Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа
Овладение процессами письма и чтения представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для школьников не всегда посильны.
Этапы становления чтения и письма представлены в работах Егорова Т.Г., Марше и Фритс, Корнева А.Н.
Содержание
Введение ………………………………………………………………3 стр.
1. Этапы становления чтения и письма……………………………..6 стр.
2. Понятие о дисграфии, дислексии. Классификации. ……… .….11 стр.
3. Характеристика специфических особенностей чтения и письма у младших школьников……………………………………………..21 стр.
4. Сравнительный анализ методик обследования чтения и письма
у младших школьников на логопункте ……………………..….26 стр.
5. Преодоление дисграфии и дислексии у младших школьников на логопункте………………………………………..……………….28 стр
Заключение……………………………...…………………………….30 стр.
Библиография………………………………………………………....32 стр.
2.
неречевые дисграфии (
3. дисграфии как нарушения (или несформированность) целенаправленного поведения, его организации и контроля, несформированности мотивов.
Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена в 70-80-х годах XX столетия разработали классификацию в соответствии с современной теорией логопедии. В создании принимали участие Л. Г. Парамонова, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Л. С. Волкова и другие ученые.
Артикуляторно-
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания связывается с недостаточным уровнем функционирования операций сложного процесса различения и выбора фонем.
При дисграфии на почве языкового анализа и синтеза могут быть неполноценны разные виды этих сложных операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез.
Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Более
убедительной считается классификация,
разработанная французской
Данные исследования
По убеждениям, любая классификация лишь тогда подтверждает свою жизнеспособность, когда она становится «рабочим инструментом» специалистов.(14)
Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая способность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, в целом составляющих основной функциональный базис навыка чтения. Синдром дислексии включает так же явления эмоционально-волевой незрелости, симптокомплекс сукцессивной недостаточности, церебрастенические нарушения, специфические нарушения внимания и памяти и др. В Международной классификации болезней десятого пересмотра (ICD-10) это соответствует диагнозу «специфическое расстройство чтения».
Существующие классификации нарушений чтения можно разделить на четыре категории:
1.Этоипатогенетические, в которых выделяются первичное (идиопатическое, специфическое) нарушение чтения, или «дислексия развития», и вторичные формы нарушений чтения, вызванные органической мозговой патологией, сенсорными дефектами, низким интеллектом, невротическими расстройствами и депривацией (Schwalb E. et al., 1971);
2. Симптоматические классификации, в которых за основу систематики принята типология ошибок (Orton S., 1937). При этом различают кинетическую дислексию (или вербальную) и статическую (или литеральную) дислексию.
3. Психологические классификации, в которых за основу систематики принимаются предполагаемые механизмы нарушения чтения. В этом случае выделяются «фонематические» дислексии и дисграфии, оптические или оптико-гностические дислексии и дисграфии, пространственно-апраксические, моторные, мнестические и семантические (М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, Р. И. Лалаева). Зарубежные авторы (Boder E.1973, Mattis S. 1981) выделяют дисфонетические и дисэйдетические дислексии.
4.
Отдельного рассмотрения
Лалаева Р.И. предложила симптоматическую классификацию дислексии для детей с особенностями интеллектуальной деятельности. Она выделила 6 форм:
1.
Фонематическая дислексия. При
чтении возникают замены
2.
Аграмматическая дислексия.
3.
Мнестическая дислексия.
4.
Семантическая дислексия. При
беглом чтении полностью
5.
Оптическая дислексия. При
6. Тактильная дислексия у слепых. Снижается ощущение кончиков пальцев при чтении по рельефной книге.(38)
Р.Беккер выделил 5 форм дислексий:
1. Врожденная словесная слепота
2. Дислексия
3. Брадилексия
4. Легастения
5. Врожденная слабость в чтении.
Мультиаксальная
классификация дислексий у
А. Этиопатогенетическая ось (особенности этиологии и патогенеза):
1.
Конституционная (
Развивается на основе генетической предрасположенности. Затруднения обычно ограничиваются только чтением и не распространяются на письмо.
2. Энцефалопатическая дислексия.
Возникает на резидуально-органической основе с соответствующими экзогенными этиологическими факторами. Нарушения чтения достигают значительной тяжести и довольно стойки.
3.
Конституционально-
Принадлежность к одному из расстройств в значительной мере определяет ведущую психопатологическую симптоматику.
Б. Психопатологическая ось (ведущий синдром):
1.
Синдром церебрастенического
2.
Синдром органического
а) невропатоподобный вариант.
б) собственно органический вариант.
В. Психологическая ось (ведущий синдром нарушения):
1. «Дисфазический» вариант дислексии.
2.
«Дисгнозический» вариант
3. Смешанный вариант дислексии.
Г. Функциональная ось (степень дезаптации):
1. Латентная дислексия.
2. Выраженная дислексия.
3. Алексия. (34)
Таким образом, можно сделать вывод, что дислексия и дисграфия являются не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой. Авторы С.Ф., Токарев О.А., Хватцев М.Е., Корнев А.Н. и др. предлагают различные классификации нарушений процесса чтения и письма у младших школьников.
Глава
3. Характеристика специфических
особенностей чтения
и письма у младших школьников.
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т. е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка.
Выделено три группы специфических ошибок:
Ошибки на уровне буквы и слога.
Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок.
Ошибки звукового анализа
Д. Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В. К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа. Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв, либо слогов.
По некоторым наблюдениям, пропуску буквы и слога, до некоторой степени, способствуют следующие позиционные условия:
а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л) лакать, живу(т) дружно».
б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), ка(ра)ндаши, ходи(ли), хруст(ит) и т. д.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», ковром – «корвом», на лугах – «нагалух» и др.
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной): «шекола», «дружено», «ноябарь».
Ошибки фонематического восприятия
В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.
Персеверации, антипации.
Это своеобразное искажение фонетического наполнения слов по типу прогрессивной и регрессивной ассимиляции: персеверации (застревание) и антипации (упреждение, предвосхищение). Согласный, а реже – гласный – заменяет вытесненную букву в слове.
Примеры персеверации в письме:
а) в пределах слова: «магазим», «колхозниз», «за зашиной» (колхозник, машиной);
б) в пределах словосочетания: « у деда Модоза»;
в) в пределах предложения: « Девочка кормила петуха и курм».
Примеры антипации в письме:
а) в пределах слова: «с родмыми местами».
б) в пределах словосочетания, предложения: «Жалобко замяукал котенок» - жалобно…».
В
основе ошибок, указанных двух видов,
лежит слабость дифференцировачного
торможения.
Ошибки на уровне слова.
Раздельное написание частей слова. Наблюдается в следующих случаях:
Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущем словом («ветки елии сосны», «кдому», «надерево»). Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более: «быличудные дни», «светитлуна».
Своеобразные ошибки смещения границ слов. Они включают одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например:
«у дедмо Рза» - у деда Мороза»
Случаи грубого нарушения звукового анализа находят выражения в контаминациях слов:
Лепят бабу – «лептбау», была зима – «блзм» и т. п.
Морфемный аграмматизм. Он является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования. Так, при попытке подбора проверочных слов для прояснения конечного согласного звука создаются несвойственные языку образования:
Информация о работе Преодоление дислексии и дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы