Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:27, биография
Пушкин (Александр Сергеевич) - величайший русский поэт, род. 26 мая 1799 г., в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой ул. О своих предках по отцу он пишет в 1830-31 гг.: "Мы ведем свой род от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т.е. знатного, благородного), въехавшего в Россию во время княжения св. Александра Ярославича Невского... Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории. В малом числе знатных родов, уцелевших от кровавых опал паря Иоанна Васильевича Грозного. историограф именует и Пушкиных.
В 1814 г. Сергей Львович П. вновь поступил на службу в Варшаве по комиссариату (чиновником он оказался, конечно, крайне небрежным), а его 15-летний сын впервые выступил в печати с стихотворением: "Другу-стихотворцу" (4 июля, в 13 No "Вестника Европы"), за подписью: Александр Н. К. ш. п.
Несмотря на подъем патриотического чувства, которое было естественным следствием событий 1812-1814 гг., первые поэтические опыты П. направлялись не в эту сторону, а являлись подражанием любовной и вакхической лирике и отчасти сатире французских и русских учеников и продолжателей Горация. Из французских поэтов П. больше всего подражал Парни, из русских - Батюшкову, Жуковскому, Василию П. Но и в этих "полудетских песнях на чужой голос" местами слышится будущий П., то в искренности чувства, то в оригинальности мыслей и ощущений, то в силе и смелости от дельных картин и стихов.
В этих пробах пера нельзя не заметить и уменья усваивать от каждого образца лучшее и быстро отделываться от его недостатков: так, псевдоклассический арсенал собственных имен, очень богатый в наиболее ранних стихотворениях Пушкина, скоро уступает место умеренному употреблению утвердившихся формул; славянские выражения, в роде: пренесенный, взмущенны волны, расточил врагов, черный вран стрежет , быстро редеют и употребляются только в наименее задушевных его пьесах. В высшей степени поразителен факт, что одно из произведений 15-летнего лицеиста; который три года назад думал по-французски, сделалось почти народною песнью и начиная с 20-х годов перепечатывалось на лубочных листах; это так наз. "Романс" ("Под вечер осенью ненастной"), от которого потом, по забывчивости, отказывался сам автор. В первых (1814 г.) стихотворениях поражает также раннее развитие чувственности ("К Наталье", "К молодой актрисе", "Красавице, которая нюхала табак"). То обстоятельство, что стихи 15-летнего П. попали в печать, не могло очень сильно выдвинуть его между товарищами: редакторы того времени очень любили поощрять юные таланты, особенно из хороших фамилий, и первое стихотворение Дельвига напечатано было еще раньше.
Но вот наступил день публичного экзамена 8 января 1815 года (переходного в старший класс), на который приехал Державин. Пушкину велели прочесть собственное стихотворение: "Воспоминания в Царском Селе", написанное (по совету Галича) в державинском и даже отчасти ломоносовском стиле (но местами с истинным чувством, сильно и красиво выраженным), во славу Екатерины, ее певца и ее победоносного внука. Державин был растроган, хотел обнять поэта (который убежал, вследствие юношеской конфузливости) и, говорят, признал в П. достойного себе наследника. Это стихотворение, за полной подписью автора, было напечатано в "Российсском Музеуме", который в том же году поместил и еще несколько произведений П.
С этого времени
П. приобретает известность и
за стенами лицея, что заставило
смотреть на него иными глазами и
его самолюбивых родителей, только
что переселившихся в Петербург
на постоянное жительство. 16-ти-летний
лицеист отдался поэзии, как призванию,
тем более, что через отца и
дядю он имел возможность познакомиться
лично с ее наиболее уважаемыми им
представителями: к нему в лицей
заезжали Жуковский и Батюшков, ободряли
его и давали ему советы (особенно
сильно и благотворно было влияние
Жуковского, с которым он быстро
и близко сошелся летом 1815 г.; см.
стих. "К Жуковскому"). Профессора
начинают смотреть на него как на будущую
известность; товарищи распевают хором
некоторые его пьесы в лицее
же положенные на музыку. В своих
довольно многочисленных стихотворениях
1815 г. П. уже сознает силу своего таланта,
высказывает глубокую благодарность
музе, которая скрасила ему жизнь
божественным даром, мечтает о тихой
жизни в деревне, при условии
наслаждения творчеством, но чаще представляет
себя эпикурейцем учеником Анакреона,
питомцем нег и лени, поэтом сладострастия,
и воспевает пирушки, которые, по-видимому,
были гораздо роскошнее и
В это время
в П. начинает вырабатываться способность
истинного художника
В 1816 г. известность П. уже на столько велика, что стареющийся лирик Нелединский-Мелецкий, которому императрица Марья Федоровна поручила написать стихи на обручение великой княжны Анны Павловны с принцем Оранским, прямо отправляется в лицей и заказывает пьесу П., который в час или два исполняет заказ вполне удовлетворительно. Известные светские поэты (кн. П. А. Вяземский, А. А. Шишков) шлют ему свои стихи и комплименты, и он отвечает им, как равный. Дмитриев и Карамзин выражают очень высокое мнение об его даровании (последний летом этого года жил в Царском, и П. был у него в доме своим человеком); с Жуковским, которого после смерти Державина считали первым поэтом, Пушкин уже сотрудничает ("Боже царя храни!"). Круг литературного образования П. значительно расширяется: он перечитывает старых поэтов, начиная с Тредьяковского, и составляет о них самостоятельное суждение; он знакомится с немецкой литературой (хотя и во французских переводах). Анакреонтические мотивы Батюшкова начинают, в произведениях П., уступать место романтизму Жуковского.
В наиболее задушевных
стихотворениях П., господствует элегическое
настроение, которое в самом конце
пьесы своеобразно
Идеальная любовь
П.; по-видимому, не мешала увлечениям иного
рода; но и для них он умел находить
изящное выражение, то в полународной
форме романса - песенки в тоне
Дмитриева и Нелединского ("К
Наташе", горничной княжны Волконской),
то с привнесением оригинальной идеи
(напр, "К молодой вдове"). Умные
мысли, искреннее чувство и изящные
пластичные образы находим мы у П.
даже в именинных поздравлениях
товарищам и в альбомных
В языке его теперь чаще прежнего встречаются смелые для того времени, чисто народные выражения (в роде: частехонько, не взвидел и пр.), до тех пор освященные примером одного Крылова (его П. изучал уже с 15-летнего возраста; см. "Городок"). Благодаря лицейской свободе, П. и его товарищи близко сошлись с офицерами лейб-гусарского полка, стоявшего в Царском Селе.
Это было не совсем подходящее общество для 17-ти-летних "студентов", и вакхическая поэзия П. именно здесь могла перейти из области мечтаний в действительность; но не следует забывать, что среди лейб-гусар П. встретил одного из самых просвещенных людей эпохи (притом убежденного врага всяких излишеств), П. Я. Чаадаева, который имел на него сильное и благотворное влияние в смысле выработки убеждений и характера; да и прославившийся своими проказами и "скифскою жаждою". П. Н.
Каверин учился
в геттингенском университете, и
не даром же П. видел в нем живое
доказательство того, Что резвых шалостей
под легким покрывалом И ум возвышенный
и сердце можно скрыть (см. "Послание
к Каверину", в первонач. виде).
Дружеские отношения с лейб-
П., по-видимому без особой борьбы и неудовольствия, отказался от своей мечты и в стихах стал подсмеиваться над необходимостью "красиво мерзнуть на параде". Его гораздо более прельщала надежда "погребать покойную академию и Беседу губителей российского слова" (письмо кн. Вяземскому от 27 марта 1816 г.); он рвался в бой, но в бой литературный.
По родственным
и дружеским связям, а еще более
по личному чувству и убеждению
он был всецело на стороне последователей
Карамзина в Жуковского и вообще
всего нового и смелого в поэзии.
Еще на лицейской скамье он был
пылким "арзамасцем", в самых
ранних стихотворениях воевал с "Беседой"
и кн. Шаховским, и на них впервые
оттачивал свое остроумие. "Арзамас"
оценил его талант и рвение и считал
его заранее своим
9 июня 1817 г. государь
явился в Лицей, сказал
В начале июля он уехал в отпуск в Псковскую губ., в село Михайловское, где родные его проводили лето. Позднее П. вспоминал, как он "обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и пр.; но - продолжает он - все это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю шум и толпу". Уже за 2 недели до конца отпуска П. был в Петербурге и писал в Москву кн. Вяземскому, что "скучал в псковском уединении". Однако, и из кратковременного пребывания в деревне П. вынес несколько плодотворных воспоминаний (знакомство с родственниками Ганнибалами и поэтическая дружба с обитательницами соседнего Тригорского).
Жизнь, которую
вел П. в Петербурге в продолжение
трех зим (1817-1820), была очень пестрая,
на глаза людей, дурно расположенных
к нему - даже пустая, беспорядочная
и безнравственная, но во всяком случае
богатая разнообразными впечатлениями.
Он скорее числился на службе, чем служил;
жил с своими родителями на Фонтанке
близ Покрова, в небольшой комнате,
убранство которой соединяло "признаки
жилища молодого светского человека
с поэтическим беспорядком
Дома он много читал и работал над поэмой "Руслан и Людмила", задуманной еще в Лицее, а вне дома жег "свечу жизни" с обоих концов. Он проводил вечера и целые ночи с самыми неистовыми представителями "золотой молодежи", посещал балет, участвовал в шутовском "оргиальном" обществе "Зеленой лампы", изобретал замысловатые, но не невинные шалости и всегда готов был рисковать жизнью из-за ничтожных причин.
"Молодых повес
счастливая семья" состояла, однако,
из людей развитых и в
В конце сентября или в октябре 1817 г. П. в первый раз (и в последний, за прекращением заседаний) посетил Арзамас, этот "Иерусалим ума и вкуса", и завязал прочные, на всю жизнь, сношения с его членами. Но Арзамас, при всей свежести идей своих, все же был только литературной партией, кружком, и П. скоро перерос его. Уже в 1818 г. он является к П. А. Катенину, взгляды которого довольно далеко расходились с принципами Арзамаса, со словами: побей, но выучи. Катенин, как признавал П. впоследствии, принес ему великую пользу: "ты отучил меня от односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба мысли" (письмо 1826 г. No 163).
П. находит время часто видаться с Дельвигом и Кюхельбекером, с которыми его прежде всего соединяет любовь к литературе; он постоянный посетитель суббот Жуковского, частый гость в доме Карамзина. Когда он, после 8 месяцев такой слишком переполненной жизни, схватил гнилую горячку и должен был потом отлеживаться в постели, он "с жадностью и со вниманием" проглатывает только что вышедшие 8 т. "Истории" Карамзина и всецело овладевает их сложным содержанием.
Он все умеет
обращать на пользу своему великому делу:
любовные интриги дали ему в 19 лет
такое знание психологии страсти, до
которого другие доходят путем долгого
наблюдения см. стих. "Мечтателю",
I, 192-3); с другой стороны, вера в высокое
призвание спасала его от сетей
низкопробного кокетства
В эту пору стихи для него - единственное средство изливать свою душу; как далеко шагнул он в них вперед в смысле красоты формы и силы выражений, видно из невольного восторга друзей-соперников, которые тонко понимали это дело (кн. Вяземский пишет Жуковскому 25 апр. 1818 г.: "Стихи чертенка-племянника чудесно хороши. В дыму столетий это выражение - город. Я все отдал бы за него движимое и недвижимое. Какая бестия! Надобно нам посадить его в желтый дом: не то этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и отцов наших").