Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:14, реферат
Моё любимое занятие – чтение книг. Мне нравится читать исторические романы, рассказы, у меня есть любимые произведения классиков и современных писателей. Но сейчас я хочу сказать о стихах…
По моему мнению, именно поэзия со всей тонкостью и полнотой отражает человеческую душу. Так часто, читая то или иное стихотворение, поражаешься, как же точно и тонко подмечает поэт душевные переживания и как понятны порой и близки чувства, описанные автором в стихотворении. Читаешь будто про себя…
1.Введение………………………………………………с. 3
2.Основная часть
2.1. Биография…………………………………………….с. 5
2.2. Любовная лирика и её особенности………………..с. 7
2.3. Тема родных мест…………………………………...с.12
2.4. Лирика периода первой мировой войны и революции……………………………………………с.15
2.5. Анализ поэмы «Реквием»...……………………………………………....с. 21
2.6. Исследование ранней и поздней лирики и влияния на неё драматических событий первой половины ХХ века………………..………………………………………с. 27
3. Заключение. Выводы………………………………....с. 41
4. Приложение (электронная презентация)
5. Список использованной литературы……
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки. [2, стр. 30]
Вот так в четырёх строках изображена целая гамма чувств. Это и страх перед разлукой, и желание скрыть глубину своих чувств за внешней собранностью и сдержанностью. И, наверное, самая важная деталь, которая показывает всю напряжённость переживаний- надетая не на ту руку перчатка. Всё это производит сильнейшее впечатление на читателя.
Или же стихотворение «Смятение»:
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице. [2, стр. 45]
Не правда ли, стоит этот тюльпан вынуть из стихотворения, и оно немедленно померкнет! Почему? Не потому ли, что весь этот молчаливый взрыв страсти, отчаяния, ревности и поистине смертной обиды – одним словом, всё, что составляет в эту минуту для этой женщины смысл её жизни, всё сосредоточилось, как в красном цветке зла, именно в тюльпане: ослепительный и надменный, маячащий на уровне её глаз. Он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слёз, безнадёжно обесцветившемся мире. Ситуация стихотворения такова, что не только героине, но и нам, читателям, кажется, что тюльпан не «деталь» и уж, конечно, не «штрих», а что он живое существо, истинный, полноправный и даже агрессивный герой произведения.
Очень интересным было высказывание Василия Гиппиуса о «романности» ахматовской лирики: «Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман. Мы можем говорить о его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету – к тому, как разовьётся этот роман. В лирическом романе – миниатюре Ахматова достигла большего мастерства».[1. c. 33] Вот один из таких «романов»:
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слов
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
Роман кончен. Трагедия десяти лет рассказана Ахматовой в одном кратком событии, в одном жесте, слове. Позже не только Василий Гиппиус, но и другие исследователи писали о «романности» ахматовской поэзии и были совершенно правы.
Часто миниатюры Ахматовой, в соответствии с её излюбленной манерой, не завершены и похожи не столько на маленький роман, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями прежде.
Хочешь знать, как все это было? -
Три в столовой пробило,
И, прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
"Это все... Ах нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!"
Стихотворение «Хочешь знать, как всё это было» написано в 1910 году, то есть ещё до того, как вышла первая ахматовская книжка «Вечер» (1912), но эта одна из самых характерных черт поэтической манеры Ахматовой в нём уже выразилась. Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному и повествовательному рассказу, так как он давал прекрасную возможность насытить стихотворение некой загадочностью: ведь перед нами и впрямь не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для других глаз. Мы, таким образом, заглядываем в чужую драму как бы случайно, словно вопреки намерениям автора, не предполагавшего нашей невольной нескромности.
Особенно интересны стихи о любви, где Ахматова – что редко у неё – переходит к «третьему лицу», то есть, казалось бы, использует чисто повествовательный жанр, предполагающий чёткую последовательность, но и в таких стихах она всё же добавляет лирической размытости и недоговорённости. Вот одно из таких стихотворений, написанное от лица мужчины:
Подошла. Я волненья не выдал,
Равнодушно глядя в окно.
Села словно фарфоровый идол,
В позе, выбранной ею давно.
Быть веселой - привычное дело,
Быть внимательной - это трудней...
Или томная лень одолела
После мартовских пряных ночей?
Утомительный гул разговоров,
Желтой люстры безжизненный зной
И мельканье искусных проборов
Над приподнятой легкой рукой.
Улыбнулся опять собеседник
И с надеждой глядит на нее...
Мой счастливый богатый наследник,
Ты прочти завещанье мое".
Подошла. Я волненья не выдал... [2, стр. 94]
Говоря о любовной лирике Анны Ахматовой, нельзя не упомянуть об адресатах этой лирики. Их было множество (Гумилёв, Анреп, Пунин, Гаршин, Шлейко), но подробней я рассмотрю тех, кто сыграл наибольшую роль в формировании ахматовской любовной лирики. В более раннем периоде самое, пожалуй, значительное влияние на неё оказал Александр Блок.
От тебя приходила ко мне тревога
И уменье писать стихи.
Не раз Анне Андреевне приписывали роман с Блоком, и поэтессе пришлось шутливо назвать свои объяснения по этому поводу – «О том, как у меня не было романа с Блоком». И всё же Ахматову связывала с ним некая «поэтическая любовь». Муза Блока действительно оказалась повенчана с музой Ахматовой.
И если я умру, то кто же
Мои стихи напишет вам,
Кто стать звенящими поможет
Ещё не сказанным словам.
Если Блок стал одним её «поэтическим любовником», то другим был…Александр Сергеевич Пушкин. И не случайно. Ведь юность Ани Горенко прошла в Царском Селе, «пушкинских местах». Их сближало тогда даже сходство возраста: он – лицеист, она – гимназистка, и ей казалось, что его тень мелькает на дальних дорожках парка. Освоение Ахматовой пушкинского мира продолжалось всю её жизнь. Она гордилась тем, что принадлежит к «пушкинистам» по праву исследователя, автора научных работ о жизни и творчестве А.С. Пушкина. В них она смогла по-новому осветить известны события преддуэльной истории, приблизить облик поэта, окружённого стеной одиночества, клеветы и вольного и невольного предательства даже самых близких ему людей. Поражало, то, как она слышит и видит его каждый шаг! Полнота её знания Пушкина была наградой за её талант внимания, с которым она его читала. Сила любви к поэту делала её прозорливой, её интуиция исходила как бы изнутри её творческого мира. То был ахматовский «пушкинизм». Работы Ахматовой - пушкиниста широко известны. Анне Андреевне в процессе досконального изучения биографии Александра Сергеевича, он казался всё более близким по духу. Это и послужило основой для такого «литературного романа». Приятельница Ахматовой Л.Я. Гизбург, определяя такие отношения, сказала простодушно и точно: «Да она его ревновала»[ 1, c.8 ].
Пушкин в одном из своих стихотворений воспел знаменитую царскосельскую статую-фонтан:
Урну с водой уронив,
об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит,
праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода,
изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей,
вечно печальна сидит.
Ахматова своей «Царскосельской статуей» ответила раздражённо, почти разъярённо:
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной. . .
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Надо сказать, что небольшое ахматовское стихотворение, безусловно, не единственное в мировой поэзии адресовано Пушкину, было ещё множество взволнованных обращений к великому гению русской литературы. Но Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, - как влюблённая женщина, вдруг ощутившая мгновенный укол нежданной ревности.
2.3. Тема родных мест
Тема любви, как уже сказано выше, была в ранней лирике Ахматовой ведущей, но всё же не единственной. Анна Андреевна не раз затрагивала в своей лирике, как ранней, так и поздней, тему родных сердцу мест, с которыми у неё было связано множество воспоминаний, которые стали фоном для важных в судьбе поэтессы событий.
Одним из таких мест было Царское Село. Оно, по словам Ахматовой, то же, что и Витебск для Шагала – исток жизни и вдохновения. Там прошли её детские и юношеские годы. "Мои первые воспоминания, - отмечала Ахматова, - царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки...":
По аллее проводят лошадок
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Тема Царского Села у Ахматовой неразрывно связана с именем её любимого поэта, её «божества Царского Села» - Александра Сергеевича Пушкина. Именно там она ощущала наибольшую близость к нему. Ведь недаром когда-то Гёте советовал: если хочешь понять душу поэта, поезжай на его родину, в его страну детства.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
24 сентября 1911г.
Царское Село.
У Ахматовой – параллельно и одновременно с Царским Селом – были и другие места, значившие для её поэтического сознания очень много.В одной из автобиографических заметок она писала, что Царское Село, где проходил гимназический учебный год, то есть осень, зима и весна, чередовалось у нее со сказочными летними месяцами на юге—«у самого синего моря», главным образом вблизи Стрелецкой бухты у Севастополя. А 1905 год полностью прошел в Евпатории; гимназический курс в ту зиму осваивала на дому—из-за болезни: обострился туберкулез. Зато любимое море шумело все время рядом, оно успокаивало, лечило и вдохновляло. Дыхание вечности, исходившее от горячих камней и столь же вечного, нерушимого неба рождало мысли, эхо которых будет отдаваться в ее творчестве долгие годы — вплоть до старости.
Она научилась плавать и плавала так хорошо, словно морская стихия была для нее родной.
Мне больше ног моих не надо,
Пусть превратятся в рыбий хвост!
Плыву, и радостна прохлада,
Белеет тускло дальний мост...
...Смотри, как глубоко ныряю,
Держусь за водоросль рукой,
Ничьих я слов не повторяю
И не пленюсь ничьей тоской...
«Мне больше ног моих не надо»
1911 год .
Юг, подаривший ей ощущение воли, свободы, никогда не уходил из ее поэтической памяти.
В поэзии Ахматовой занял свое место и Киев, где она училось в последнем классе Фундуклеевской гимназии, где в 1910 году вышла замуж за Николая Гумилева, где написала великое множество стихов и окончательно почувствовала себя поэтом.
Киев навсегда остался в ее творческом наследии прекрасным и стихами:
Древний город словно вымер,
Странен мой приезд.
Над рекой своей Владимир
Поднял черный крест.
Липы шумные и вязы
По садам темны,
Звезд иглистые алмаза
К богу взнесены.
Путь мой жертвенный и славный
Здесь окончу я.
И со мной лишь ты, мне равный,
Да любовь моя.
Древний город словно вымер...
И все же главнейшее и даже определяющее место в жизни, творчестве и судьбе Ахматовой занял, конечно, Петербург. Не случайно Ахматову называли истинной петербуржанкой — представительницей именно петербургской школы. «Петербург,— писала она, — я начинаю помнить очень рано — в девяностых годах. Это в сущности Петербург Достоевского. Это Петербург дотрамвайный, лошадиный, коночный, грохочущий и скрежещущий, лодочный, завешанный с ног до головы вывесками, которые безжалостно скрывали архитектуру домов. Воспринимался он особенно свежо и остро после тихого и благоуханного Царского Села» [1, стр. 11]. Петербург стал ее подлинной духовной, родиной. Ахматовская поэзия, строгая и классически соразмерная, во многом родственна самому обличию города: торжественности знаменитых набережных, окаймленных золотой каллиграфией фонарей, мраморным и гранитным дворцам, его бесчисленным львам, крылатым грифонам, египетским сфинксам, античным атлантам, колоннадам, соборам, и блистающим шпилям. Родство, духовное и кровное, между ахматовским стихом и городом заключается в свойственном только Ленинграду сочетании нежности и твердости: