Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:40, дипломная работа
Отметим еще один важный момент в осмыслении методологического подхода Пумпянского, утверждаемого В. Вахрушевым в отзыве на сборник трудов Л.В. Пумпянского (составленного Е.М. Иссерлиным и Н.И. Николаевым –
Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. «Таинственные повести» И. С. Тургенева, их место и значение в творчестве писателя………………………………………………….…….……11
1.1. Проблема состава «таинственных повестей» и их жанровое своеобразие, творческий метод писателя………………………………………11
1.2. История создания «таинственных повестей», литературные параллели, литературные и культурно-философские корни……………….…16
Глава 2. Феномен «таинственных повестей» И. С. Тургенева в критике и литературоведении……………………………………………………………….26
2.1. «Таинственные повести» в критике и литературоведении конца XIX – начала XX веков: начало литературоведческого осмысления………………....26
2. 2. Советское и постсоветское литературоведение…………………….41
2.2.1. Концепция Л.В. Пумпянского: первая типологизация «таинственных повестей»…………………………………………………….….41
2.2.2. Изучение «таинственных повестей» в 60 – 70-е гг. ХХ в………..44
2.2.3. Современные подходы к изучению «таинственных повестей»…50
Глава 3. Категория таинственного в повестях И. С. Тургенева 1860-х – 1880-х гг…………………………………………………………………………..54
3.1. Определение категории таинственного в повестях Тургенева, ее сущности и содержания………………………………………………..………..54
3.2. «Таинственные повести» в мифопоэтическом аспекте…………....61
3.3. Образы таинственного в поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева (на примере образов сна и тумана)………………….…………….73
Заключение………………………………………………….……………80
Библиографический список……………………………….……………..83
Таинственное в поэтике «таинственных повестей» реализуется в разнообразных мотивах – зооморфных, природных, вещных, звуковых и др. Они также становятся конструктивным элементом фантастического и помогают созданию полноценного художественного мира, который можно характеризовать как таинственный.
В центре этого мира стоит «особый» персонаж. Через введение в художественную ткань «таинственных повестей» таинственных образов и мотивов, писатель раскрывает внутренний мир своего героя. Создаваемые на страницах повестей фантастические ситуации помогают авторскому проникновению в глубины человеческой психики, в область зыбких, эмоциональных движений, в бессознательное, и дают автору возможность в мельчайших подробностях фиксировать ощущения, переживания, изменения в сознании и подсознании, психические состояния человека, столкнувшегося с чем-то таинственным. Так, с помощью таинственного И. С. Тургенев раскрывает внутренний мир персонажей – их чувства, переживания, взгляды на окружающую действительность.
Таким образом, в поэтике «таинственных повестей» таинственное выполняет психологическую функцию, и тургеневский «тайный психологизм» обретает здесь новое качество, особую глубину. В фантастических образах нередко выражаются собственные ощущения И. С. Тургенева, его впечатления, мысли и настроения.
Таинственное активно влияет на сюжетно-композиционное решение, пространственно-временную организацию, систему образов и т.д., его исключение лишает «таинственные повести» своего смысла.
В «таинственных повестях» И. С. Тургенев во многом предвосхитил художественные открытия XX в., выступил как великий художник слова, мастер пластической формы и истинный новатор.
В работе мы проследили развитие литературно-критической мысли о «таинственных повестях» в отечественном литературоведении. Безусловно, что «таинственные повести» И.С. Тургенева не были отражены во всех существовавших и современных методологических концепциях литературоведческих школ и направлений. Поэтому, основной задачей в работе было исследование методологических позиций только тех исследователей, которые предметом своего изучения выбрали «таинственные повести».
В ходе исследования была изучена роль мифопоэтического начала в формировании глубинной семантики образов-персонажей, выявлены принципы формирования образов таинственного, их роль и место в системе образов.
Библиографический список:
1. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Письма в 18 т. – М., 1987.
2. Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И.С. Тургенева. – Л., 1968.
3. Азадовский М. К. Три редакции «Призраков» / М. К. Азадовский // Уч. записки Ленинград, ун-та. Серия филол. наук. – 1939. – №. 20. – Вып. 1.- С. 123-154.
4. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
5. Академические школы в русском литературоведении. – М., 1975.
6. Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. К истории создания «Стук! …Стук! ...» // Творческий путь И.С. Тургенева. Под ред. Н.Л. Бродского. – П., 1923.
7. Аммон Н. «Неведомое» в поэзии Тургенева. – Журнал Министерства народного просвещения, 1904. − № 4.
8. Андреева А.А. «Призраки» как исповедь Тургенева. – Вестник Европы. – 1904, сентябрь.
9. Андреевский С.А. Тургенев. Его индивидуальность и поэзия. – В кн.: С.А. Андреевский. Литературные очерки. – 3-е доп. Изд. – СПб., 1902.
10. Анненский Иннокентий. Книги отражений. – М.: Наука, 1979.
11. Антонович М. А. Литературно-критические статьи / М. А. Антонович.-М.; Л.: ГИХЛ, 1961.-515 с.
12. Аринина Л.М. Романтические мотивы в «таинственных повестях» И.С. Тургенева // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. – Вологда, 1987.
13. Арустамова А.А., Швалёва К.В. Архетип потерянного рая в повести И.С. Тургенева «Фауст» // Проблемы межкультурной коммуникации. Межвузовский сб. научн. трудов – Пермь, 1999.
14. Астман М. Тургенев и символизм // Записки русской академической группы США. – New-York, 1983. – Т. XVI.
15. Байсоголова М. К вопросу о реализме поздних произведений И.С. Тургенева («Песнь торжествующей любви»). – Труды Тбилисского ун-та, т. 83, серия филол. наук, 2, 1959.
16. Бальмонт К.Д. Где мой дом: Стихотворения, художественная проза, статьи… – М., 1992.
17. Бальмонт К. Рыцарь Девушки-женщины // Тургенев и его время. Первый сб. под ред. Н.Л. Бродского. – М., 1923.
18. Барсукова О.М. Роль символических мотивов в прозе И.С. Тургенева. Дис. … канд. филол. наук. – М., 1997. – 175 с.
19. Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетические мысль его времени / А. И. Батюто. – Л.: Наука, 1990. – 297 с.
20. Батюто А.И. Тургенев-романист. – Л., 1972.
21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
23. Белевицкий С. Мотивы пессимизма в русской литературе (Тургенев и Успенский). Начало. – Сб. ст. – Саратов, 1914.
24. Белый А. На рубеже двух столетий. – М., Л.: ЗИФ, 1930.
25. Бенуа Александр. Мои воспоминания. В пяти книгах. Кн. 1-3. – М.: Наука, 1980.
26. Борев Ю.Б. Художественный процесс (проблемы теории и методологии) // Методология анализа литературного процесса. – М., 1989.
27. Брандис Е. Фантастика и новое видение мира / Е. Брандис // Звезда. 1981. -№ 8. -С. 41-49.
28. Бродский Л.Н. И.С. Тургенев. Изд. АПН РСФСР. – М., 1950.
29. Буданова Н. Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог / Н. Ф. Буданова. – JI.: Наука, 1987. — 196 с.
30. Буренин Б. Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд. – Спб., 1884.
31. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. – Л., 1967.
32. Бялый Г.А. Поздние рассказы. «Таинственные повести» // Г.А. Бялый Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л., 1990.
33. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М. – Л., 1962.
34. Васильев С. Ф. Поэтика «реального» и «фантастического» в русской романтической прозе / С. Ф. Васильев // Проблемы исторической поэтики. Исследования и материалы: межвуз. сборник. – Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1990. – С. 73-81.
35. Венгеров С. А. Иван Сергеевич Тургенев. Критико-биографический этюд / С. А. Венгеров. – СПб.: Типография И. П. Попова, 1877. – 164 с.
36. Ветринский Ч. Муза – вампир / Ч. Ветринский // Творчество Тургенева: сборник статей / под ред. И. Н. Розанова и Ю. М. Соколова. – М.: Задруга, 1920. С. 152-167.
37. Винникова И. А. Об идейных истоках «Призраков» и «Довольно» (Тургенев и Шопенгауэр) / И. А. Винникова // И. С. Тургенев в шестидесятые годы (Очерки и наблюдения). – Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1965. – 1. C. 53-73.
38. Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. – М., 1986.
39. Габель М. «Песнь торжествующей любви» Тургенева (опыт анализа) // Творческий путь Тургенева. Сб. ст. – Петроград, 1923.
40. Гаджиев А.А. Восточные мотивы в творчестве Тургенева // Творчество И.С. Тургенева. Сб. научн. трудов – Курск, 1984.
41. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.
42. Генералова Н.П. И.С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений. – СПб., 2003.
43. Гершензон М.О. Мечта и мысль Тургенева. – М., 1919.
44. Головко В.М. Жанровое своеобразие «Странной истории» И.С. Тургенева (К проблеме жанра «студии» в творчестве 1870-х гг.) // Проблемы жанра и стиля в русской литературе. – М., 1973.
45. Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести. – М. – Ставрополь, 2001.
46. Головко В.М. Мифопоэтические архетипы в художественной системе позднего Тургенева (повесть «Клара Милич») // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 – летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. – Орёл, 1993.
47. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (Изображение человека). – Свердловск, 1989.
48. Данилевский Р.Ю. Что такое Эллис в самом деле? (О «Призраках» Тургенева) // Спасский вестник. – Тула, 2000. – Вып. 6.
49. Дедюхина О. В. Сны и видения в повестях и рассказах И. С. Тургенева (проблемы мировоззрения и поэтики): Дисс. канд. филол. наук / О. В. Дедюхина. М., 2006. — 230 с.
50. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. – М., 1974.
51. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Пособие по спецкурсу. – Изд. 2-ое, исправленное и дополненное. – Тверь, 2001.
52. Егорова Л.П. Литературоведение в парадигме постнеклассической науки // Русская литература XX – XXI вв.: проблемы теории и методологии изучения. – М., 2006.
53. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования. – Ставрополь, 2001.
54. Ефимова Е.М. Тургенев И.С. Семинарий. – М., 1958.
55. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный образ и его историческое сознание. – Петрозаводск, 1974.
56. Зевелев А.И. Историографическое исследование: методологические аспекты. М., 1987.
57. Зелинский В. Собрание критических материалов для изучения творчества И.С. Тургенева. – Вып. 1. – Изд. 5. – М., 1906.
58. Зельдхейи-Деак Ж. «Сон» Тургенева: К поэтике «таинственных повестей» // Studia Slavica. – Будапешт, 1982. – Т. XVIII.
59. Зельдхейи-Деак Ж. «Таинственные повести» Тургенева и русская литература XIX в. – Studia Slavika, Budapest, 1973, t. 19, fask. 1-3.
60. Зельцер Л.З. Символ – инструмент анализа художественного произведения: Учебное пособие по спецкурсу. – Владивосток: Изд-во Дальневосточн. ун-та, 1990.
61. Золотарёв И.Л. Фантастические произведения И.С. Тургенева и П. Мериме: Сравнительно-типологический анализ: Автореф. дис. ….канд. филол. наук / Орловск. гос. ун-т. – Орёл, 1998.
62. Иезуитов А.Н. «Таинственные произведения» И.С. Тургенева (Объяснение необъяснимого)» // Пушкин и Тургенев. Тезисы докладов. – С.-П. – Орёл, 1998.
63. Ильин В.Н. Оккультизм Тургенева // Литературное обозрение. – 1994. – № 3/4, 5/6.
64. Ильина В.В. Принципы фольклоризма в поэтике И.С. Тургенева. Дис. … канд. филол. наук. – Иваново, 2000.
65. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. – М., 1987.
66. Касавин И.Т. Об эпистемологическом статусе ситуационных исследований // Смирновские чтения. – М., 1999.
67. Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М., 1968.
68. Краснокутский В.С. О некоторых символических мотивах в творчестве И.С. Тургенева // Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX – н. XX века. – Л., 1985.
69. Крейд В. О Юлии Айхенвальде (1872 – 1928) // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
70. Крупчанов Л.М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении. – М., 1983.
71. Кузьмичёв И.К. Литературоведение XX века. Кризис методологии. – Н. Новгород, 1999.
72. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. – Тула, 2001.
73. Курляндская Г.Б. Литературная срединная Россия. – Орёл, 1996.
74. Курляндская Г.Б. «Таинственные повести И.С. Тургенева (Проблема метода и мировоззрения)» / Учён. зап. Курского гос. пед. ин-та, Т. – 74: Третий межвузовский тургеневский сборник. – Орёл, 1971.
75. Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза (1887 – 1917). – Тула, 1980.
76. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века (вторая половина) / Н.Н. Скатов, Ю.В. Лебедев, А.И. Журавлёва и др. – М., 1991.
77. Левинтон Г.А. Легенды и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. – В. 2 т. – М., 2000. – Т. 2.
78. Линде А. Д. Раздувающаяся Вселенная // Успехи физических наук. –1984. – Т. 144. – Вып. 2.
79. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2000.
80. Лотман Ю. М. О принципах художественной фантастики / Ю. М. Лотман // История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство, 2002. С. 200-202.
81. Маевская Т.П. О поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева в контексте гоголевской романтической традиции // И.С. Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвузовский с. научных трудов. – Орёл, 1991.
82. Манн Ю. В. Фантастическое / Ю. В. Манн // Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- С. 593-594.
83. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. – Л., 1975.
84. Матюшенко Л.И. Проблемы теории и истории литературы. – М., 1971.
85. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е издание, репринтное. – М., 2000. – (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
86. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. – СПб., 1893.
87. Методологические и теоретические проблемы истории исторической науки. – Калинин, 1980.
88. Методология анализа литературного произведения / Отв. Ред. Ю.Б. Борев. – М.. 1988.
89. Микушевич В.Б. Струпа в тумане. Проблема несказанного в поздней прозе Тургенева // Тургеневские чтения: Сб. статей. – Вып. 1. – М., 2004.
90. Михайлова А. А. О художественной условности / А. А. Михайлова. М.: Мысль, 1970. – 300 с.
91. Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. – Т. 2. – Изд. 4. – СПб., 1907.
92. Мостовская Н.Н. Восточные мотивы в творчестве Тургенева // Русская литература. – 1994. – № 4.
93. Мостовская Н.Н. Повесть Тургенева «После смерти» («Клара Милич») в литературной традиции // Русская литература. – 1993. – № 5.