Литература Древней Междуречье

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:31, реферат

Описание работы

Древняя культура застыла для нас в двух формах – в зрительном образе и в письменном слове. Даже те цивилизации, чья письменность сохранилась и сейчас понятна, все равно для нас гораздо более вещественны и образны, чем словесные, не говоря уже об археологических культурах (а ведь каждый из этих миров охватывает несколько тысячелетий). Культура Древнего Междуречья представляет в этом плане одно из немногих, если не единственное, исключение. Ее можно назвать цивилизацией письменности, настолько количество письменных памятников превосходит памятники вещественные. Такой, казалось бы, громоздкий и неудобный для письма материал, как глина (а затем и камень), оказался едва ли не самым надежным хранилищем древнего слова, и теперь в нашем распоряжении сотни тысяч клинописных табличек, целые гигантские архивы.

Содержание

Введение 3
1. ШУМЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3
1.1 Исторические надписи 4
1.2 Проблема классификации 5
1.3 Космогонические и этиологические мифы 5
1.4 Сказания о подвигах богов и героев 8
1.5 Лирические тексты 10
1.6 Педагогические и дидактические сочинения 11
(тексты Эдубы) 11
1.7 Фольклор и литература 11
2. АККАДСКАЯ (ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА 13
2.1 Космогонические произведения 14
2.2 Мифы о сотворении мира и человека 15
2.3 Мифы о подземном царстве 16
2.4 Мифы о героических подвигах богов и смертных 17
2.5 Лирические тексты 20
2.6 Дидактическая литература 21
2.7 Тексты исторического жанра 23
2.8 Царские надписи 24
Заключение 25
Литература 26

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ЛИТЕРАТУРА МЕСОПОТАМИИ.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

    И вот, чтобы следить за их превосходными  овчарнями,

    Человек получил дыхание жизни.  

    Второй  миф посвящен сотворению человека. В нем рассказывается, как и  кем был создан человек, а также  указывается цель, ради которой он появился: человеку предназначено трудиться на благо богов. После того как мир был устроен и на земле наведен порядок, этот порядок необходимо было поддерживать: обрабатывать землю орудиями, которые создали боги, пасти скот, собирать плоды. Но богам вскоре показалось это изнурительным. И тогда Энки и Нинмах решают создать на земле человека. Они лепят его из глины, определяют затем его судьбу и устраивают пир. На пиру и Энки, и Нинмах пьянеют. Нинмах снова берет глину и делает из нее шесть уродов (женщину, неспособную рожать, существо, лишенное пола, и т. д.), а Энки «дает им вкусить хлеба» и определяет их судьбы.

    Вначале созданные богами люди жили счастливо, хотя им и приходилось работать на богов. В двух дошедших до нас заставках  к сказанию о верховном жреце Урука Энмеркаре, а также в мифе о проделках водного бога Энки рассказывается об этом «золотом веке» Шумера:  

    Давным-давно, когда змей не было, скорпионов не было,

    Гиен  не было, львов не было,

    Шакалов не было, волков не было,

    Страха  не было, ужаса не было,

    У человека врагов не было...  

    Видимо, именно этот «золотой век» закончился всемирным потопом, погубившим человеческий род, после чего богам пришлось создавать  все заново.

    Шумерский миф о потопе начинается с повествования  о том, как искусно был создан род человеческий богами-демиургами и как превосходно все было устроено на земле. Затем боги решают уничтожить человечество, но причины этого решения остаются неясными. Далее рассказывается о набожном правителе Зиусудре, который, повинуясь божественному голосу, построил огромный корабль, благодаря этому кораблю спасся во время потопа и получил затем от богов бессмертие. Боги поселили Зиусудру, который назван в тексте «спасителем имени всех растений и семени рода человеческого», на острове Тильмун, в стране восхода солнца. «Имя», по шумерским представлениям, есть сущность, нечто вроде души всех явлений материального мира.

    Среди шумерской литературы интересны мифы о рождении бога луны Нанны и о нисхождении под землю богини Инанны.

    Герой первого мифа, Наина, был сыном Энлиля и юной богини Нинлиль. В стародавние времена, когда человек еще не был создан и в Ниппуре жили боги, Нинлиль вопреки совету своей матери отправилась купаться. Ее увидел Энлиль, воспылал к ней любовью и овладел ею. Поступок этот почему-то страшно разгневал богов. Боги изгоняют Энлиля в преисподнюю. Но Нинлиль, которая в чреве своем уже носит ребенка, будущего владыку небес – бога луны Нанну, следует за Энлилем. И тогда Энлиль, которого беспокоит мысль о том, что его первенцу суждена жизнь под землей, совершает странные и загадочные поступки: он принимает поочередно вид трех стражей подземного царства: стража ворот, «человека адской реки» и перевозчика, соединяется в обликах этих существ с Нинлиль, и она зачинает, кроме Нанны, еще трех богов, которые и должны остаться под землей вместо Нанны.

    Текст другого мифа, о нисхождении богини Инанны, начинается подробным рассказом  о сборах Инанны в путешествие. Затем  Инанна достигает ворот подземного царства и требует, чтобы ее впустили. Царица преисподней Эрешкигаль, узнав о ее прибытии, приходит в ярость и приказывает привести Инанну к своему трону обнаженной. На все вопросы удивленной Инанны, когда ее проводят через семь ворот ада, ей отвечают: «Храни молчание, Инанна, законы подземного царства совершенны; о Инанна, не осуждай обычаев подземного царства». Когда Инанна, совсем нагая, предстала перед Эрешкигаль, та издала вопль проклятия, и Инанна превратилась в труп. Труп подвешивают на крюк. Между тем проходит три дня – срок, который Ниншубуру назначала Инанна, и визирь отправляется ее выручать. Энлиль и Нанна отказываются помочь ему, но Энки реагирует иначе:  он «из-под ногтей своих грязи достал, кургара (шут и урод, возможно, евнух) сделал, из-под ногтей своих, крашеных красным, грязи достал, галатура («маленький певчий», почти наверное, евнух) сделал».

    Кургар  и галатур отправляются с дарами в подземное царство, заклинают  Эрешкигаль клятвой «небес и земли», требуют труп Инанны и оживляют его, но когда Инанна хочет покинуть Страну без возврата, судьи подземного мира Ануннаки ее задерживают и соглашаются ее отпустить, только если она «за голову голову оставит».

    Таков закон подземного царства, и Инанна ищет себе замену. Она поднимается  на землю, преследуемая безжалостными  демонами галла, готовыми в любую минуту схватить ее или того, на кого она укажет. Инанна идет в города Умму и Бадтибиру, но божества-покровители этих городов простираются пред нею ниц, и она их милует. Инанна и демоны приходят в Кулаб, город ее супруга, бога-пастуха Думузи:  

    Думузи  в одежде власти, в царском покое  сидит на троне.

    Демоны  галла его схватили.

    Семеро  их – его грудь разодрали, его кровь излили!

    Семеро  их – словно в горячке на него напали!

    Светлая Инанна пастуха Думузи отдала в их руки.  

    Думузи  в мольбе поднимает руки к брату Инанны, богу солнца Уту, и тот превращает его в газель. Думузи ищет убежища у сестры своей Гештинанны, но демоны и там его находят. Гештинанна готова пожертвовать собой и отправиться в подземное царство вместо брата, однако Инанна выносит иное решение: «полгода - ты (т. е. Думузи), полгода - твоя сестра».

    Миф о нисхождении богини плодородия в подземное царство, ее смерти и  возвращении на землю, о замене ее собственным супругом, о преследовании  его жестокими демонами и его  трагической кончине был едва ли не самым распространенным в Шумере: до нас дошли многочисленные его варианты, по существу составляющие целый цикл.

1.4 Сказания о подвигах богов и героев

 

    Сказания  о деяниях богов и героев принято  во многих исследованиях рассматривать  как произведения мифологического или героического эпоса. В шумерской литературе известно одиннадцать таких сказаний, в том числе девять – о подвигах смертных героев (обычно обожествленных царей) и два – о славных делах богов (поединках богини Инанны с чудовищем горы Эбех и бога Нинурты со злым демоном Асагом).

    Шумерские сказания о подвигах героев последовательно повествуют о трех правителях города Урука: Энмеркаре, сын Мескиангашера, основателя первой династии Урука; Лугальбанде, четвертом правителе этой династии, отце Гильгамеша; и, наконец, о самом Гильгамеше, имя которого прославил впоследствии аккадский эпос. Назвать эти предания героическим эпосом мешает то, что они разнохарактерны и мало соотносятся друг с другом, но и прежде всего специфика их содержания и стиля, позволяющая скорее видеть в них архаические формы богатырской или волшебной сказки.

    По своему типу дошедшие шумерские сказания можно условно разделить на три группы. К первой группе относится всего лишь один текст, рассказывающий о борьбе Гильгамеша, правителя Урука, с правителем Киша, Аггой. Это пока единственное известное нам произведение, жанр которого в какой-то мере можно определить как песенно-героический.

    Ко  второй группе сказаний относятся два  текста, «Энмеркар и жрец Аратты»  и «Энмеркар и Энсухкешданна». Оба они повествуют о споре между правителем Урука Энмеркаром и верховным жрецом города Аратты. В первом из них, одном из самых больших из дошедших до нас шумерских памятников, рассказывается, что владыка Урука, Энмеркар, желая построить храм Инанне, решил собрать с жителей далекой Аратты, расположенной «за семью горами» (по-видимому, на Иранском нагорье), большую дань и по совету Инанны отправляет в Аратту гонца с требованием подчиниться Уруку. Гонец передает его послание и вместе с ним загадывает верховному жрецу Аратты загадку.

    Дальнейший  ход рассказа определен тем, что  гонец ходит из Урука в Аратту и обратно и передает послания главных героев. Спору придается  столь большое значение, что в  ходе его даже изобретается письменность: одно из поручений Энмеркара оказывается настолько сложным, что гонец не может его повторить; тогда Энмеркар изобретает письмо и записывает свои слова на глиняной табличке.

    Третью  и самую многочисленную группу сказаний составляют те, которые наиболее явно напоминают волшебную богатырскую сказку. Всего их насчитывается восемь: «Инанна и чудовище горы Эбех», «Нинурта и чудовище Асаг», «Гильгамеш и небесный бык», «Лугальбанда и гора Хуррум», «Гильгамеш и дерево хулуппу» (первая часть рассказа о Гильгамеше, Энкиду и преисподней), «Гильгамеш и Гора Бессмертного», «Лугальбанда и орел Анзуд», «Энкиду и подземный мир» (вторая часть рассказа о Гильгамеше, Энкиду и преисподней).

    Все они тесно связаны с мифологией, во всех присутствует значительное число  мотивов, известных мировой волшебной сказке; как правило, все они так или иначе обнаруживают сходную сюжетную схему, важнейшими моментами которой являются путешествие героя в другую страну или подземное царство и связанные с этим испытания, герой обычно должен сразиться с чудовищем или срубить священное дерево. Наиболее хорошо изучены два сказания: о сражении Гильгамеша с чудовищем Хувавой и его походе за кедрами и о приключениях героя Лугальбанды.

    Сказание  «Гильгамеш и Гора Бессмертного»  начинается с того, что жрец Гильгамеш задумывает поход в кедровые горы. По совету «раба своего» Энкиду он обращается за помощью к богу Уту.  

    Уту дает в помощь Гильгамешу семь чудовищ-амулетов. Гильгамеш собирает помощников – 50 холостых молодцов своего города, идет в кузницу, где ему куют орудие, и отправляется в поход. По дороге герои пересекают семь гор и, по-видимому, каждую из этих гор преодолевают при помощи одного из чудовищ-амулетов.

    Затем воины останавливаются, а Гильгамеш  погружается в магический сон, желая, очевидно, получить предсказание. Во сне к нему приходит решение убить Хуваву, стража кедрового леса, и Гильгамеш пробуждается со словами: «И пока человек этот среди людей существует, я схвачу его, и будь он бог, я все равно схвачу его!»

    Как только Гильгамеш и его спутники приблизились к жилищу Хувавы, тот бросает на них свои семь устрашающих «ужасов-блесков» или «молний-лучей». Но спутники Гильгамеша начинают рубить кедры, и едва только падает кедр, теряет свою силу один из магических лучей. Когда срублено седьмое дерево, Гильгамеш вступает в покои потерявшего свою силу Хувавы и ударяет его по щеке. Хувава начинает молить о пощаде, и Гильгамеш уже склонен пощадить пленника, но Энкиду противится этому и сам отрубает Хуваве голову. Затем герои несут голову Хувавы к Энлилю, верховному богу. Энлиль приходит в великую ярость и проклинает убийцу Хувавы, а его магическую силу распределяет среди явлений природы и живых существ.

    Сказание  о герое Лугальбанде, мифическом отце Гильгамеша, также включает в  себя многие элементы чудесного. Лугальбанда, оказавшийся в горах Забуа, мечтает встретиться с гигантским орлом Анзудом (Анзу) в надежде, что тот поможет ему вернуться к урукскому войску, которое  находится где-то по дороге в Аратту. Лугальбанда достигает огромного дерева, где Анзуд свил себе гнездо и, улетев на охоту, оставил своего орленка.  Лугальбанда кормит орленка и ложит на его голову венец Шугур.

    Возвращаясь с охоты, орел зовет орленка, но тот  не откликается. Орел в ужасе, но, подлетев к гнезду, видит своего птенца довольным, сытым и в венке. Обрадованный орел обещает наградить того, кто это сделал. Он предлагает Лугальбанде богатство, славу, непобедимое оружие, но Лугальбанда поочередно отказывается от них. Лугальбанда просит орла придать его ногам магическую силу и сделать его неутомимым в беге, на что орел охотно соглашается.

    Перед расставанием орел просит Лугальбанду  никому не открывать своего чудесного  дара и улетает.

    Лугальбанда радостно встречен родичами и соратниками, и все вместе они направляются к Аратте. Но подойти к Аратте они не могут, им мешает какое-то волшебное препятствие, и предводитель войска, верховный жрец и вождь Энмеркар, вызывает охотников отправиться к богине Инанне – отнести его послание. Никто не решается на это, кроме Лугальбанды, и, благодаря волшебному дару Анзуда, он уже к ночи добирается до Инанны и передает ей послание Энмеркара. От богини Лугальбанда получает такой ответ: в водах Инанны развелось много рыбы, среди которых «гигантская рыба, что, как бог между рыбами ...резвится, хвостом плещет, и блестит чешуя ее хвоста в священном месте, среди сухих тростников». Кроме того, вокруг выросло много тамарисков, среди которых один стоит в стороне. Энмеркар должен срубить этот тамариск, выдолбить из ствола его чан, вырвать тростник, которым заросли «священные места», выловить гигантскую рыбу и принести ее в жертву Инанне, предварительно сварив. После этого, как предсказано в заключение сказания, он добудет победу над Араттой.

Информация о работе Литература Древней Междуречье