Историзм лирики А.А. Ахматовой: опыт сопоставления ранних и поздних стихотворений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Моё любимое занятие – чтение книг. Мне нравится читать исторические романы, рассказы, у меня есть любимые произведения классиков и современных писателей. Но сейчас я хочу сказать о стихах…
По моему мнению, именно поэзия со всей тонкостью и полнотой отражает человеческую душу. Так часто, читая то или иное стихотворение, поражаешься, как же точно и тонко подмечает поэт душевные переживания и как понятны порой и близки чувства, описанные автором в стихотворении. Читаешь будто про себя…

Содержание

1.Введение………………………………………………с. 3
2.Основная часть
2.1. Биография…………………………………………….с. 5
2.2. Любовная лирика и её особенности………………..с. 7
2.3. Тема родных мест…………………………………...с.12
2.4. Лирика периода первой мировой войны и революции……………………………………………с.15
2.5. Анализ поэмы «Реквием»...……………………………………………....с. 21
2.6. Исследование ранней и поздней лирики и влияния на неё драматических событий первой половины ХХ века………………..………………………………………с. 27
3. Заключение. Выводы………………………………....с. 41
4. Приложение (электронная презентация)
5. Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

Ахматова.doc

— 261.50 Кб (Скачать)


36

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гуманитарно – педагогический лицей»

 

Конференция «Творчество. Сотрудничество. Поиск»

 

 

 

 

 

Историзм лирики А.А. Ахматовой: опыт сопоставления ранних и поздних стихотворений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Науменко Виктория,

учащаяся 10 «А» класса

Научный руководитель: Мартынова Е.М.,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ухта, 2010г.

 

 

                     Содержание

 

 

 

   1.Введение………………………………………………с. 3

   2.Основная часть

2.1. Биография…………………………………………….с. 5

2.2. Любовная лирика и её особенности………………..с. 7

2.3. Тема родных  мест…………………………………...с.12

2.4.   Лирика  периода первой мировой войны и революции……………………………………………с.15

2.5. Анализ поэмы «Реквием»...……………………………………………....с. 21

2.6. Исследование ранней и поздней лирики и влияния на неё драматических событий  первой половины ХХ века………………..………………………………………с. 27

3. Заключение. Выводы………………………………....с. 41

4. Приложение (электронная презентация)

5. Список использованной литературы………………..с. 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Введение

 

 

Моё любимое занятие – чтение книг. Мне нравится читать исторические романы, рассказы, у меня есть любимые произведения классиков и современных писателей. Но сейчас я хочу сказать о стихах…

По моему мнению, именно поэзия со всей тонкостью и полнотой отражает человеческую душу. Так часто, читая то или иное  стихотворение, поражаешься, как же точно и тонко подмечает поэт душевные переживания и как понятны порой и близки чувства, описанные автором в стихотворении. Читаешь будто про себя…

«Люблю стихи - и чувства нет святей…»

Бывают минуты, когда на душе грустно, на улице непогода. И настроение не назовёшь прекрасным. И вот тогда я беру в руки томик стихов и погружаюсь в чтение. Иногда это новые сборники неизвестных мне поэтов. Но чаще я перечитываю старые.

Стихи Анны Андреевны Ахматовой… Они поражают своей строгостью, редким чувством гармонии, ясностью и заставляют вновь и вновь возвращаться к ним, перечитывать и, конечно, восхищаться… с каждым разом всё глубже и глубже проникать в поэтический мир этой удивительной и такой талантливой поэтессы.

Однажды, блуждая между стеллажами городской библиотеки, я обнаружила книгу Алексея Ильича Павловского «Анна Ахматова. Жизнь и творчество». Вопрос о том, что взять почитать, был закрыт. Прихватив ещё с собой томик стихов Ахматовой, я помчалась домой.

Весь следующий вечер я не могла оторваться от книги, на страницах которой мне открылась судьба поистине великой и счастливой женщины… Да, именно счастливой… Кто-то, возможно, не согласится со мной. О каком счастье можно говорить? Может ли быть счастливой  женщина, муж которой был расстрелян, а сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, которая подвергалась травле и гонениям, которая почти всегда жила в бедности и в бедности умерла? И всё – таки она была счастливой. Она была  - поэт, великий русский поэт, истинное счастье для которого – пережить все радости и горести вместе с родиной, поддерживая её дух своим творчеством.

Да, я восторгалась стихами Ахматовой, они трогали меня за душу, были бесконечно близки. Но, прочитав  книгу о её жизненном пути, я стала восхищаться ею и как человеком,  не согнувшимся под ударами судьбы, стойким, честным, преданным родине, пережившей вместе с ней все испытания. Вот почему темой для своей работы я выбрала именно эту.

Цель моей работы – проанализировать, какое влияние на творчество Анны Ахматовой оказали и как были в нём отражены драматичные события в России начала двадцатого века и трагедия в личной жизни поэтессы. Ведь если бы не эти обстоятельства, то лирика Ахматовой, возможно, не стала бы такой, какой она вошла в историю мировой литературы. Чтобы проследить постепенное изменение её лирики, я изучала ранние и более поздние произведения, анализировала, находила их особенности, исследовала, какие черты их сближают, какие различают, и на основе этого делала выводы, какими именно были изменения в творчестве Анны Андреевны.

Первая часть работы носит реферативный характер, в основную часть включена и самостоятельная часть- исследование ранней и поздней лирики и влияния на нее драматических событий первой половины 20 века. Мы сделали попытку самостоятельно, вне существующих по этому вопросу в  литературоведении исследований, проанализировать некоторые стихотворения Ахматовой, сделать выводы, окунуться в атмосферу эпохи, полной катаклизмов и  уже далекой  современной молодежи.

Чтобы понять, какое влияние оказала история на творчество А.А.Ахматовой, нужно было проследить за ее биографией. Для этого в основную часть включена специальная глава, в основу которой легли данные из книги А.И.Павловского « Анна Ахматова. Жизнь и творчество». Также этим источником мы воспользовались, чтобы выделить особенности основных тем в лирике поэтессы: любовной, Родины, первой мировой войны и революции. Особенно заинтересовал нас анализ поэмы «Реквием».

Таким образом, изучив некоторые аспекты жизни и творчества А.А.Ахматовой, я попробовала самостоятельно исследовать ранние и поздние стихотворения поэтессы и сделать выводы, как повлияли исторические события на ее лирику, что изменилось в мировоззрении величайшего поэта того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Биография

 

Ахматова (настоящая фамилия – Горенко) Анна Андреевна родилась 11 июня(23 н.с.) 1889 года под Одессой в семье отставного инженера – механика флота. Когда ей исполнился год, семья переехала в Царское Село. Там Ахматова провела юность «Читать училась по азбуке Льва Толстого», первое стихотворение написала в одиннадцать лет. Училась в Царскосельской женской гимназии.

В 1905 году, после развода родителей, мать с детьми уехала в Евпаторию, затем в Киев, где Анна закончила Фундуклеевскую гимназию.

В 1907 поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Изучении истории права и латыни шло успешно. Но чисто юридические предметы вызывали охлаждение к курсам.

1910 году выходит замуж за Николая Гумилёва, проводит  с ним месяц в Париже. После возвращения в Петербург училась на Высших историко-литературных курсах Раева. В это время она написала много стихов, вошедших позже в её первую книгу. Ахматова выступила с чтением своих стихов в Павловске перед друзьями Гумилёва, а потом на «башне»Всеволода Иванова и с 1911 года регулярно печаталась в петербургских и московских изданиях. Вместе с Гумилёвым становится сторонницей акмеизма.

Весну 1911 снова провела в Париже, в 1912 путешествовала по Северной Италии, оставившей огромное впечатление. В этом же году выходит её первый сборник стихов «Вечер». Благосклонно принятый критикой. В 1912 году у Ахматовой и Гумилёва родился сын Лев ( в будущем Л. Гумилёв станет известным историком и географом). В марте 1914 вышла её вторая книга – «Чётки»

Октябрьскую революцию 1917 года Ахматова не приняла: «Всё расхищено, продано, предано…всё голодной тоскою изглодано» но она не покинула Россию, отвергла «утешные» голоса, зовущие на чужбину, где оказались многие её  современники – И. Бунин, К. Бальмонт, Г. Иванов и др. В сентябре 1917 года вышел третий сборник Ахматовой – «Белая стая».

После революции Ахматова работала в библиотеке Агрономического института, не прекращая творческой деятельности. В 1921 году вышел сборник стихов «Подорожник», в 1922 – книга «Аnno Domini».

  Стихи Ахматовой были высоко оценены любителями поэзии и такими серьёзными исследователями как Ю. Тынянов, В. Жирмунский.

С середины 1920-х у Ахматовой появился серьёзный интерес к архитектуре старого Петербурга, поэтесса знала историю каждого уникального здания северной столицы. В это же время началась её исследовательская работа, посвящённая жизни и творчеству А. С. Пушкина и нашедшая выражение в глубоких и оригинальных этюдах («Гибель Пушкина» и др.)

В начале 1930-х сын Ахматовой, Лев Гумилёв, был репрессирован  (его трижды арестовывали, и он провёл в лагерях в общей сложности 14 лет; позднее был реабилитирован). Все эти годы Ахматова терпеливо и неустанно, но бесплодно хлопотала о его освобождении. В 1924 – 1940 годах Анна Ахматова не переставала писать, но стихи её в советской печати в это время не появлялись. И лишь в 1940 году вышел её сборник «Тростник».

Отечественная война застала Анну Андреевну в Ленинграде и заставила уехать в Москву, а затем эвакуироваться в Ташкент, где она жила до 1944. Выступала с чтением стихов в госпиталях перед ранеными. Много и тяжело болела. В её стихотворениях, созданных в годы войны («Избранное», 1943), звучала глубокая патриотическая тема («Клятва», 1941, «Мужество». 1942, «Щели в саду вырыты..», 1942).  В июне 1944 Ахматова  вернулась в Ленинград, встречу с которым («страшным призраком») описала в прозаическом очерке «Три сирени».

В 1946 году Анна Ахматова была подвергнута жестокой и несправедливой критике (Постановлением ЦК ВКП(б) 1946 года), исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию. Вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами (всегда говорила, что переводить и писать своё немыслимо). При этом была великим мастером художественного перевода. Переводила из индийской, китайской, западноевропейской поэзии. Но всё же, несмотря на критику и исключение поэтессы из Союза писателей, в этом же году в издательство «Советский писатель» была сдана книга Ахматовой «Нечет», в который входили стихи военных лет

В 1962 закончила  «Поэму без героя», которую писала двадцать два года. В 1964 выходит сборник «Бег времени». В этом же году Ахматовой была присуждена международная поэтическая премия в Италии  «Этна - Таормина». Оксфордский университет присвоил ей почётную степень доктора университета.

В 1964 побывала в Италии (в Риме и на Сицилии), в 1965 – в Англии, а на обратном пути посетила Париж. Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в Москве после четвёртого инфаркта. Похоронена в Комарове, под Петербургом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Любовная лирика и её особенности

 

Анна Ахматова принадлежит к четвёрке великих русских поэтов XX столетия, чьё творчество началось в период Серебряного века. Литературные критики ставят её на пьедестал рядом с Осипом Мандельштамом, Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой.

Ставшая одной из ярких звёзд серебряного века, Ахматова на долгие десятилетия была отлучена от советской литературы. Но время, как известно, всё и всех расставляет  на свои места. В период так называемой «Хрущёвской оттепели» её поэзия стала возвращаться к читателю с тем, чтобы остаться с ним навсегда.

Восхождение Анны Ахматовой в литературу было стремительным, ярким. Успех пришёл почти сразу. Два первых сборника стихов: «Вечер» и «Чётки» - были признаны любовной лирикой. Большинством читателей они оценились как «женская поэзия», как лирический дневник, наполненный «сентиментами и капризами». Однако, такой тонкий ценитель поэзии, как Александр Блок, записал в дневнике следующее: «Стихи Анны Ахматовой чем дальше, тем лучше». Высокую оценку стихам дал и Осип Мандельштам, который пророчески написал: «Её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России». Но прозорливей всех написал в своей статье  об Ахматовой молодой критик и поэт Н. В. Недоброво. Он лучше и раньше других понял подлинную масштабность её поэзии. Да и сама Ахматова считала, что именно он угадал весь её дальнейший творческий путь.

Действительно, ранняя лирика Ахматовой была, в основном, любовной. Само по себе  это обстоятельство не является оригинальным: вся мировая поэзия, в основном, сконцентрирована на теме любви. Но раньше женщина выступала как объект любовных переживаний поэтов-мужчин. С приходом же Анны Ахматовой женщина сама заговорила о своих чувствах. Как позже писала сама Ахматова: «Я научила женщин говорить…» Это было новым, непривычным. Это привлекало внимание читателей.

Любовная лирика Ахматовой имеет свои ярко выраженные особенности, которые были сразу замечены критиками и читателями и которые Анна Андреевна пронесла через всё своё творчество. Одна из таких особенностей выражалась в удивительной способности Ахматовой «делать стихи» буквально из обихода, из житейского немудрёного быта – вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Уже современники Ахматовой заметили, какую необычно большую роль играла в стихах юной поэтессы  строгая, обдуманно локализованная житейская деталь. Она была у неё не только точной, но и подчас осуществляла весь замысел стиха и, подобно замку, держала на себе всю постройку произведения.   

  Стихотворение  «Песнь последней встречи», из сборника «Вечер», о предстоящей разлуке с любимым человеком. Автору стихов удаётся передать всю остроту переживаний своей героини:

Информация о работе Историзм лирики А.А. Ахматовой: опыт сопоставления ранних и поздних стихотворений