Литература Древней Междуречье

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 19:31, реферат

Описание работы

Древняя культура застыла для нас в двух формах – в зрительном образе и в письменном слове. Даже те цивилизации, чья письменность сохранилась и сейчас понятна, все равно для нас гораздо более вещественны и образны, чем словесные, не говоря уже об археологических культурах (а ведь каждый из этих миров охватывает несколько тысячелетий). Культура Древнего Междуречья представляет в этом плане одно из немногих, если не единственное, исключение. Ее можно назвать цивилизацией письменности, настолько количество письменных памятников превосходит памятники вещественные. Такой, казалось бы, громоздкий и неудобный для письма материал, как глина (а затем и камень), оказался едва ли не самым надежным хранилищем древнего слова, и теперь в нашем распоряжении сотни тысяч клинописных табличек, целые гигантские архивы.

Содержание

Введение 3
1. ШУМЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3
1.1 Исторические надписи 4
1.2 Проблема классификации 5
1.3 Космогонические и этиологические мифы 5
1.4 Сказания о подвигах богов и героев 8
1.5 Лирические тексты 10
1.6 Педагогические и дидактические сочинения 11
(тексты Эдубы) 11
1.7 Фольклор и литература 11
2. АККАДСКАЯ (ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА 13
2.1 Космогонические произведения 14
2.2 Мифы о сотворении мира и человека 15
2.3 Мифы о подземном царстве 16
2.4 Мифы о героических подвигах богов и смертных 17
2.5 Лирические тексты 20
2.6 Дидактическая литература 21
2.7 Тексты исторического жанра 23
2.8 Царские надписи 24
Заключение 25
Литература 26

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ЛИТЕРАТУРА МЕСОПОТАМИИ.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Белорусский государственный университет

Исторический  факультет

Реферат на тему:

 
 
 
 

Подготовила

Студентка 1 курса 5 группы

Шостак  Наталья Михайловна 
 
 
 
 
 
 

2009 г.

 

 
 

Содержание:

 

Введение

 

    Древняя культура застыла для нас в  двух формах – в зрительном образе и в письменном слове. Даже те цивилизации, чья письменность сохранилась и сейчас понятна, все равно для нас гораздо более вещественны и образны, чем словесные, не говоря уже об археологических культурах (а ведь каждый из этих миров охватывает несколько тысячелетий). Культура Древнего Междуречья представляет в этом плане одно из немногих, если не единственное, исключение. Ее можно назвать цивилизацией письменности, настолько количество письменных памятников превосходит памятники вещественные. Такой, казалось бы, громоздкий и неудобный для письма материал, как глина (а затем и камень), оказался едва ли не самым надежным хранилищем древнего слова, и теперь в нашем распоряжении сотни тысяч клинописных табличек, целые гигантские архивы. По числу сохранившихся произведений литература клинописная превосходит многие литературы древности, хотя памятники эти и составляют не такую уж большую часть клинописного наследства: на первых порах письменность не имела к словесности, к литературе никакого отношения и, будучи изобретена с практической целью, обслуживала хозяйство. Поэтому большая часть дошедших до нас архивов состоит из хозяйственных, административных и юридических документов, дающих возможность судить о социальной структуре и экономическом состоянии общества, а также об его истории.

1. Шумерская литература

 

    Шумерский период в истории Двуречья охватывает около тысячи лет – с конца IV тыс. до н. э., когда в низовьях Тигра и Евфрата начинают складываться древнейшие классовые государства, и до конца III тыс. до н. э. В XXIV - XXII вв. до н. э. Шумер попал под аккадское влияние. Но аккадцы-семиты жили бок о бок с шумерами еще с конца IV тыс. и к моменту прихода к власти аккадской династии были в значительной степени шумеризованы по своей культуре. Поэтому во время аккадского господства ни шумеры, ни их традиции подавлены не были, хотя аккадское влияние уже сказывалось на развитии художественного творчества Двуречья. Последний этап независимой истории Шумера – правление III династии Ура и династии Исина (XXI в. до н. э.) – время окончательного установления рабовладельческого государства, выработки его идеологии, упорядочения системы пантеона и ритуала. Вскоре после этого Двуречье окончательно объединяется под властью Вавилона, и шумеры перестают существовать как самостоятельная народность.

    Шумерские памятники литературы дошли до нас  в поздних записях, главным образом  от так называемого послешумерского  периода (XIX - XVIII вв. до н. э.), т. е. того времени, когда сами шумеры уже слились  с аккадцами, а шумерский язык уступил место аккадскому. Это были либо записи или копии произведений, написанных на шумерском языке, либо двуязычные, шумеро-аккадские, тексты, что говорит о большой роли, которую продолжала играть шумерская культура в истории Двуречья.

    Что же касается ранних шумерских текстов, то сведения о них незначительны: известны некоторые школьные тексты, исторические надписи (строительные, хроникальные), самые древние из которых восходят к XXVII - XXVI вв. до н. э., а также гимны (особенно много их появляется в конце III тыс. до н. э., во время III династии Ура, в честь обожествленных правителей этой династии). Целесообразно начать с рассмотрения жанра, который самим своим возникновением обязан изобретению письменности – жанра исторической надписи.

1.1 Исторические надписи

 

    Царские надписи появляются в Шумере во второй четверти III тыс. до н. э., незадолго до начала правления I династии Ура.

    Первые  такие надписи связаны со строительством храмов и каналов и обычно представляют собой одну фразу: «Такому-то богу такой-то такое-то сооружение построил». Затем надписи увеличиваются, перечисляется уже несколько сооружений, начинают упоминаться войны: «Когда такой-то разгромил того-то или то-то, такое-то сооружение он построил». Известны подобного рода надписи царя Энмебарагеси, правителя города Киша, царей города Ура и др. К середине III тыс. до н. э. надписи становятся еще пространнее: в знаменитой «Стеле коршунов» Эаннатума, правителя города Лагаша (XXV в. до н. э.), уже содержится описание битвы, а надпись другого лагашского правителя, Энметены, на глиняном конусе (XXIV в. до н. э.) представляет собой краткую историю взаимоотношений городов Лагаша и Уммы.

    Размеры надписей продолжают все увеличиваться  и параллельно начинают складываться основы стиля, который становится все  более образным и выразительным. Некоторые из надписей уже воспринимаются как подлинно литературные памятники. Таковы поэтические надписи лагашского правителя Гудеи, время царствования которого падает на послеаккадский период (XXII в. до н. э.). Гудеа в ритмизованной форме не просто рассказывает о постройке храмов, он называет причины, побудившие его за нее приняться, например веление богов в пророческом сне.  

    Затем Гудеа описывает подготовку и  ход строительства, восхваляет красоту  и убранство возведенного здания, разнообразие и ценность материалов, привезенных для постройки из дальних стран.

    Из  надписи впоследствии развивается характерный для Шумера, а позже и для Вавилонии жанр псевдонадписи. В нем имитируется стиль древней надписи и повествование ведется от первого лица. Посвящены псевдонадписи, как правило, военным событиям, в том числе, видимо, и действительно происходившим. К такого рода памятникам относятся анналы легендарного царя Адаба Лугальанемунду и описание войны царя Урука Утухенгаля с вторгнувшимся в Месопотамию племенем кутиев и победы над кутийским царем Тириканом.

    Говоря  об исторических и псевдоисторических текстах, необходимо упомянуть еще  о некоторых любопытных памятниках, стоящих особняком. Так, в «Истории святилища Туммаль», находившегося  в древнем шумерском городе Ниппуре, перечисляются имена правителей разных городов, строивших и перестраивавших храм Туммаль и, видимо, оставивших там свои надписи. Наряду с известными из истории правителями Ур-Намму, Ибби-Суэном и другими, в ней упоминаются царь Урука Гильгамеш, его сын Ур-Нунгаль, а также правители города Киша Энмебарагеси и его сын Агга, легендарный соперник Гильгамеша. Эти сведения в соединении с другими данными позволяют предположить, что известный герой шумеро-аккадского эпоса Гильгамеш – историческое лицо.

    Не  менее интересен так называемый «Царский список», очень важный для  установления хронологической канвы  истории Шумера, а также «Перечни названий годов» при III династии Ура.

    «Царский  список» содержит идею единой и вечной «царственности» – «нам-лугаль». Список перечисляет царей, обладавших «царственностью». Согласно концепции «Царского списка», во время мирового потопа «царственность» вернулась на небо, а затем снова спустилась с небес. Таким образом, династии, упомянутые в «Царском списке», делятся на «до потопа» и «после потопа».

    Составлен список был не ранее времени III династии Ура (первоначально список был доведен  до III династии Ура, а затем вновь  продолжен). Хотя многие перечисленные  в нем династии, как можно установить по историческим надписям, правили одновременно, здесь они представлены последовательно сменявшими друг друга.

    «Перечни  названий годов» при III династии Ура  можно считать первичной хроникой или летописью, так как каждый год назывался в них по какому-нибудь выдающемуся событию, совершившемуся в этот год. Такие перечни существовали примерно с династии Аккада (XXIII в. до н. э.), но до нашего времени они не дошли.

1.2 Проблема классификации

 

    Всего известно около 150 памятников шумерской  литературы (многие сохранились в  фрагментарном виде). Среди них стихотворные записи мифов, эпические сказания, молитвы, гимны богам и царям, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о народных бедствиях, составлявшие часть храмового богослужения; широко представлена дидактика. Такое распределение по жанрам условно и опирается на современные представления о жанрах. Сами шумеры имели свою собственную классификацию – почти в каждом литературном произведении в последней строке обозначен его «жанр»: хвалебная песнь, диалог, плач и т. д. Неясность и разноплановость собственно шумерской классификации, требующей дальнейшего изучения, вынуждают исследователей при изучении шумерской литературы для удобства пользоваться современными жанровыми категориями.

    Пытаясь классифицировать шумерскую литературу, у ученых возникают те же трудности, как и при классификации любой другой литературы Древнего мира: очень трудно отграничить собственно литературные памятники от иных памятников письменности, отделить художественную литературу от деловой, фольклор – от собственно письменной литературы и прежде всего литературу религиозную от литературы светской, поскольку вся идеология древности тесно связана с религией. Известные шумерские памятники ученые разбили на четыре обширные группы (кроме рассмотренных выше исторических текстов, стоящих особняком): 1. космогонические и этиологические мифы; 2. сказания о подвигах богов и героев; 3. лирические тексты; 4. педагогические и дидактические сочинения (так называемые тексты Эдубы).

1.3 Космогонические и этиологические мифы

 

    Религию шумеров условно можно определить как верования, основанные на общинных культах; иначе говоря, она принадлежала к древнейшему типу религий. Культы носили во многом еще первобытный  характер. Этические учения в религиозных  воззрениях не играли роли, а наиболее важную их часть составлял магический ритуал. Большинство богов были покровителями отдельных общин, и в каждой общине с кругом этих богов связывался свой круг мифов.

    Почти все мифологические памятники, которые  дошли до нашего времени, найдены в школьной библиотеке Ниппура, однако они передают не только традицию ниппурского цикла мифов, но также предания Эреду и особенно Урука. Это связано с тем, что III династия Ура, при которой складывался общий для всей страны ниппурский канон, возводила свой род к мифическим и полумифическим героям Урука. Видимо, существовали циклы мифов и других городов, но традиция почти не сохранила их.

    Собственно  космогонические шумерские мифы ученым не известны. Возможно, что записи чисто космогонических мифов до нас не дошли, но, скорее всего, их в Шумере и не было. Были, по-видимому, в весьма отдаленное от записей мифологических текстов время отдельные сказания о первых деяниях богов, но в особое космологическое философское учение они не вылились и кратко воспроизводились только в коротеньких, но обязательных заставках, прологах к другим сказаниям.

    Мифы  о сотворении божеств, которым поручено следить за порядком на земле, о распределении  божественных обязанностей, об установлении божественной иерархии, о заселении земли живыми существами и даже о создании отдельных сельскохозяйственных орудий составляют самую обширную часть шумерской мифологической литературы. Творцами-демиургами выступают главным образом два божества – Энки и Энлиль. Так, Энлиль порождает бога луны Нанну и некоторых богов подземного царства. В другом мифе он создает скотоводческих богов – Эмеша и Энтена (лето и зиму), которые приходят на землю и делают ее обильной и плодородной.

    Деятельность  Энки близка трудам Энлиля: он также  благодетельствует земной мир. В сказании «Энки и Шумер» Энки отправляется в путешествие по земле и определяет судьбу отдельных городов и стран:  

    О дом Шумера, да будут полны твои стойла,

    Да  умножатся стада твои,

    Да  будут полны овчарни, да будут  бесчисленны стада твоих овец.  

    Путешествие богов за милостью к Энлилю, видимо, являлось содержанием еще целого ряда мифов. Так, до нас дошел миф  о путешествии в Ниппур Нанны. В этом мифе Нанна едет к Энлилю из Ура с богатыми дарами и просит его наделить реки, леса и поля плодородием и богатством, что Энлиль охотно исполняет.

    До  нас дошли два мифа о появлении  человека на земле, и оба они очень  характерны. В одном рассказывается о богине скота Лахар и богине зерна Ашнан. Их создали в Дулькуге, горнице рождения богов, Энки и Энлиль для того, чтобы Ануннаки (божества, «которым бог небес Ан приказал родиться») могли воспользоваться их дарами и получить пищу. В то время еще ничего не было создано на земле, и Ануннаки не знали, что можно есть хлеб и пить молоко, «они жевали растения, как овцы, и пили воду из канав». Когда Лахар и Ашнан были созданы в Дулькуге, Ануннакам предлагают воспользоваться продуктами, которые производят эти боги. Но Ануннаки едят то, что создали Лахар и Ашнан, и не утоляют голода, пьют великолепное молоко в «превосходных овчарнях», но не утоляют жажды...  

Информация о работе Литература Древней Междуречье