Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:32, курсовая работа
Овладение процессами письма и чтения представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для школьников не всегда посильны.
Этапы становления чтения и письма представлены в работах Егорова Т.Г., Марше и Фритс, Корнева А.Н.
Содержание
Введение ………………………………………………………………3 стр.
1. Этапы становления чтения и письма……………………………..6 стр.
2. Понятие о дисграфии, дислексии. Классификации. ……… .….11 стр.
3. Характеристика специфических особенностей чтения и письма у младших школьников……………………………………………..21 стр.
4. Сравнительный анализ методик обследования чтения и письма
у младших школьников на логопункте ……………………..….26 стр.
5. Преодоление дисграфии и дислексии у младших школьников на логопункте………………………………………..……………….28 стр
Заключение……………………………...…………………………….30 стр.
Библиография………………………………………………………....32 стр.
Министерство
общего и профессионального
Московский
социально-гуманитарный институт
Курсовая работа по логопедии
Тема:
«Преодоление дислексии
и дисграфии у
младших школьников
общеобразовательной
школы».
Выполнила: Сивкова О. В.
Г. Нефтеюганск
Введение
………………………………………………………………3
стр.
у младших школьников на логопункте ……………………..….26
стр.
Заключение……………………………...………………
Библиография………………………………………………
Введение
Овладение процессами письма и чтения представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для школьников не всегда посильны.
Этапы становления чтения и письма представлены в работах Егорова Т.Г., Марше и Фритс, Корнева А.Н.
Проблемы формирования навыков письма и чтения во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания учителя дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
Многие
дети младшего школьного возраста испытывают
трудности при овладении
Анализ зарубежных и российских работ по проблемам школьной неуспеваемости позволяет условно определить два направления исследований в современной логопедии.
В рамках первого направления акцент делался на изучение психофизических и психологических механизмов нарушения письменной речи (Ананьев Б. Г., 1947; Лурия А. Р., 1950; Егоров Т. Г., 1950, 1952, 1953; Эльконин Д. Б., 1956; Корнев А. Н., 1955; Цветкова Л. С., 1997; Ахутина Т. В., 2001).
Второе направление исследований в большей степени затрагивало педагогический аспект преодоления затруднений в формировании навыков чтения и письма (Левина Р. Е., 1940; Лалаева Р. И., 1995; Ястребова А.В., Спирова Л. Ф., 1985; Садовникова И.Н., 1995; Парамонова Л.Г., 2001).
Актуальность. Трудности усвоения тех или иных предметов, вследствие нарушения чтения и письма, являются частой причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Поэтому преодоление дисграфии и дислексии у младших школьников общеобразовательной школы является актуальной проблемой на современном этапе развития общества.
Объект: преодоление специфических ошибок письма и чтения у младших школьников.
Предмет: апробация наиболее эффективных методов и приемов преодоления дисграфии и дислексии у младших школьников.
Гипотеза: мы предположили, что у младших школьников с ОНР имеются специфические ошибки чтения и письма, которые отрицательно влияют на процесс обучения, а применение эффективных методов и приемов коррекции дислексии и дисграфии поможет повысить уровень успеваемости и усвоения школьной программы.
Цель: Изучить теоретический аспект проблемы речевых расстройств у младших школьников общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью определяем следующие задачи:
1. Изучить этапы становления чтения и письма.
2. Дать понятие о дисграфии, дислексии, представить классификацию.
3. Представить характеристику специфических особенностей чтения и письма у младших школьников.
4. Представить
сравнительный анализ методик
обследования и преодоления
Методы: анализ литературы по преодолению речевых расстройств у младших школьников общеобразовательной школы.
Практическая значимость курсовой работы заключается в обобщении, уточнении и систематизации теоретических знаний по преодолению дисграфии и дислексии у младших школьников.
Структура
работы: введение, пять глав, заключение,
библиография. Работа представлена на
36 страницах, библиография - 51 источник.
Глава
1. Этапы становления
чтения и письма.
Чтение, как вид деятельности, можно определить двояко: а) как процесс декодирования графической (буквенной) модели слова в устноязыковую форму и б) процесс понимания письменных сообщений.
Процесс декодирования при обучении аналитико-синтетическим методом на начальном этапе овладения чтением включает в себя несколько операций: определение букво-звуковых соответствий, слогослияние и воссоздание звукового облика целого слова.
На
начальном этапе овладения
Егоров Т.Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звукобуквенными обозначениями, б) послоговое чтение, в) ступень становления синтетических приемов чтения и г) ступень синтетического чтения (12)
Марше и Фритс предложили следующую модель развития навыка чтения, в которой выделяют 3 стадии: а) логографическое чтение; б) альфабетическое чтение; в) ортографическое чтение. Представленность стадии логографического чтения зависит от возраста начала обучения и методики обучения. Для неё характерно запоминание слов в виде целостного образа, глобальное и прямое соотнесение этого образа с предметом или картинкой. На этой стадии ребенок впервые начинает понимать, что ряды значков, называемых буквами, что-то обозначают, а их цепочки, разделенные проблемами, называются словами. Эта стадия тем более продолжительна и развернута, чем меньше возраст детей, начинающих осваивать чтение. На этапе альфабетического чтения дети декодируют графическое слово на основе высокодискретных, букво-звуковых соответствий, т.е. побуквенно. Иногда внешне оно может выглядеть как слоговое, но детальный анализ обнаруживает, что первично опознаются отдельные буквы, а затем производится операция слогослияния. Основным психологическим содержанием этого этапа является усвоение звукобуквенной символики, что включает запоминание полного списка графем русского языка (включая аллографы) и умение точно и дифференцированно соотносить смыслоразличительные признаки знаков письменного языка, не всегда прямо и однозначно соответствующие дифференциальным признакам устного языка. Этап ортографического чтения характеризуется переходом от побуквенной стратегии декодирования к опознанию сразу группы букв. Эта последняя стадия, по нашему мнению, ключевое значение в овладении чтением. Именно здесь ребенок преодолевает наиболее трудный и важный рубеж на пути к освоению чтения, как способа извлечения смысла из графического сообщения.(26)
Процесс понимания письменных сообщений изучен значительно хуже, чем процесс декодирования. По наблюдениям авторов, понимание текста весьма слабо коррелирует с техникой чтения. Стратегия и качество понимания должны существенно зависеть от характера текста и психологической установки читающего.
Обсуждая психологическое содержание, механизмы письма, мы сталкиваемся с многозначностью интерпретации этого термина.
Термин «письмо» фактически объединяет 3 разных категории явлений: вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный и особую форму коммуникации.
Письмо как особая семиотическая система графических знаков связана с устным языком и достаточно автономна. В отличие от звукового языка, в письме нет противопоставления мягких – твердых, палатализованность не маркирована вообще. Письменный язык имеет собственные правила, которые по аналогии с фономорфологическими правилами устного языка можно было бы назвать графоморфологическими.
Письменный язык представлен тремя системами знаков, являющихся аллографами (прописные, строчные и печатные), которые во многих случаях графически существенно отличаются друг от друга. Строго говоря, этих систем 4: рукописные прописные, рукописные строчные, печатные прописные и печатные строчные. Таким образом, ребенок должен усваивать 4 разных символа, обозначающих одну и ту же фонему.
Письмо как способ перекодирования, т.е. набор правил перехода от одной системы символов к другой (от звукового языка к письменному языку), именуемый правописанием. В русской альфабетической системе письменности он включает операции символизации и процедуру моделирования фонематической структуры слова с помощью графических знаков. Система правил перекодирования и определяет отличия одного вида письменности от другого: пиктографическое, идиографическое, силлабическое, альфабетическое. В пиктографическом письме слово обозначается картинкой – пиктограммой, в идиографическом – иероглифом, в силлабическом – письменный знак обозначает слог, в альфабетическом письме знак символизирует один звук (иногда два звука).
Русское правописание базируется на нескольких основных принципах. Среди них ведущими и наиболее общепринятыми можно считать: фонетический, или, точнее, фонематический, традиционный и этимологический или морфологический.
Фонетический принцип (основа графики). Это как бы основное правило, имеющее массу исключений. В соответствии с фонематическим принципом буквенное обозначение полностью соответствует тем фонемам, которые слышны в слове вне зависимости от того, в сильной или слабой позиции они находятся («пиши как слышишь»).
Морфологический принцип заключается в том, что при написании сохраняется постоянство буквенного обозначения морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) независимо от их произнесения. Именно на этом принципе основано большинство правил орфографии.
Информация о работе Преодоление дислексии и дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы