Преодоление дислексии и дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Овладение процессами письма и чтения представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для школьников не всегда посильны.
Этапы становления чтения и письма представлены в работах Егорова Т.Г., Марше и Фритс, Корнева А.Н.

Содержание

Содержание

Введение ………………………………………………………………3 стр.

1. Этапы становления чтения и письма……………………………..6 стр.

2. Понятие о дисграфии, дислексии. Классификации. ……… .….11 стр.

3. Характеристика специфических особенностей чтения и письма у младших школьников……………………………………………..21 стр.

4. Сравнительный анализ методик обследования чтения и письма
у младших школьников на логопункте ……………………..….26 стр.

5. Преодоление дисграфии и дислексии у младших школьников на логопункте………………………………………..……………….28 стр

Заключение……………………………...…………………………….30 стр.

Библиография………………………………………………………....32 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

    Лед – «ледик», мед – «медик».

                            Ошибки на уровне предложения.

    Основная  масса специфических ошибок на уровне предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т. е. в нарушении связи слов: согласования и управления.

    Рассмотренные выше специфические ошибки следует  отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной, дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.

    Признаками  незрелого навыка письма могут быть:

    • Отсутствие обозначения границ предложений;
    • Слитное написание слов;
    • Нетвердое знание (забывание) букв, особенно прописных;
    • Нехарактерные смешения;
    • Зеркальная обращенность букв.

    Наличие этих ошибок не доказывает существования  дисграфии, если эти ошибки единичны и нестойки.(52)

Специфические нарушения чтения.

    Под специфическими нарушениями чтения понимают такие его расстройства, которые не связаны с плохой техникой чтения, а вызваны совсем другими причинами.

    1. Неправильное прочитывание (замены) букв, соответствующих акустически или артикуляторно близким звукам.

    В этом случае ребенок, видя, например, написанное слово «шуба», прочитает его как «суба», а слово «цыпленок»- как «сыпленок» и т. д.

    В этих случаях ошибки как чтения, так и письма, равно как и  звуковые замены в устной речи вызваны  одной и той же причиной- затруднениями  в слуховой дифференциации соответствующих звуков (Ш-С, Ц-С и т. д.).

    2. Грубое искажение  при чтении звуко-слоговой  структуры слов, иногда до полной их неузнаваемости.

    Ребенок в процессе чтения пропускает буквы  или даже целые слоги, меняет их местами, добавляет лишние буквы и слоги, что резко затрудняет понимание прочитанного.

    Например, вместо слова «карандаш» ребенок  прочитал «кардашаш», то не удивительно, что он не может узнать этого слова.

    Причина этих затруднений кроется в том, что ребенок не овладел приемами анализа и синтеза речевого потока.

    3. Аграмматизмы при  чтении, выражающиеся в неправильном согласовании слов между собой, в искажении или полном отсутствии окончаний в словах и пр.

    4. Неправильное прочитывание (замены) букв по принципу  их оптического  сходства.

    Этот  вид нарушений чтения чаще всего  встречается у тех детей, у  которых к началу обучения грамоте  недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления. Например: читая слово  «щавель», ребенок будет сомневаться  в том, как нужно назвать первую букву этого слова: то ли Ш, то ли Ц, то ли, наконец, Щ?

    5. Своеобразная трудность при чтении может заключаться так же в непонимании ребенком смысла прочитанного.

      Причины этого – самые разные.

      Во-первых, это замены при чтении букв по причине  неразличения  или самих букв, или соответствующих им звуков.

      Во-вторых, это искажения звуко-слоговой структуры  слов.

      В-третьих, это побуквенное чтение, при котором  ребенку трудно узнать произнесенное  им по отдельным звукам слово.

      В-четвертых, это бедность у детей словарного запаса и несформированность у них грамматического строя речи.

    Итак, для младших школьников с ОНР характерны следующие ошибки на уровне письма: ошибки на уровне буквы и слога; на уровне слова, предложения. А на уровне чтения: неправильное прочитывание (замена) букв; грубое искажение при  чтении; аграмматизмы; неправильное прочитывание букв по принципу их оптического сходства и непонимание ребенком смысла прочитанного. 
 
 
 
 
 

Глава 4. Сравнительный анализ методик обследования чтения и   письма у младших школьников на логопункте. 

    Для того, чтобы организовать адекватное дефекту коррекционно –развивающее обучение, нужна четкая классификация имеющихся дефектов устной и письменной речи, а для этого необходимы эффективные современные диагностические методики. В логопедической практике разработано достаточно эффективных методик обследования.

    Методика  Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной носит тестовый характер, процедура её проведения, система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения чтения и письма.(4)

    Методика  И.Н.Садовниковой для выявления навыков письма интересна тем, что она в своей методике предлагает, как стандартные приемы обследования, (например, списывание: а) с рукописного текста; б) с печатного текста; в) осложненное заданиями логического и грамматического характера. Запись под диктовку строчных и прописных букв; диктант слогов; диктант слов различной слоговой структуры; запись после однократного прослушивания); так и использование графического диктанта.(52)

    Методика  Жаренковой Г.И. интересна тем, что для обследования письма, кроме приемов, используемых другими авторами, предлагает применение бухштабирования (т.е. составление слов из букв разрезной азбуки) по предложенной картинке. А для обследования чтения предлагает прием осмысления прочитанного текста путем выполнения соответствующего действия (подойти к окну).(19)

    О.Е.Грибова для обследования навыков чтения предлагает проверять технику чтения слов различной слоговой структуры; восстановления слова (узнавание зрительного образа слова); понимание прочитанного на уровне слова, предложения и пересказ связного текста. А для обследования письма – сочинения:  по серии картинок; по картинке; по опорным словам и на заданную тему.(12)

    А.Н.Корнев создал стандартизированную методику исследования навыка чтения (СМИНЧ). В ней используются 2 стандартных текста, после прочтения которых подсчитывается количество правильно прочитанных слов за первую минуту.

    А для оценки навыка письма, по его мнению, диагностика должна включать оценку операций символизации (буквенного обозначения звуков на основе правил графики) и операций графического моделирования слова (на основе правил как графики, так и орфографии).(34)

    Итак, проанализировав методики вышеперечисленных авторов, мы пришли к выводу, что для обследования письма наиболее подходит методика Садовниковой И.Н., а для обследования  чтения методика Жаренковой Г.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Преодоление дисграфии  и дислексии у  младших школьников   на логопункте.

    Система оказания помощи детям с дислексией и дисграфией определяется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Как и при многих других расстройствах ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

    Для преодоления нарушений письма И.Н.Садовникова:

    1. Развивать и уточнять пространственно-временные представления.
    2. Коррекционную работу на фонетическом уровне, который включает 2 основных направления: а) развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным); б) развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
    3. Коррекционную работу на лексическом уровне, основные задачи которой: а) количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); б) качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний); в) очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов.

    Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов, наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем. (52)

    А.Н.Корнев для преодоления дислексии предлагает слоговые таблицы. Дается девятиклеточная таблица: 3 X 3. В ней содержатся обратные слоги с простым звуком раннего онтогенеза.(34)

    Каше  Г.А. предлагает читать таблицы с :

    1. Обратными слогами
    2. Прямыми слогами
    3. Слогами со стечением согласных

    В таблице со стечением согласных  предлагается чтение со специальным  окошком. На читаемую строку накладывается прямая полоска с окошком. Ребенок читает только видимый фрагмент. (17)

    Калинина  А.С. предлагает читать слова одинаковой слоговой структуры (могут быть простые и сложные), родственные слова, с рифмовкой последних слов.(31)

    Таким образом, проанализировав методики Садовниковой И.Н., Корнева А.Н., Каше Г.А., Калининой А.С. по коррекции дисграфии и дислексии мы пришли к выводу, что методика Садовниковой И.Н. наиболее точно рассматривает этапы преодоления нарушений письма, а методика Корнева А.Н. достаточно полно поможет сформировать чтение у младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   

    Заключение

    Овладение процессами письма и чтения представляет собой чрезвычайно важный этап в  умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму,  ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для школьников не всегда посильны.

    А.Н. Корнев представил психологию овладения  письмом и чтением, объединяя  в термин «письмо» три разных категории  и явлений: вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный и особую форму коммуникации. А чтение определил: как процесс декодирования графической модели слова в устноязыковую форму и процесс понимания письменных сообщений.

    Частичное расстройство чтения и письма обозначают терминами дислексия, дисграфия.

    Многолетние исследования и наблюдения ряда авторов  позволяют утверждать, что дислексия  и дисграфия являются не только педагогической, но и в равной мере медицинской  проблемой. Авторы С.Ф., Токарев О.А., Хватцев М.Е., Корнев А.Н. и др. предлагают различные классификации нарушений процесса чтения и письма у младших школьников.

    Для дисграфии и дислексии характерны так же следующие ошибки. На уровне письма – это ошибки буквы и слога; на уровне слова; предложения. А на уровне чтения: неправильное прочитывание (замена) букв; грубое искажение при  чтении; аграмматизмы; неправильное прочитывание букв по принципу их оптического сходства и непонимание ребенком смысла прочитанного.

    Существует множество методик для выявления и преодоления ошибок чтения и письма. Некоторые из них описаны в работах И.Н.Садовниковой, А.Н.Корнева, Г.А. Каше, Г.И.Жаренковой, Т.А.Фотековой, Т.В.Ахутиной, А.С.Калининой, О.Е.Грибовой.

    Успешная  коррекция нарушений чтения и письма может осуществиться в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые процессы, что позволит преодолеть дисграфию и дислексию у младших школьников.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           

                                           

                                              Библиография

    1. Азова О.И. Особенности овладения орфографией  младшими школьниками с ОНР. М.: изд. МСГИ 2004г.
    2. Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики: метод. Материалы научно – практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / Отв. ред. М. Г. Храковская. – СПб., 2004г
    3. Белобрыкина О. А. Речь в общение. – Ярославль: Академия К, * 1998.
    4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М.: Педагогика 1977г.
    5. Волкова Л. С. (ред.) Логопедия. М., 1989, 1995.
    6. Выготский Л. С. Собр. соч., т. 3. М., 1983.
    7. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. – СПб.: Дельта-Аквариум, 1995.
    8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Методика письма. М.: 2002г.
    9. Доброхотова Т. А. , Брагина Н. Н., Левши М., 1994.
    10. Егоров Т. Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения // Изв. АПН РСФСР. – 1945. – Вып. 1. – С. 89-124.
    11. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953г.
    12. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
    13. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
    14. Жаренкова Г.И. Выявление недостатков речи у детей. М.: 1986г.
    15. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л.: Наука, 1987
    16. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения при тяжелых нарушениях. – М., Просвещение, 1987.
    17. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. ЛГУ, 1977.
    18. Иншакова О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии младших школьников. М.: изд. МСГИ 2004г.
    19. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1991.
    20. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи // Вестн. Моск. ун-та. – 1980. – Сер. 14, № 3. – С. 51-52.
    21. Карасева Н.А. Анализ специфических ошибок письма у учащихся начальных классов. М.: изд. МСГИ 2004г.
    22. Комплексная методика психомоторной коррекции / под ред. Семенович А.В. – М., 1998.
    23. Корнев А.Н., Ефремов К.Д. О двух вариантах дислексий у детей // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л., 1985. – С. 155-161.
    24. Корнев А.Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе ее компенсации // Изучение и коррекция речевых расстройств. – Л., 1986. – С. 96-102.
    25. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: МИМ, 1997.
    26. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Метод. пособие, 2006г. 
    27. Краснопольский Э., Столпова М. К вопросу об изучения детского письма по тексту Кортиса // Вестн. просвещения. – 1927. - № 1. – С. 79-84.
    28. Ладыженская Т.А. Преодоление дисграфии. СПб., 1987г.
    29. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Владос, 1999.
    30. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей. Изд.-во МСГИ, 2004г.
    31. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. – М.: Учпедгиз, 1940.
    32. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма // кн.: Вопросы общего языкознания. М.., 1964.
    33. Ломов Б.Ф.  Формирование графических знаний и навыков у учащихся. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
    34. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. -  М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
    35. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
    36. Ляудис В.И., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М., 1994.
    37. Мнухин С.С. О врожденной алексии и аграфии // Сов. невропат., психиат. И психогигиена. – 1934. – Т. 3. вып. 2/3. – С. 193-203.
    38. Парамонова Л.Г. к вопросу о дисграфии у учащихся общеобразовательных школ. Издательство МСГИ, 2004г.
    39. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: Дельта, 1996.
    40. Певзнер М.С., Явкин В.М. Результаты обследования успевающих учащихся нач. классов ООШ. Дефектология 1977г.
    41. Плоткина И.М. К вопросу о механизмах дисграфии, связанной с нарушением анализа и синтеза учащихся 1-2 классов всп. Школы. СПб., 1978г.
    42. Румянцева Л.И. О значении ритмико-слоговой структуры слов в процессе чтения. Извещ. АПН СССР 1952г.
    43. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Просвещение, 1995.
    44. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Москва-Воронеж, 1996.
    45. Семейко Л.В. Причины нарушений письма и чтения у младших школьников. Изд. МСГИ 2004г.
    46. Троицкая И.В. Опыт изучения детей с дисграфией. 7 научная сесиия по дефектологии. М.: 1975г.
    47. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000
    48. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Медицина, 1959. 
    49. Цыпина Н.А. Ошибки чтения у первоклассников с ЗПР. Дефектология 1972г.
    50. Щерба Л.В. Теория русского письма. Л. :Наука 1983г.
    51. Эльконин Д.Б. Некторые вопросы усвоения грамоты. Вопр. Психол. – 1956г.

Информация о работе Преодоление дислексии и дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы