывание букв по принципу их оптического
сходства и непонимание ребенком смысла
прочитанного.
Глава
4. Сравнительный анализ
методик обследования
чтения и письма
у младших школьников
на логопункте.
Для того, чтобы организовать адекватное дефекту коррекционно –развивающее обучение, нужна четкая классификация имеющихся дефектов устной и письменной речи, а для этого необходимы эффективные современные диагностические методики. В логопедической практике разработано достаточно эффективных методик обследования.
Методика Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной носит тестовый характер, процедура её проведения, система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения чтения и письма.(4)
Методика И.Н.Садовниковой для выявления навыков письма интересна тем, что она в своей методике предлагает, как стандартные приемы обследования, (например, списывание: а) с рукописного текста; б) с печатного текста; в) осложненное заданиями логического и грамматического характера. Запись под диктовку строчных и прописных букв; диктант слогов; диктант слов различной слоговой структуры; запись после однократного прослушивания); так и использование графического диктанта.(52)
Методика Жаренковой Г.И. интересна тем, что для обследования письма, кроме приемов, используемых другими авторами, предлагает применение бухштабирования (т.е. составление слов из букв разрезной азбуки) по предложенной картинке. А для обследования чтения предлагает прием осмысления прочитанного текста путем выполнения соответствующего действия (подойти к окну).(19)
О.Е.Грибова для обследования навыков чтения предлагает проверять технику чтения слов различной слоговой структуры; восстановления слова (узнавание зрительного образа слова); понимание прочитанного на уровне слова, предложения и пересказ связного текста. А для обследования письма – сочинения: по серии картинок; по картинке; по опорным словам и на заданную тему.(12)
А.Н.Корнев создал стандартизированную методику исследования навыка чтения (СМИНЧ). В ней используются 2 стандартных текста, после прочтения которых подсчитывается количество правильно прочитанных слов за первую минуту.
А для оценки навыка письма, по его мнению, диагностика должна включать оценку операций символизации (буквенного обозначения звуков на основе правил графики) и операций графического моделирования слова (на основе правил как графики, так и орфографии).(34)
Итак,
проанализировав методики вышеперечисленных
авторов, мы пришли к выводу, что для обследования
письма наиболее подходит методика Садовниковой
И.Н., а для обследования чтения методика
Жаренковой Г.И.
Глава 5. Преодоление дисграфии и дислексии у младших школьников на логопункте.
Система оказания помощи детям с дислексией и дисграфией определяется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Как и при многих других расстройствах ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
Для преодоления нарушений письма И.Н.Садовникова:
Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов, наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем. (52)
А.Н.Корнев для преодоления дислексии предлагает слоговые таблицы. Дается девятиклеточная таблица: 3 X 3. В ней содержатся обратные слоги с простым звуком раннего онтогенеза.(34)
Каше Г.А. предлагает читать таблицы с :
В таблице со стечением согласных предлагается чтение со специальным окошком. На читаемую строку накладывается прямая полоска с окошком. Ребенок читает только видимый фрагмент. (17)
Калинина А.С. предлагает читать слова одинаковой слоговой структуры (могут быть простые и сложные), родственные слова, с рифмовкой последних слов.(31)
Таким
образом, проанализировав методики Садовниковой
И.Н., Корнева А.Н., Каше Г.А., Калининой А.С.
по коррекции дисграфии и дислексии мы
пришли к выводу, что методика Садовниковой
И.Н. наиболее точно рассматривает этапы
преодоления нарушений письма, а методика
Корнева А.Н. достаточно полно поможет
сформировать чтение у младших школьников.
Заключение
Овладение процессами письма и чтения представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для школьников не всегда посильны.
А.Н. Корнев представил психологию овладения письмом и чтением, объединяя в термин «письмо» три разных категории и явлений: вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный и особую форму коммуникации. А чтение определил: как процесс декодирования графической модели слова в устноязыковую форму и процесс понимания письменных сообщений.
Частичное расстройство чтения и письма обозначают терминами дислексия, дисграфия.
Многолетние исследования и наблюдения ряда авторов позволяют утверждать, что дислексия и дисграфия являются не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой. Авторы С.Ф., Токарев О.А., Хватцев М.Е., Корнев А.Н. и др. предлагают различные классификации нарушений процесса чтения и письма у младших школьников.
Для
дисграфии и дислексии
Существует множество методик для выявления и преодоления ошибок чтения и письма. Некоторые из них описаны в работах И.Н.Садовниковой, А.Н.Корнева, Г.А. Каше, Г.И.Жаренковой, Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной, А.С.Калининой, О.Е.Грибовой.
Успешная коррекция нарушений чтения и письма может осуществиться в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые процессы, что позволит преодолеть дисграфию и дислексию у младших школьников.
Информация о работе Преодоление дислексии и дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы